![](http://pics.livejournal.com/seven_on/pic/0001srcb/s320x240)
Позавчера я вновь приобщился к искусству: побывал на спектакле Квартета "И" под названием "Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и аллюминиевых вилках". Эти разговоры имели большой успех у публики и, надо сказать, три часа для меня пролетели мгновенно. Было реально здорово! Все это примерно походило на спектакли Гришковца, но с разницей в количестве выступающих и заданном настрое. Было очень похожим еще то, что о многом из того, о чем шла речь, как и в выступлениях Евгения Гришковца, я мог сказать, что то же самое много-много раз приходило мне в голову, но я просто не знал, как эти мысли можно выразить. И там была одна интересная тема: измена. О ней было высказано много занимательных мыслей.
Как ни крути, но, почему-то, когда речь идет об отношениях между людьми, слово "измена" в отличие от, например, слова "ревность" употребляется только в отношениях между мужчиной и женщиной. Ревнуй ты младшую сестренку к родителями - не ревнуй, все равно с кем-то из них она тебе никогда не изменит. Звучит как-то даже по-извращенски. Квартет "И", кстати, обыграл сцену, где отец купил мороженое кому-то и не отдал его маленькому сыну, на что тот сделал вывод, что состоялась измена отца сыну с неизвестным мальчиком с применением мороженого. А еще был задан вопрос, почему когда мужчина вместо секса с женой покупает батон колбасы и наслаждается ее вкусом на кухне, жена не считает, что он изменил ей с колбасой. Ответ: потому что колбаса - неодушевленный предмет, который не может выполнять функции человека. Вот и все! А если задуматься, то на самом деле задан вопрос такой: "Почему секс мужчины с другой женщиной расценивается его женой как измена?". Может быть, есть реальная возможность, что такая женщина сможет вытеснить жену, взяв на себя ее роль.
Помню, как один человек мне рассказывал про девушку, у которой случались интимные связи на стороне от любимого человека. Когда ее кто-то попытался пристыдить, она без смущения ответила: "При чем здесь тело? Моя душа в любом случае принадлежит только одному человеку. А то, что тело достается еще кому-то, это несущественно. Мне же целуют руки, щеки и т.д. Это что - тоже измена? Где грань физической близости? На каком моменте? Дело вообще не в физической близости, а в твоем психологическом отношении".
Лично мне доводилось встречать таких забавных женщин, которые рассуждают, что, дескать, пока не будет близости, это изменой не считается. Они могут себе позволить пойти на другие плотские забавы и при этом будут думать, что не перешли никакой грани. Допустим, девушка останавливает на полпути чужого молодого человека в самый интересный момент и в итоге ограничивается чем-то отдельным, меньшим, чем то, на что рассчитывал этот парень. И при этом она думает, что все, что она совершила, не считается тем, что принято называть изменой. А все, что (слава Богу) не произошло, это уже другой разговор. И еще к тому же она горда собой, что "сделала над собой усилие" и "сохранила" верность ее человеку. Она "не дала ситуации развиться" до той степени, когда совесть начнет ее мучать, потому что совесть у нее включается гораздо позже в силу ее убежденности в том, что она делает правильно. Видимо, момент включения ей известен и, чтобы не мучаться, она получает минимум удовольствий, достаточно небольшой, чтобы позже самой себе устроить маленькую индульгенцию.
Если вести разговор об определении границ понятийного пространства слова "измена", безотносительно к взаимоотношениям между этой девушкой и ее молодым человеком или мужем, то у меня совершенно другое об этом представление. Уже представив то, как случается контакт с чужим, и желая этого, человек уже изменяет психологически. Для мужа, мне кажется, факт осознания того, что жена была в близких отношениях в кем-то еще, не так далек от осознания того, что она, находясь рядом с ним, представляет себя рядом с другим, хочет другого (пусть даже и не может) и мысленно готова отдаться тому в первом приснившемся сне. Ведь то, что фактически реальной физической связи не было, совсем не значит, что она не произошла бы, а даже наоборот, говорит об обратном - в случае чего все случилось бы, и нет в этом никаких сомнений. Поэтому, по большому счету, человек уже изменил морально, но не потому, что он поехал куда-либо, где есть вторая женщина, а потому что захотел оказаться с ней. Говорить об оправданности неоконченных измен так же глупо, как говорить, что палач не использовал гильотину, потому что веревку он не обрубил топором, а потихоньку разрезал ее маникюрными ножницами: эффект один и тот же - отрубленная голова. Все сказанное в равной степени относится и к парням, и к девушкам.
Мне кажется, что в вопросе измены нет разницы между тем, что между людьми ничего не произошло физически, и тем, если бы это случилось. Я вижу немного отличий между физической и психологической связью. Потому что психологические последствия осознания того, что девушка хочет кого-то еще, кроме мужа, в двух случаях одинаковы. Различия только в последствиях: при реальном контакте с чужим у человека может произойти еще больший моральный разрыв со своим человеком, об этом может стать известно скорее, чем когда это происходит на психологическом уровне. Если люди хорошо чувствуют друг друга, то даже эта мысленная измена может ощущаться.
А вот что касается допустимости измены, когда речь уже идет о конкретном человеке рядом с тобой и вновь появившемся, то я, пожалуй, скажу, что все, что я написал до этого, не означает абсолютного табу относительно возможности изменять. Только у меня не поворачивается язык назвать эту измену словом "предательство". Я говорю о тех людях, которые вполне заслуживают того, чтобы с ними так поступили. Они рядом с тобой как регалия, как знак относимости к тебе в виде логического приложения, за которым все очень поверхностно, нет ни заботы, ни проявления участия в твоей жизни, ни чувства "эха друг друга". А слово "любовь" в их устах звучит как неизвестный им, но при этом модный научный термин. К сожалению, такие люди попадаются часто и, бывает, сразу не понимаешь, что они именно такие.
Гораздо реже встречаются люди, в отношении которых измена примерно синонимично предательству. Может, и хорошо, что они так редки, потому что это одна из причин ценить их еще больше. Когда я после спектакля думал об этом, пришел к выводу, что даже отдавая кому-то тело, а не душу (я даже не говорю о ней - здесь все ясно), ты все равно предаешь твоего близкого человека и самого себя. Хотя бы потому, что допускаешь вероятность того, что когда-нибудь эта связь тебе аукнется, и тогда в душе твоего человека произойдет такой надлом, о котором он сам не подозревал, когда испытывал чувство сильнейшей привязанности. Как это ни удивительно, знак "плюс" меняется на "минус" просто в момент. И ни ты, ни твой человек уже ничего не можете с этим сделать, как бы этого ни хотелось. Исчезает, мне кажется, чувство уважения к тебе, ощущение твоей надежности и желание заботиться о тебе. Говорят, именно они остаются у людей, проживших вместе долгую жизнь, и в них выражается любовь спустя десятилетия. Чем больше ты живешь, тем чаще, оглядываясь на недоразумения и ошибки прошлых лет, понимаешь, наскольку глупо и безрассудно иногда идти на поводу моментных забав, жертвуя при этом будущим как минимум двух людей (и для особых эгоистов добавлю: одним из которых являешься ты).