Полеты незаконны

Oct 08, 2012 19:21

Сегодня в пресс-центре «КП» состоялся брифинг по решению областного суда по делу о полетах боевых самолетов над городом Челябинском.

Суд частично удовлетворил исковые требования челябинцев и Фонда «За природу» о приостановлении полетов СУ-24 с аэродрома Шагол. Граждане теперь имеют право требовать возмещения вреда их здоровью.

Алексей Севастьянов - уполномоченный по правам человека в Челябинской области, Анна Ильина, представлявшая граждан в суде, и Андрей Талевлин - руководитель Фонда «За природу», выступивший в защиту неопределенного круга лиц, сегодня ответили на вопросы журналистов.

- Решение суда мы оцениваем как позитивное. Теперь граждане, проживающие по глиссаде, имеют право требовать возмещения вреда здоровью и морального вреда в связи с ухудшением состояния их здоровья. Это будет одно из оснований предъявлять данное решение как факт нарушения их прав, - сказал Алексей Севастьянов.

- Кроме того, в Каштаке расположен интернат для умственно-отсталых детей. Здоровью детей причинен вред, и Фонд будет отстаивать интересы детей до последнего, - добавил Андрей Талевлин.

Официально с 1 ноября 2010 года, после передислокации военных самолетов, жители ряда челябинских домов потеряли покой и сон, причем в буквальном смысле: днем и ночью они страдают от шума самолетов, базирующихся на аэродроме Шагол и кружащих над крышами. Постоянный рев моторов далеко не улучшает здоровье. Объединенные общей проблемой, жители обратились за помощью к уполномоченному по правам человека в Челябинской области и попросили поддержки для защиты их интересов в суде.

В адрес Уполномоченного обратились граждане с жалобами на причиняемое беспокойство и ухудшение состояния здоровья. К делу подключились юристы Челябинского регионального благотворительного общественного Фонда «За природу» под руководством Андрея Талевлина. Фонд выступил в суде в качестве истца наряду с инициативной группой граждан.

- В ходе рассмотрения дела и сбора доказательств был собран материал, который доказывает, что, во-первых, земельный участок с 1939 года действительно находится в федеральной собственности и расположен в границах города Челябинска, - рассказывает юрист Анна Ильина. - В настоящее время участок находится в ведении Министерства обороны РФ. К ноябрю 2010 года сюда были передислоцированы три эскадрильи СУ-24.

Далее обнаружилось, что и акты обследования аэродрома для принятия его в эксплуатацию, утвержденные одним из руководителей военной части, были подготовлены без учета того, что маршруты полетов пролегают непосредственно над городом. Правда, в акте были указаны контрольные точки, которые авиаторам предписано обходить. Ни данные о замерах шумов, ни сведения о санитарно-защитной зоне в связи с влиянием шума и его превышением на конкретной территории в документе не отражены. В суде было подтверждено: действительно, участки, где фиксируется превышение предельно допустимого уровня звука, есть.

- Такое превышение фиксируется на всем участке глиссады - это примерно 20 километров от взлетно-посадочной полосы, - говорит Анна Ильина. Особенность еще и в том, что на этой территории расстояние между домами и самолетом уменьшается по мере его снижения: допустим, на расстоянии 14 километров от взлетно-посадочной полосы оно, согласно инструкциям, составит 700 метров до крыши дома, на расстоянии четырех километров - 200 метров и так далее. Кроме того, по мере приближения к полосе самолеты усиливают еще и обороты двигателей, создавая тем самым дополнительный шумовой эффект.

Все это дало гражданам и юристам Фонда «За природу» основания обратиться в суд с исковыми требованиями о приостановлении экологически вредной деятельности. В частности, они потребовали обязать администрацию Курчатовского района Челябинска контролировать использование территории аэродрома Шагол в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, обозначенного в генплане города.

Областной суд, изучив представленные документы, принял решение о проведении комплексной санитарно-гигиенической экспертизы. Согласно судебному определению, вынесенному 31 мая 2012 года, экспертам предстояло ответить на два вопроса: во-первых, выяснить, каков уровень шума при посадке самолетов по глиссаде, проходящей по нескольким районам, в том числе конкретно над домами заявителей; во-вторых, оценить риск вреда здоровью населения в связи с превышением уровня шума.

Однако эксперты во главе с руководителем областного Роспотребнадзора Анатолием Семеновым истолковали судебное предписание по-своему, решив сделать замеры не по всей глиссаде, а ограничиться лишь девятью точками, в число которых вошло четыре дома истцов.

- На наш взгляд, к полученным замерам следует отнестись критически, - комментирует Анна Ильина. - Во-первых, они были произведены не в том объеме, как указал суд, а во-вторых, представители минобороны делали все, чтобы самолеты в период проведения замеров летали совершенно по другой траектории. Например, при замерах шумов в районе проживания одного из истцов не шли на посадку, а просто делали круг. Таким образом, эксперты замерили не реальный шум, но даже он существенно превышает нормы - где-то на 15-20 децибел. Мы присутствовали при всех замерах. Так, в ночное время - около часу ночи - было зафиксировано почти 70 децибел, в то время как допускается не выше 45-ти. В целом экспертиза была проведена не полностью. Когда мы попросили у Роспотребнадзора разъяснений, почему не измеряются точки шумов жилой застройки по глиссаде, а только там, где живут истцы, получили официальный ответ со ссылкой на 85 статью Гражданско-процессуального кодекса, в соответствии с которой эксперты сами вправе определять объем исследований. На вопрос, почему не выполняется второй пункт судебного определения об оценке риска вреда здоровью граждан, нам ответили, что на это нет средств.

В свидетельстве о годности аэродрома к эксплуатации и ее регистрации в соответствующих реестрах основанием для признания аэродрома годным значится только приказ Министерства обороны. Но результатов обследования, которые бы подтверждали это, опять-таки нет.

1 октября областной суд частично удовлетворил требования истцов.

«Признать действия войсковой части 71592 по осуществлению полетов самолетами СУ-24М и СУ24-МР войсковой части 69806 в полосе воздушных подходов, примыкающей к торцу взлетно-посадочной полосы, расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку по курсам 120 и 300 градусов над территорией жилой застройки части Ленинского, Металлургического, Тракторозаводского, Калининского и Курчатовского районов города Челябинска незаконными.
Обязать Министерство обороны РФ и войсковую часть 71592 приостановить полеты самолетов СУ-24М и СУ24-МР войсковой части 69806 в полосе воздушных подходов, примыкающей к торцу взлетно-посадочной полосы, расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку над территорией жилой застройки части Ленинского, Металлургического, Тракторозаводского, Калининского и Курчатовского районов города Челябинска с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений.

В остальной части требований Челябинскому региональному благотворительному общественному фонду «За природу», Фоменко Галине Аркадьевне, Прошкиной Валентине Филипповне, Цыганову Александру Ивановичу, Бусыгину Владимиру Леонидовичу, Лазареву Евгению Николаевичу, прокурору Челябинской области - отказать».

Два других исковых требования - об обязании Министерства обороны провести переосвидетельствование аэродрома в соответствии с требованиями законодательства и обязании минобороны и войсковой части обеспечить полеты в соответствии с федеральными правилами, в том числе посредством внесения изменений в инструкцию по проведению полетов, выделены в отдельное производство.

- В России создан прецедент. И как первое прецедентное дело, мы столкнулись с проблемой поиска профессиональных экспертов. Но выход есть: те вопросы, которые не были разрешены в этом деле, будут выделены в отдельное делопроизводство. Огромную благодарность за поддержку граждан в суде хотелось бы сказать в адрес областной прокуратуры. Но нельзя останавливаться на достигнутом, и надо двигаться дальше. Здоровье наших детей стоит дороже вопросов безопасности и обороноспособности. А военные и существуют в стране для того, чтобы охранять покой наших граждан. И это их первоочередная задача, - резюмировал Алексей Севастьянов.

Челябинск, самолеты, областной суд

Previous post Next post
Up