На контроле Уполномоченного по правам человека в Челябинской области находится коллективное обращение челябинцев, проживающих в общежитии по ул. Знаменская, д. 22.
Люди оказались в тупиковой ситуации, которая может привести к тому, что они останутся без крыши над головой: по решению суда их выселяют.
Здание общежития находилось в собственности Российской Федерации (в 2009 году было получено свидетельство), и сразу было закреплено на праве оперативного управления за Челябинским энергетическим колледжем имени С.М. Кирова.
Позднее в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. N 2413-р согласно утвержденному перечню субъектам Российской Федерации были переданы федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Росимуществу было поручено осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых учреждений в собственность субъектов Российской Федерации. В соответствии с перечнем Челябинской области передавался, в том числе, и Челябинский энергетический колледж имени С.М. Кирова.
С прекращением права Российской Федерации на общежитие по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, д. 22, прекращалось и право оперативного управления за Челябинским энергетическим колледжем имени С.М. Кирова.
125 человек из сторонних организаций и 110 человек - сотрудников колледжа были вселены в данное общежитие по ходатайствам государственных организаций и учреждений, в которых они проработали свыше 10 лет, с разрешения директора Челябинского индустриального колледжа, и проживали здесь уже более 13 лет.
Большинство из обратившихся граждан были признаны нуждающимися в жилье, иных жилых помещений не имеют.
После отказа гражданам в суде о защите их права собственности в порядке приватизации занимаемых помещений Колледж стал принудительно выселять граждан из их комнат. Жители общежития стали массово жаловаться во все инстанции и к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области.
Остро встал вопрос о возможности дальнейшего проживания в общежитии граждан. С учетом мнения Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки России о том, что «для решения вопроса о возможности дальнейшего проживания в общежитии граждан, выселенных по решению суда, необходимо проведение комплексного анализа статуса жилых помещений в общежитии Колледжа», в январе 2011 года было проведено обследование данного здания и был составлен соответствующий акт от 17 января 2011 года.
В результате обследования выявлено использование здания не по назначению, а именно проживание в нем не только студентов и преподавателей колледжа, но и иных лиц, вселенных с согласия руководства колледжа и проживающих в нем длительное время.
В декабре 2012 года министерство образования и науки Челябинской области выступило с предложением передачи здания по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, д. 22 в муниципальную собственность.
В настоящее время министерством образования и науки Челябинской области совместно с министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Правительством Челябинской области «прорабатывается вопрос о возможных вариантах передачи в муниципальную собственность зданий общежитий, находящихся в оперативном управлении подведомственных образовательных учреждений, в целях дальнейшей их приватизации».
Несмотря на это руководство колледжа категорически возражает против передачи здания в собственность города и продолжает действия, направленные на выселение граждан из общежития.
Мнение Уполномоченного: такое выселение не носит срочного и необходимого характера - в здании остаются проживать более 200 граждан, не имеющих отношение к колледжу и вселенных в него на таких же основаниях. Как представляется, выселение носит репрессивный характер и является следствием их обращения в различные инстанции за защитой своих прав.
Уполномоченному по правам человека в Челябинской области поступил ответ из Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 06 мая 2013 года № 1/7058, в котором указано, что «в данном общежитии проживают не только сторонние граждане (125 человек), но студенты (6 человек) и сотрудники учреждения (110 человек), что свидетельствует об использовании общежития по своему целевому назначению».
С доводом об использовании здания по назначению согласиться нельзя, так как 6 студентов, проживающих в здании по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, д. 22, согласно акту внеплановой проверки от 09 октября 2012 года, являются студентами иного образовательного учреждения, а сам акт от 09 октября 2012 года «внеплановой повторной проверки использования по назначению и сохранности общежития» не содержит соответствующего вывода об использовании здания по назначению.
Само содержание акта свидетельствует об использовании общежития более 10 лет, до возникновения на него права собственности Челябинской области, не по назначению.
В ответе Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 06 мая 2013 года № 1/7058 в качестве довода об отсутствии оснований для передачи здания в муниципальную собственность со ссылкой на заключение Государственно-правового управления Правительства области указано, что при такой передаче будут нарушены права сотрудников учреждения, так как «эти граждане могут быть выселены из занимаемых ими помещений».
Решение жилищного вопроса сотрудников учреждения может быть несколькими способами: например, сотрудники учреждения могут быть переселены так же, как и студенты (о существовании такой возможности в ответе от 06 мая 2013 года № 1/7058 прямо указывается), в иное общежитие. У Челябинского энергетического колледжа имени С.М. Кирова в оперативном управлении имеется еще несколько общежитий.
Во-вторых, при передаче здания общежития в муниципальную собственность с сотрудниками учреждения также могут быть заключены договоры социального найма (пример такого варианта решения вопроса существует, когда было передано в муниципальную собственность общежитие ЮУрГУ). Этот способ решения вопроса приведет к обеспечению жильем и сотрудников учреждения Челябинского энергетического колледжа, многие из которых состоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Более того, довод Государственно-правового управления Правительства области о возможном нарушении прав сотрудников учреждений высказывается и по иным зданиям челябинских общежитий, находящимся в собственности Челябинской области: ул. Барбюса, д. 136-в; ул. Варненская, д.6; ул. Комарова, д. 41; ул. Машиностроителей, д. 6.
Следовательно, вопрос требует комплексного решения и влияет на права сотен граждан Челябинска. В качестве еще одного варианта решения проблемы можно было бы предложить разработать типовое соглашение с муниципальным образованием, которым бы запрещалось выселять из общежитий сотрудников учреждений, в чьем оперативном управлении находилось здание общежития.
Таким образом, при отсутствии противления руководства Челябинского энергетического колледжа передаче здания по адресу: г. Челябинск, ул. Знаменская, д. 22 в муниципальную собственность, возможно было бы положительно решить жилищный вопрос всех жителей общежития.