Опубликован специальный доклад о защите прав ветеранов боевых действий и членов их семей

Jan 30, 2014 17:32

Уполномоченным по правам человека в Челябинской области подготовлен Специальный доклад на тему «Защита прав граждан специальных категорий - ветеранов боевых действий и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий».

Актуальность этой темы определила сама действительность.

Защитник Отечества годами, а, подчас и в суде обязан доказывать государственным чиновникам, как правило, гражданским служащим, не нюхавшим портянок и пороха, как, где и когда он защищал Отечество, подчас разъясняя им географию событий.

Архивы Министерства Обороны РФ, как и архивы ВВ МВД РФ, перегружены запросами военкоматов, а предложение по выдаче удостоверений ветеранов боевых действий для действующего военнослужащего срочной службы ещё во время его службы не принимаются, хотя направить «срочника» в район боевых действий не постеснялись. Отдельная строка - ветераны Таджикистана, которых, как оказалось, в нашей стране вовсе нет. А закон есть.

В сложной жизненной ситуации оказываются даже родители и вдовы военнослужащих и сотрудников, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в районах боевых действий, которым ведомственные юристы позволяют препятствовать в реализации мер социальной поддержки. Что касается этих нарушений со стороны органов социальной защиты и Пенсионного фонда, то по некоторым направлениям и в некоторые периоды нарушения приобретают характер близкий к массовому.

Получается, на бумаге одно, а на деле - совсем другое.

В 2013 году мы отметили 20-летие Конституции РФ. Права и свободы человека признаны приоритетом государственной политики в Российской Федерации (ст.2).

Социальное государство, внутренняя политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, способно выполнить эту функцию только в условиях гарантированного обеспечения материальных, организационных, духовных и правовых условий и предпосылок, делающих реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающих их охрану от незаконных ограждений и посягательств.

Таким образом, исполнение обязанностей гражданином Российской Федерации, наравне с осуществлением прав и свобод, требует наличия некоего минимума экономической обеспеченности; деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти; правильного понимания и отношения общества к праву, свободе и обязанностям; следования установленным процедурам осуществления прав, свобод и обязанностей, исключающим злоупотребления, нарушения и произвол по отношению к человеку и гражданину.

59 статья Конституции Российской Федерации является единственной из 137 статей Конституции, где речь идёт о «долге и обязанности». Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59).

Под защитой Отечества следует, прежде всего, понимать оборону страны, охрану её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории. Применение в контексте статьи Конституции 93 года понятия «долг» наравне с понятием «обязанность» далеко не случайно. Понятия «долг» и «обязанность» являются близкими по значению, однако, они не синонимы.

Первое из них - «долг», обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, этим подчёркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. А вот в понятие «обязанность» вкладывается юридический смысл: «обязанность» подкрепляется не столько моральными требованиями, сколько правовыми средствами в виде юридической ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение. Правовая природа конституционных «обязанностей» гражданина и правовая природа исполнения гражданином «долга» по защите Отечества различны.

Это означает, что применительно к своему гражданину, как защитнику Отечества, государство обязано подходить не только по понятию конституционной «обязанности», но и по понятию дополнительного обременения - «долга» в процессе реализации законных прав гражданина.

Применительно к функциям ветвей государственной власти это должно было бы означать, что отношение к процессу реализации прав участника защиты Отечества должно подлежать реализации с участием «долга», а не только ведомственных инструкций предусматривающих процедуры исполнения обязанностей. По совести, возможно, было бы отдельные положения относительно обязанностей отправляемых должностными лицами участникам защиты Отечества, формализовать в том смысле, в котором они обоснованы «долгом» защитника Отечества.

В 2013 году некоторые обращения граждан специальных категорий удалось разрешить. Это обращения:

- Кузевановой В.В., Гатьятулиной Р.Г. и Пустоваловой Е.А. (все из Брединского района Челябинской области) матерей военнослужащих срочной службы Сергея Пустовалова, Рафгата Гатьятулина и Вячеслава Кузеванова, в разные годы погибших при исполнении обязанностей военной службы в Афганистане, относительно назначения им установленной п.9 ст.3 Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ ежемесячной денежной компенсации. О своём бесспорном праве на указанную компенсацию заявительницы узнали в Приёмной по работе с участниками боевых действий и членами их семей. После запроса Уполномоченного в Министерство социальных отношений Челябинской области, куда ранее была направлена просьба о проверке достоверности информации относительно не назначения заявительницам указанной ежемесячной денежной компенсации, надбавка матерям погибших солдат была установлена, а за период времени прошедший c 01.01.2012 года, каждой из них была начислена компенсация в размере по 140 тысяч рублей;

- Шакамаловой Р.М., (г.Челябинск) матери рядового срочной службы Рафаиля Шакамалова погибшего в бою на территории Республики Дагестан в сентябре 1999 года, с просьбой обращения от её имени к Министру социальных отношений, Военному Комиссару области и Управляющему отделением Пенсионного фонда в связи с отсутствием у неё в течение семи лет мер социальной поддержки в связи с утратой удостоверения о праве на меры социальной поддержки. По рекомендации Руководителя Приёмной гражданка Шакамалова Р.М. поставлена на госпитальный учёт в госпитале для ветеранов войн и прошла полное медицинское обследование, в дальнейшем ей было восстановлено удостоверение о праве на меры социальной поддержки, была проведена реструктуризация задолженности по оплате услуг ЖКХ, восстановлена компенсация по оплате услуг ЖКХ, приостановлены два исполнительных производства назначенные судами в связи с задолженностями по оплате услуг ЖКХ, даны рекомендации по «монетизации» набора социальных услуг, задним числом установлена ежемесячная денежная компенсация в связи с чем Р.М.Шакамаловой начислено и выплачено около 170 тысяч рублей положенных ей к начислению за период с 01.01.2012 года;

- Бородулина С.В. (Красноармейский район) бывшего военнослужащего Внутренних войск МВД РФ, который с 2004 года по различным, не зависящим от него обстоятельствам, не мог получить документов, подтверждающих его непосредственное участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, а в следствие этого и дающего право на меры социальной поддержки удостоверения ветерана боевых действий. В адрес Главного Командования Внутренних войск МВД РФ был направлен запрос о необходимости предоставления документов, подтверждающих право на присвоение гр. Бородулину С.В. статуса ветерана боевых действий, такой же запрос был направлен Начальнику Центрального Архива Внутренних войск МВД РФ полковнику Лашкевичу С.А., проведено уточнение продвижения обращения от архива ВВ МВД в г. Москва через архив командования ВВ МВД РФ в г. Нижний Новгород, где и были обнаружены подлинники документов, до УМВД по Красноармейскому району Челябинской области. Обращение было списано, как исполненное с получением уведомления УМВД по Красноармейскому району Челябинской области о вручении удостоверения заявителю и личном сообщении заявителя о факте вручения удостоверения;

- Сизовой З.Н. (Саткинский район) матери бывшего военнослужащего Внутренних войск МВД РФ рядового Виктора Сизова, который в апреле 2000 года он был уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, а 16 мая 2003 года трагически погиб. В связи с гибелью, Сизов В.А. не смог реализовать своё право на статус ветерана боевых действий, установленное Федеральным законом от 27.11.2002 года № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах». Сизова З.Н. о своём праве на меры социальной поддержки установленные для родителей умерших ветеранов боевых действий узнала в Приёмной по работе с участниками боевых действий и членами их семей.

По рекомендации Руководителя Приёмной гражданка Сизова З.Н. в судебном процессе установила для своего умершего сына статус «ветерана боевых действий», однако, столкнулась с отказом Администрации Саткинского муниципального района принять судебное решение и направить пакет документов в Министерство социальных отношений Челябинской области для оформления удостоверения дающего матери право получать меры социальной поддержки. Уполномоченным по правам человека были направлены запросы-разъяснения о статусе вступившего в силу судебного решения Главе Администрации Саткинского муниципального района и Министру социальных отношений Челябинской области с требованием оформить и выдать Сизовой З.Н. удостоверение, дающее ей право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Удостоверение гр. Сизовой З.Н. вручено при участии помощника УПЧ в Саткинском муниципальном районе А.В.Анохина.

Фотоотчёт о мероприятии размещён в блоге Уполномоченного по правам человека.

Всякая работа, а более всего творческая, не исключает ошибок, однако вызывают уважение обстоятельства, когда указание исполнителям на ошибки не воспринимается в штыки, обстоятельства дела не перевираются, а в рабочем порядке проходит процесс сближения позиций и устранение недочётов. Это как бы процессуальная норма. Плохо, когда население используется как должностной ресурс, его судьбы никого из чиновников не волнуют, а последствия ошибок в своей работе безразличны.

Недопустимо, когда людям, защищавшим Отечество, дают понять, что они здесь чужие.

С текстом доклада можно ознакомиться по ссылке: http://ombudsman74.ru/xcat/2482

ветераны боевых действий, социальная политика, права человека

Previous post Next post
Up