По итогам выездов Уполномоченного по правам человека в Челябинской области в территории, пострадавшие от паводка в августе на юге области, мной подготовлен специальный доклад «О нарушении прав человека в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, в августе 2013 года в Челябинской области».
http://ombudsman74.ru/xcat/2300 При подготовке специального доклада применялись следующие методы мониторинга:
- личный прием граждан;
- прием письменных обращений граждан;
- выборочный осмотр территорий и имущества граждан, подвергшихся затоплению;
- оценка действий должностных лиц;
- дополнительное получение обращений граждан по сети Интернет и другим доступным средствам связи;
- анализ действующего законодательства.
В результате проведения мониторинга выявлены зоны нарушения прав человека:
1. Неравные права граждан при выплате денежной компенсации по месту регистрации. Требование регистрации по месту фактического проживания явилось основанием для массового отказа выплат, предусмотренных из федерального бюджета. Что, безусловно, является нарушением, так как граждане и органы власти располагали достаточными другими доказательства проживания граждан помимо регистрации. Данные действия значительно сузили группу граждан, которые нуждаются в поддержке.
2. Нарушение права граждан на полное возмещение ущерба в результате вреда, причиненного стихией (выплата пострадавшим лицам компенсации не в полном объёме, например, только на одного члена семьи, либо невыплата; несоразмерность компенсации, выплачиваемой гражданам, пострадавшим от паводка, фактически причиненному ущербу, недостаточность предоставленных средств для восстановления утраченного жилища, имущества);
3. Процессуальная несправедливость при составлении органами власти актов обследования; формальная перегрузка процедуры оценки, в результате которой нарушено право граждан на жилище (отказ в предоставлении жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации).
4. Нарушение гарантированного права на получение квалифицированной юридической помощи.
В адрес Уполномоченного всего поступило 314 обращений от граждан, проживающих в указанных территориях, по вопросам нарушения их прав со стороны властей, из них:
- Карталинский муниципальный район - 134;
- Кизильский муниципальный район - 15;
- Варненский муниципальный район - 33;
- Нагайбакский муниципальный район - 22 (110).
Говоря в целом, можно сказать, что и органы местного самоуправления, и органы государственной власти приняли неотложные меры по разрешению сложной ситуации. Но остался ряд неразрешенных вопросов, из-за которых страдают наши земляки.
Уполномоченным был выявлен ряд фактов неравномерного распределения ресурсов, финансовых средств между пострадавшими гражданами, что привело к нарушению дистрибутивной справедливости, к неравенству в обществе и, как следствие - к возникновению негативных социальных процессов, а также к формированию у населения негативного отношения к органам власти.
Самое главное - граждане остро ощущают социальную несправедливость в отношении них.
Click to view
Проволочки и присутствие формального подхода ухудшает ситуацию в настоящее время.
Так чего только стоит обращение гражданки М., г. Карталы, Сенной городок, ул. Мостовая: «Было отказано в выплате компенсаций и приеме заявлений, ссылаясь на истекший срок подачи заявлений, комиссия на данный адрес на осмотр дома и участка не выезжала. Обращались в отдел архитектуры, чтобы приехали и сделали осмотр дома, но также последовал отказ. Наш жилой дом и земельный участок находились в зоне подтопления, но нам приходится доказывать, хотя наша улица и дом официально считаются подтопленными. Органы соцзащиты населения нам отказывают в выплатах, не объясняя причину отказа ни в устной, ни в письменной форме. У нас проблемы с домом начались после ухода воды».
И таких обращений достаточно много.
Основные выводы, которые нами сделаны в результате мониторинга:
1. Выявлены факты массового нарушений прав человека, которые необходимо устранить и для этого есть все возможности;
2. Необходимость продолжения оказание помощи жителям затопивших территорий;
3. Необходимость более глубокой экспертной строительно-инженерной работы о последствиях наводнения с домами, где значительное время были затоплены только подвалы жилых домов.
В связи с чем, в нашем направлении предложен ряд рекомендаций по этому поводу, а именно:
1. Органам местного самоуправления совместно с Министерством юстиции Челябинской области организовать в кратчайшие сроки оказание бесплатной юридической помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с чрезвычайной ситуацией. Разъяснить указанным гражданам о последовательности действий и размерах установленной компенсации. Принимая во внимание чрезвычайность ситуации - оказывать юридическую помощь и вести разъяснительную работу в круглосуточном режиме.
2. Привести в соответствие с действующим законодательством письма отраслевых министерств Челябинской области, разъясняющие порядок, размер и условия выплат компенсаций.
3. Органам власти обеспечить бесперебойный прием заявлений от пострадавших граждан и незамедлительное направление последних в соответствующие органы для осуществления компенсационных выплат. Министерству юстиции РФ и Министерству юстиции Челябинской области дать письменные разъяснения относительно порядка совершения вышеуказанных действий.
4. Несмотря на объявление об отмене чрезвычайной ситуации 27.10.2013 компетентным органам продолжать осуществлять прием заявлений пострадавших граждан. Отказы органов власти в принятии заявлений от лиц, нуждающихся в компенсации за вред, причиненный стихией, считать незаконными.
5. Органам законодательной и исполнительной власти Челябинской области разработать более четкие критерии возмещения ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, включая компенсации за утраченный домашний скот, птицу, жилище, надворные постройки.
В заключение хотел бы еще раз поблагодарить органы местного самоуправления, органы государственной власти Челябинской области и МЧС за проделанную большую и очень нужную работу. Кроме жалоб, мы получали и благодарственные письма от жителей на деятельность администраций.