В своем давнишнем, так несправедливо охаянном общественностью, посте о современном говноискусстве я вскользь упомянул о неизменной, нарочитой и совершенно безнадёжной церетевлищене, шишкинщине и прочих демонстративных проявлениях мощи и несокрушимости российских государственных декоративно-прикладных традиций в оформлении президентских и правительственных помещений. В общем, тех помещений, внешний вид которых транслируется на всю страну и весь мир, и над убранством которых наверняка работают целый штат квалифицированных специалистов. За совсем небольшим количеством исключений все эти помещения оформлены ровно так же, как и 50-70 лет назад - драгоценностями, мрамором, настенными и напольными коврами, бронзовыми орлами и прочей русской тотемной живностью, парчой и многотонными позолоченными символами российской государственной власти в качестве доминирующей детали интерьера, которая в принципе не может не попасть в объектив репортера. Речь сейчас идет именно об официальном обиталище государственных лиц и организаций первого уровня. Районные ЗАГСы, здания уголовных судов зауральских райцентров и прочая мелочь, естественно, не рассматривается.
Предположим, раз в год в Кремле положено частично модернизировать внешний вид и убранство. Что делает ответственный за это человек? Правильно - приходит в пышную комнату, откуда президент иногда вещает перед камерами на весь мир, берет с ползолоченой каминной полки старые, запылившиеся пятидесятикилограммовые малахитовые часы с бронзовым орлом, списывает их, увозит к себе домой, а взамен устанавливает за казенный счёт новые малахитовые часы с бронзовым орлом (дома эта тварь естественно стоит на самом видном для гостей месте, ежедневно протирается тряпочкой и считается шедевром державнаго искусства, жалованным с президентского плеча). Делает он это по своему усмотрению или подчиняется каким-то гласным или негласным "имиджевым" кремлевским нормативам, совершенно неважно. Главное, что источник есть, и он - внутри. В стране, где символами богатства, силы, уверенности и достатка на протяжение десятков и даже сотен лет служит один скудный и совершенно неизменный набор уродливых вещей, а тем более, в той, где на протяжении ста лет считается, что государство просто обязано при любом удобном случае демонстрировать всему миру в качестве символов достатка и богатства эти свои погремушки, просто по определению не может быть всё хорошо. Весь мир уже знает, что пластмассовые бусы ничего не стоят, но Россия продолжает обильно украшать ими залы торжественных заседаний и носить их на груди по особо важным и праздничным дням. Это безвкусно, немодно, некрасиво и смешно. Маленький Путин, гордо сидяший перед десятками камер в резном кресле черного дерева в богатом зале для пресс-конференций, украшенном золотом и уставленном декоративным оружием, доспехами, резной дубовой и каменной мебелью и монолитными аксессуарами неизвестного, но заведомо внушительного назначения, просто не может не выглядеть смешным даже для какого-нибудь Буша, у которого просто, без каких-либо декоративных понтов, за аккуратной, скромной и стильной синей трибункой с логотипом США есть условная ядерная кнопка, и весь мир об этом знает. Если вы посмотрите выступления Буша с синей стильной трибуночкой, то заметите, что во многих случаях за его спиной даже нет американского флага. Видимо, на всякий случай, чтобы не раздражать возможных неприятелей агрессивным контрастом цветов звёзднополосатого, оставаясь на приятно-нейтральном синем фоне. То есть, у Буша, как мы помним из голливудских фильмов 15-летней давности, тоже есть Белый Дом, эдакая кладовка, забитая блестящими побрякушками, символами американской свободы, военной мощи и прочих общенациональных ценностей, но там, в цивилизованном мире, уже давно сообразили, что общаясь с миром, полным абсолютно разных людей, использовать избыточную стилевую и смысловую мишуру и "ненавязчиво" демонстрировать национальные дешевые понты по меньшей мере неэтично, а в некоторых случаях просто глупо и даже опасно. Поэтому я не припомню ни одного раза за несколько последних лет, чтобы Буш вещал на весь мир из этой цитадели американской государственности, полируя перед камерами позолоченый дробовик и почёсыая гриву чучело убитого им льва. В его кабинет сейчас наверняка водят школьные экскурсии. Ну и наблюдение: чем дороже бронзовая скульптура орла в действительности, тем дешевле она смотрится в кадре. Этот как с Бентли: просто бентли - вульгарная попса, но наверное неплохой автомобиль, а позолоченый бентли с салоном из страусиной кожи - настолько вульгарная, уродливая и пошлая попса, что уже неважно, что у него там под капотом. Вот и в дизайне кремля тоже примерно так.
В общем, в России с этим полный пиздец. В Украине и Белоруссии, полгаю, не намного лучше. Я все немного утрировал, конечно. В действительности, на некоторых, в основном, на более или менее экономически-ориентированных государственных мероприятиях в России в последнее время стали заметны некоторые попытки сдерживать привычный цыганский позыв перед началом каждого разговора как бы невзначай демонстрировать золотые коронки и рукоятку пистолета за пазухой, и ребята даже пытаются как-то графически и стилево дать иностранным гостям понять, что они, россияне, явились на этот форум не золотыми яйцами трясти и не ядерным чемоданчиком махать, а поговорить с западными коллегами на предмет сотрудничества, например, а то и вовсе поучиться у них чему-нибудь. Но на внутригосударственном уровне разукрашенное золотом и триколорами телевизионное лицо Кремля и прочих правительственных учреждений по прежнему считается эталоном красоты, тогда как по всем мире уже много лет многие правительства, международные огранизации, альянсы и прочая шваль, которой приходится формировать и поддерживать правильное публичное лицо, либо стараются "не отсвечивать" (дешевый вариант), либо разработать свою собственную "обложку" для мировой общественности (дорогой вариант). То же самое касается не только декоративных мелочей, вроде цвета фона в пресс-руме или набора мебели в официальном кабинете президента, но и работы над имиджем института в целом. Короче, мир активно дозревает до необходимости брендинга официального правительства. Брендинг означает дизайн. Дизайн означает современность. "Современность" никак не вяжется с "традициями". Значит надо избавиться от ненужных традиций. Эволюция, ёпт!
Говносимволы говновласти и катастрофическая переоценка их значимости.
В Совке, России досоветской (ее не рассматриваем) и постсоветской, руководство страны считало обязательным неизменно, на протяжении максимально возможного количества веков, квартироваться непосредственно в том месте, где государственность по некой легенде якобы когда-то зародилась, в здании, которое стало ее, государственности, очередным несокрушимым символом, даже если оно тесно, нудобно, некрасиво и похоже на полуразвалившийся прянишный домик из страшной сказки, потому что было спроектировано в сумрачном девятом веке по соответствующим тем временам понятиям о красоте, удобстве и функциональности. Желательно, чтобы это была крепость с высокими стенами. Чем старше, грознее и укрепленней - тем лучше. Правительственный дом должен быть виден отовсюду и внушать гражданину страх, национальную гордость, чувство защищенности и благоговейный трепет перед величием его родины. Главное, чтобы здание было в самом центре, как же иначе? Ведь это страна еще со времен крещения Руси естественным образом растет кольцами вокруг кремля, а не наоборот.
Кстати, о здании Российского Парламента. С архитектурной точки зрения так себе домик, каким-то галантерейным теперь выглядит, зато наверное просторный и удобный, в более чем хорошем месте. Но он же когда-нибудь состарится, окончательно выйдет из моды, и парламенту пора будет переезжать в новое здание. И вот тут наверняка начнется яростная полемика про август 91го! А как же память? Это же символ независимости! Да мы не можем бросить это здание! Это же СИМВОЛ!!! По нему стреляли танки! Тут гибли люди! Короче, примерно та же ситуация, что и с кремлём. Чтя какие-то традиции и символы, главные люди страны готовы работать в музеях, мемориалах и прочих невероятно нечеловеческих условиях. Почему нельзя работу отдельно, а символы, традиции и ритуалы - отдельно? Не понимаю.
Кстати, знаменитое средневековое здание британского парламента, что на Темзе, за Тауэрским мостом, уже давно называется "старым парламентом" и работает только как музей, а сам парламент переехал в новое, удобное и красивое здание. И такое произошло у самых убежденных и неповоротливых в Европе борцов за сохранение традиций. Угадайте, почему?
Сейчас многие парламенты и государственные администрации Европы и мира иногда не просто предпочитают не занимать неудобного, ненужного и дорогого здания в центре европейской столицы, а проектировать и строить свои, уникальные, порой шедевральные. Эдакая своеобразная творческая хуемерка, в каком-то роде. И переезд какого-нибудь парламента из одного здания в другое (а то и вовсе из одного города в другой) не является национальной трагедией, а вполне себе естественное событие, происходящее вполне себе регулярно, по мереповления практической необходимости. "Правительство Дании переехало. Новый адрес такой-то, телефон такой-то." Цивилизованная бюрократическая машина помимо постоянной отладки эффективности, теперь почти всегда приветливо брендируется, и старается занять место, максимально удобное для того, чтобы тихонечко вести свою деятельность по качественному, но ненавязчивому обслуживанию интересов своих граждан, для чего она собственно и предназначена. А если удастся каким-нибудь модным финтом, вроде постройки супермодерновой штабквартиры, еще и снискать симпатию граждан и здоровую зависть правительств соседних стран, заполучить образ не серой и скучной, а продвинутой и модной бюрократической машины, то вообще классно. Но это уже баловство и бонус, конечно.
О брендинге и госдизайне в картинках:
Хрестоматийным примером крупной международной организации, довольно удачно поработавшей над своим фирменным стилем, предлагаю считать ООН. Если видишь на канале Euronews доминирующий синий цвет, а в качестве докладчика - Джорджа Клуни, оказавшимся вдруг каким-то Посланником Мира (Messenger of Peace), значит, скорее всего, это ООН, или одно из его многочисленных отродий:
А это - зал заседаний Консервативной партии Ирана(!) (не спрашивайте у меня, что это такое).
Тот факт, что в Иране, мусульманской стране с не менее древними, мощными и непоколебимыми, чем на Руси, традициями, даже консервативная партия может рискнуть отгрохать себе зал заседаний в стиле "Звёздных Войн", не может не расстроить трезвомыслящего российского обывателя, ежедневно наблюдающего в телеящике своих гос. мужей, с гордостью и самодовольством функционирующих в стилевой среде образца 16го века. Кабинет руководителя страны за триста лет, кажется, изменился лишь едва - на столе появился декоративный ноутбук, а вместо свечей вкрутили лампочки. Традиция, хуле. Путину и всем сотрудникам кремля было бы впору назначить одежду времен Ивана Грозного. А чо, круто. Вот тогда бы я помалкивал, наверное.
А вот прекрасный пример того самого "финта", когда унылая, и в большую часть времени никому из обычных граждан не интересная, законотворческая компашка вместо максимально коньюнктурного и неприметного "белого дома", забабахивает себе шедевр архитектуры. Парламент Шотландии в Эдинбурге:
Дорого и бессмысленно. Зато красиво и модно. И теперь все знают, что у Шотландии есть парламент и как он выглядит.
Еще один парламент. Уэльский.
Прикольно? Прикольно.
Немецкий Бундестаг:
Немцы тоже очень любят свою курицу и сделали ее каких-то невообразимых размеров. Но почему-то какое-то время ее на картинке приходится искать. Наверное потому что она не из золота, однотонная и плоская. В общем, прикольная.
Ну европарламент. Ничего революционного, просто добротно и вполне себе стильненько.
А вот вырванные наугад из тысячи подобных иллюстрации русскаго гасударственнаго, ордена ленина, внушительнаго и багатого дизайна любой официальной картинки, адресованной всему современному миру:
Эконом-версия - всего лишь пуленепробиваемые позолоченые портьеры, галантерейная тюль образца семидесятых (хрен где найдешь такую нынче, только в валютных), и непрменный Малый Набор Государственных Символов: российский флаг и запасной российский флаг:
Как ни обрезай кадр, каким крупным планом ни снимай, в какой бы супер-модный костюм Вовку ни одевай, а всё-равно пролезет Русская Национальная Государственная Гордость и Богатство - резной позолоченый стул-апокалипсис и российский флаг, добротный, трехслойный, небось, золотою ниткою отороченый.
Почему не заменить дешевую ДСПшную трибуну с крашеной под золото курицей из папье-маше на такую же дешевую пластиковую трибуну модного цвета с нанесенной на нее той же самой, но гораздо более дешевой, курицей выполненной в векторе и контуром? Где написано, что эта простая конструкция должна выглядеть именно так, напоминая белорусскую мебель для школьников-инвалидов семидесятых годов? Это же главный фейс государства, ёлы-палы.
А вот пример убранства категории "Декоративно-прикладной апокалипсис Премиум-класса." Всё включено. Никаких компромиссов. Госзаказ, эксклюзив. Это комната в Кремле для встреч с самыми важными иностранными друзьями, поэтому её оформление, несомненно, стоило бешеных денег. Итак, внимание! Посмотрите, насколько мы богаты! Мега аццкий ковёр ручной работы из Брянска, сшитый мастерами по президентскому эскизу, точно под размер комнаты, из подшерстка девственных племенных овец (кажется, этот ковер, да и вообще вся комната в целом, может запросто спровоцировать суицид у неосторожно забредшего человека, находящегося под лёгким воздействием какого-либо галлюциногена.) Золотые стоячие предметы типа светильник-канделябр, шедевры национального искусства, с барельефом и чеканкой героического сюжета из народного эпоса. Очень дорогие, несомненно. Безукоризненного дизайна авторская резная мебель из русских пород драгоценного дерева, уникально раскрашенные вручную, с парчовой обивкой и набивкой из гусиного пуха высшего сорта. Непременный изразцовый позолоченый камин, шедевр декоративно-прикладного искусства 16 века, восстановленный аглицкими мастерами по обгоревшим останкам рисунков. Работы велись 9 лет. Итальянские лоснящиеся шпалеры ручной работы, с бесконечно сложным узором, за 12 тыс. евро/отрез. Чтобы перед иностранными братками не позорно не было. Они же иностранцы и знают толк в стильном убранстве, а значит оценят.
Ну и флаги, естественно. Чтобы не забыть, кто с кем встречается. Это мы только одну стену видим. Вдоль остальных трёх наверняка "горки" с невообразимым хрусталем, вся российская геральдика в нескольких вариантах исполнения, медные декоративные пушки и прочее глубоко символическое вооружение, декоративная же мини-библиотека из эксклюзивных изданий русских классиков (кожаный переплёт, золотой обрез, гигантский царский формат, страницы не разрезаны), на стенах - гигантские полотна классиков русской изобразительной школы, рукописные портреты предыдущих вождей и т.д. Даже если гость попадется из провинции, и не сможет по достоинству оценить художественную ценность всего этого барахла, то он в любом случае будет подавлен величием и стойким ощущением несомненной, вопиющей дороговизны убранства комнаты для почётных гостей. Что и требовалось, в общем-то. Короче, круто слабал, художнег, очень круто. Внушает. Держи мильёнчик.
В общем, грустно всё, грустно с этим на Руси. Традиции в современном мире - зло, в той или иной мере.
Ну, о Русской Национальной Религии, ее брендинге и декоративно-прикладной вакханалии, которая там сейчас творится, я лучше ничего говорить не буду. Но к сожалению, государство не может устроить себе ребрендинг, не проконсультировавшись с РПЦ, которая, ясен перец, стоит на страже древних русских традиций и стереотипов, формирующих нынешнее шутовское пресс-лицо российскаго правительства. Придется ждать окончательного падения церкви как государственнрой структуры.
Скажу только, что в каком-то соборе в Любксембурге я, злобный человек, с неприкрытым цинизмом относящийся к любой религии в принципе, сидел на скамеечке под сводами и пытался слушать священника. Если бы я понимал его язык, ему наверняка не составило бы никакого труда сделать так, чтобы я уверовал. А все просто потому, что он был похож на человека. Он был молодым, лет тридцати пяти, в поношенных джинсах, простом пиджаке и клевых очочках. Он был больше похож на преподавателя музыки, арт-менеджмента или философии, и он говорил с прихожанами не от имени бога, а от своего, присев задницей на алтарь, смеясь и улыбаясь. В общем, очень приятный был человек. Очень хотелось понять, что он говорит.
Но пока по свету ходит вот этот человек, ничего из вышеописанного в России не изменится. Это дьявол в Алмазной Шапке. Король православной бижутерии. Это - настоящее зло. Избавляйтесь от него скорей, он тянет вас в пучину средневековья.
Бывший президент России (в центре) и его почетный советник по фэн-шую и убранству класса "Люкс" Пафнутий (справа).
Надеюсь, никого не обижу, если обращусь тут к Пафнутию: "Уважаемый Алексий Второй, Патриарх всея Руси, или, как я привык звать тебя с детства, Пафнутий! Надеюсь, ты читаешь эти строки. Ты, твой нелепый драгоценный наряд, твоя уродливая брильянтовая шапка стоимостью в две Албании, твой абсолютно уродливый мерседес, с крышей, увеличенной по спецзаказу, чтобы в него можно было входить не снимая бриллиантовой шапки, твой храм христа спасителя, из всех щелей сочащийся золотом и драгоценными миазмами, с паркингом для лимузинов, автомойкой и супермаркетом - именно благодаря всему этому говнищу, порожденному и лелеемому тобой, благодаря насаждаемых именно тобой стереотипам о прямой связи финансового достатка с чем-либо божественным, я отрекся от православия, как от самой уродливой, вульгарной, пафосной, нелогичной и слабой религии в мире. Ваша символика отвратительна и безвкусна, ваша бижутерия смешна, ваши песнопения невероятно противоествественны и до смешного пафосны, ваш образ бога - противен. Ситуация с дизайном вашей церкви значительно хуже чем в соседнем кремле, и сиправить это невозможно. Можно только сжечь дотла, а потом отстроить заново. Если понадобится."
Хочется подойти и погладить Пафнутия по голове, сказать: "Успокойся, дед. Дополнительными бриллиантами и третьим слоем позолоты стремительное сокращение количества верующих не остановишь. В Европе это уже произошло, скоро доберется и до нас: любая религия в цивилизованной стране обречена превратиться из влиятельного государственного института в сугубо интимное хобби каждого из немногочисленных прихожан. И за каждого из прихожан твои наследники будут вынуждены бороться. И настанет эпоха церковного брендинга. Это совершенно предсказуемый и почти неминуемый результат развития цивилизации. Так что человеком будь, Пафнутий, говори нормально, рубиновые вериги и тяжелые инкрустированные одеяния сбрось, разомни шею. В джинсы переоденься, пиджачок клетчатый, и катайся в свой храм христа спасителя на велосипеде. Шапку свою в музей отдай. Или продай и купи две Албании. Проживи остаток жизни с удовольствием. К счастью, на твой век тебе и густого потока прихожан и нажитого бабла хватит."
Но погладить Пафнутия по голове не получается - на ней колючая бриллиантовая шапка, которую он никогда не снимает. А знаете, почему? Думаю, потому, что у него там рога!
Чмоке :о)