Действие пятое. Вырубленный тролль.

Dec 14, 2006 11:52

Действие пятое. Вырубленный тролль.

Умей обойтись с глупым,
а умный сам с тобой обойдется.
адыгейская пословица

С разбором пятого испытания авторам теории пришлось изрядно потрудиться: нужно было из небольшого куска текста извлечь и расшифровать всю возможную спрятанную информацию. Забавно, что самая объёмная на данный момент книга цикла оказалась зашифрованной в маленьком, на первый взгляд и вовсе неприметном абзаце. Тем не менее, мы, как истинные маньяки, сумели вытащить немало любопытных ниточек, и теперь предлагаем вам ознакомиться с хитросплетениями роулинговского макраме.

В ноздри ударил омерзительный запах, заставив их обоих прикрыть носы робами. Глаза заслезились, но и сквозь слезы они [Гарри и Гермиона] разглядели прямо перед собой на полу лежавшего на спине тролля, более крупного, чем тот, с которым им довелось бороться. Тролль уже остыл. На голове у него зияла кровавая рана.

Как уже FalleN говорила выше (а Kotty, если помните, ей в этом абсолютно не возражала), отталкивающее зловоние (а бывает ли притягивающее зловоние? - вот вам вопрос на засыпку ;-)) вполне можно сравнить на языке метафор с чёрной магией, тёмными и злыми силами, причина которых - какой-то нехороший, а то и вовсе опасный источник. Да уж, этого добра в пятой книге будет навалом, концентрация тьмы в итоге застелет Гарри глаза и приведёт к слезам. Причём уже к самым настоящим…

Далее.
Побеждённый тролль - явная отсылка читателя назад, в памятный хэллоуиновский вечер, закончившийся блистательной победой мальчишек над точно таким же троллем (и, кстати, вырубили они его как раз ударом по голове). Как видите, Роулинг намекает нам об этом прямым текстом. И именно в десятой главе «ГП и ФК» мы получаем подробное описание отвратительного существа:
Это было кошмарное зрелище. Тролль, двенадцати футов ростом, с кожей отвратительного гранитно-серого оттенка, обладал изрытой тушей, напоминавшей огромный булыжник с водруженной сверху маленькой лысой головенкой, размером с кокосовый орех. У него были короткие, толстые как древесные стволы лапы и плоские, когтистые ступни. Запах от него исходил немыслимый. В руке он нес огромную деревянную дубину, которая волочилась сзади по земле, из-за того, что руки у тролля были ужасно длинные...
... Тролль надвигался на нее, попутно сшибая со стены раковины.
... От криков и от возникшего эха тролль обезумел. Он снова заревел и бросился на Рона, который оказался ближе всего и которому было некуда бежать.
... Воя от боли, тролль вертелся и размахивал дубиной, а Гарри у него на шее буквально цеплялся за жизнь; в любую секунду тролль мог сбросить его или убить дубиной.

Что-то это всё сильно напоминает... Например, FalleN, оставив на растерзание Kotty очередной пакет шоколадных пряников, немедленно бросилась листать пятую книгу в поисках сцены в Отделе Тайн:
Она [голова] уменьшалась на глазах, стремительно лысея; чёрные волосы и щетина как бы втягивались в череп; щёки становились всё глаже, череп круглел, покрывался персиковым пушком... Скоро на мощной, мускулистой шее оказалась голова младенца; выглядело это чудовищно. Упивающийся Смертью барахтался, безуспешно пытаясь встать.
…Мужчине удалось вытащить голову из сосуда. Вид у него был ужасающий: орущий младенец, дико размахивающий могучими кулаками. Упивающийся Смертью чудом не задел Гарри - тот успел вовремя пригнуться.

Вот это да! Какое поразительное совпадение, если это вообще совпадение. Неужто Роулинг ещё в первой книге намекала на то, что нам доведётся увидеть большую битву в Министерстве магии?

Кроме того, описание тролля в глазах авторов теории очень сильно перекликается с описанием ещё одного колоритного персонажа, появившегося в пятой книге: великана Граупа, единоутробного брата Хагрида. Если же учесть, что в мифологии образ троллей восходит к образу великанов, то параллель становится очевидной. Завершающий штрих: хэллоуинский тролль описывается с тусклой гранитно-серой кожей. МакГонагалл определяет его как горного тролля («Мисс Грейнджер, как Вам пришло в голову сражаться с горным троллем, глупая Вы девчонка!»), что согласуется с роулинговской книгой «Фантастические животные, и где их искать»: «Горный тролль самый большой и злобный. Он лысый и его кожа бледно-серая» и вполне совпадает с большинством мифологических источников, определяющих серых и чёрных троллей как жителей горных расщелин, многоуровневых пещер и других темных мест. А как мы узнаём из пятой книги, Хагрид привёл Граупа именно с гор, где тот жил со своим племенем. Приходится признать, что случайностью здесь и не пахнет, а пахнет лишь гигантской подсказкой к «ГП и ОФ», разгуливающей с дубиной по Хогвартсу одним хэллоуиновским вечером.

Теперь давайте размотаем этот клубок. И хэллоуинский тролль, и тролль на полосе препятствий, и Грауп, и младенцеголовый Пожиратель - все они фигурируют в книге в момент опасности.

В праздничный вечер тролль напал на Гермиону, а Гарри с Роном её спасли. В Запретном Лесу Гарри аж дважды защищал Гермиону от Граупа: первый раз - при знакомстве с великаном, второй - после стычки с кентаврами.

В Отделе Тайн Пожиратель смерти нападает на подростков и чуть не посылает в Гермиону смертельное заклятие, но умная девочка в итоге отправляет мужчину в нокаут (тогда, собственно, его голова и угодила в сосуд Времени, превративший мага в подобие тролля). Позже мы вновь видим троллеподобного ПС-а - в тот момент, когда Долохов таки попадает в Гермиону каким-то опасным заклятьем.

Убиенный профессором ЗОТИ тролль, мимо которого проходят Гарри с Гермионой на пятом испытании, тоже символизирует опасности: позади Рон в бессознательном состоянии, впереди - склянки от профессора зельеварения и затылок Квирелла у зеркала Еиналеж.

Занимает и настораживает то, что где бы ни упоминался тролль (или троллеподобное существо) - рядом всегда оказывается Гермиона. FalleN с Kotty изничтожили по два пакета пряников в попытках впихнуть свои мысли по поводу сего безобразия в пятое действие, но в итоге плюнули и решили, что как-нибудь потом, на досуге, может, выложат их отдельным постом вне теории, но на её основе.

Но давайте вернёмся к нашим баранам: аффторшам ещё есть, что вам рассказать.

Тролль уже остыл. На голове у него зияла кровавая рана.
Так что же представляет собой тролль? Что он символизирует? И вообще, зачем Роулинг показывает нам его уже в вырубленном виде? И вновь Kotty берётся провести для вас небольшую экскурсию по запутанным тропам мифологии.

Образ троллей однозначно восходит к образу мифологических великанов. Тролли, скажем так, выродившиеся гиганты (титаны). В скандинавской, в греческой, да и во многих других мифологиях - титаны (гиганты, великаны) - самые первые создания хаоса. У скандинавов это великан Имир, прародитель инеистых великанов. У древних греков титаны рождены богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Титаны (гиганты, великаны и прочие их производные) олицетворяют стихию и природные катаклизмы. Но скандинавские великаны, как греческие титаны повержены новым поколением - богами (асами).

Если говорить о символике, то тролли и великаны в мифологии, как и любые другие монстры - это обломки Хаоса, неким образом оставшиеся в структурированном Космосе - человеческом мире. Они несут в себе угрозу уже тем, что они - порождения Хаоса. Ведь Хаос всяко-разно пытается прорвать границу и уничтожить космос, а порождения Хаоса способствуют этому изнутри. Правда, в мифах герои регулярно не дают этому случиться: в очередной раз побеждая представителя тьмы, они отодвигают конец Света - до того момента, пока этот самый Армагеддон-Рагнарёк действительно не наступит, и хаос поглотит космос, правда, только для того, чтобы вскоре зародился новый мир, принципиально другой. Так символически в мифологии часто отображают смену эпох.

А теперь посмотрим, какая же складывается картина в пятой книге. Не очень-то привлекательная. Мы наблюдаем, казалось бы, все признаки надвигающегося хаоса. Мир вокруг главного героя начинает буквально наполняться тьмой. Возродившийся Вольдеморт набирает силу, армия пожирателей и Орден Феникса в полной боевой готовности. Вольдеморт не оставляет попыток подобраться к таинственному «оружию». Гарри впервые посещает дом Блэков - просто олицетворение запущенности и мрачности, да к тому же напичканный черномагическими предметами и заполненный всякой нечистью: пауками, боггартами, вурдалаками, мольфейками и т.д. Уборка этого дома превращается в настоящую войну. Также читатель глазами Поттера впервые видит фестралов - «вестников смерти». Ментальная связь Поттера с воплощением Хаоса на Земле - Вольдемортом - растёт и крепнет, заставляя подростка испытывать нехарактерные для него чувства слепой ярости, желания уничтожить и т.д. Доходит до того, что Гарри уверяется в своей «черноте», чувствует себя чужим среди «правильных» людей и даже намеревается сбежать. Рассыпается в прах одна из «незыблемых ценностей» - светлый романтический образ идеального отца: несколько минут лицезрения неблаговидного поступка школьного хулигана оставляют в душе Гарри горький осадок. Натуральный хаос с отблесками уизлевских фейерверков воцаряется и в Хогвартсе с уходом Дамблдора и с безраздельным приходом к власти Амбридж (чего стоит одна только МакГонагалл, дающая советы Пивзу, как правильнее крушить всё вокруг). Чем ближе к концу книги, тем ситуация вроде бы даже становится близка к критической - процитирую мысли Гарри:

Никого не осталось. Рассказать некому. Дамблдора нет, Хагрида нет, но профессор МакГонагалл… Казалось, она была и будет всегда…
В общем, создаётся полное впечатление того, что по всем фронтам мир вокруг Избранного рушится, и даже в самом себе он не до конца уверен. А тут ещё самый дорогой для Гарри человек в смертельной опасности - неудивительно, что подросток срывается, делает глупость за глупостью в попытках сохранить то немногое, что ещё у него осталось: тьма застилает ему глаза, в итоге приводя к тем самым слезам, о которых мы упомянули выше…

Но, постойте...

Ведь в итоге выясняется, что все вышеперечисленные грозные признаки не были настолько катастрофическими, какими казались! Загадочное «оружие» оказывается пророчеством пятнадцатилетней давности, из которого Вольдеморт всё равно много для себя не извлёк бы, а преувеличенная возня вокруг него организована Дамблдором для отвлечения внимания Лорда и в попытке заставить Министерство признать нежеланный факт возрождения тирана. Вопреки всем опасениям, сознания Гарри и Вольдеморта «по сути разделены», как выразился Дамблдор. Пугающие фестралы на деле получаются умными и весьма полезными зверюшками: «Гарри с готовностью протянул руку и похлопал ближайшего фестрала по лоснящейся шее; как он мог считать их страшными?». А порядок в Хогвартсе моментально наводится сам собой с возвращением директора.

Кроме того, любопытно, что тролля на полосу припятствий поставил Квиррелл (который в ФК выступает в роли тёмных сил) и оглушил его не кто иной, как он же сам! Это вполне соотносится с Вольдемортом, который в ОФ посылает Гарри цветастые видения. В итоге видения ведь так и оставались видениями, то есть иллюзией опасности. Ровно как и тролль в отключке.

Короче говоря, чем пятая книга не громадная недвижимая троллиная туша - некая опасность со стороны тёмных сил, хаоса, оказавшаяся в итоге пустышкой?

Но и это ещё не всё. Есть ещё одна весьма любопытная параллель. Отвлекая FalleN в сторонку пряником, Kotty напоминает, что, согласно преданиям, тролли, как правило, очень враждебно настроены к людям. Однако зачастую столкнувшихся с ними спасает то, что тролли чрезвычайно глупы, и их легко обмануть.

Победа над троллем или великаном хитростью - очень распространённый мотив в мифологии. Некий хитрец убеждает тролля в своей невероятной силе, подменив в руке камень на кусок сыра и выжав из него сок или же каким-нибудь другим способом заговаривая монстру зубы. В ветхозаветном предании о Давиде и Голиафе последнего укладывает камень, попавший в висок. Этот известный мотив обыгрывал и незабвенный профессор Толкин в «Хоббите» - Гэндальф хитростью побеждает сразу трёх троллей.

В «ГП и ОФ» мотив обмана как средства борьбы выражен очень сильно. Книга фактически начинается тем, что Амбридж подставляет Гарри, надеясь того засудить (по её разумению, именно таким образом можно справиться с грозящим стране хаосом). Министр тоже пытается хитрить - переносит время заседания в последний момент, но Дамблдор тоже не промах. Чуть позже с подачи Фреда и Джорджа весь Хогвартс старательно дурит саму Амбридж. Джинни предлагает вариант, как хитростью добраться до единственного неконтролируемого камина. Ближе к концу книги Гермиона лихо обходит на повороте всех трюкачей, ловко выманив директрису в Запретный лес и на блюдечке преподнеся её кентаврам (ну просто прелесть, не правда ли? Этот момент - фактически прямая проекция легенд о троллях. Только в роли тролля - мерзкая толстая Жаба). Вольдеморт обманывает Гарри, транслируя ему в мозг «невесёлые картинки». А вот поистине великим людям - большие дела: хитрой многоходовкой Дамблдор решает главные задачи книги: заставляет Вольдеморта выйти в люди, а Министерство - признать возвращение Лорда. Нельзя не восхититься Роулинг - так ловко и великолепно она ведёт намеченную линию, давая нам одновременно столько пищи для размышлений, поисков и разборов.

Он [Гарри] отворил следующую дверь, причем оба они насилу заставили себя взглянуть, что же их там ждет...
Отворённая дверь в конце пятого испытания традиционно символизирует очередную раскрытую тайну. На сей раз - тайну пророчества, свалившегося на голову подростка, и всю тяжесть истины о предстоящей ему миссии. Правда страшна настолько, что заглядывать в будущее ой как не хочется. Но всё-таки приходится, и мы вместе с героями направляемся тренировать мозги, разгадывая кроссворд шараду великолепного профессора зельеварения.
Previous post Next post
Up