Духи - та самая точка над «i»

Mar 07, 2021 20:08

"Духи? Их суть... поведать - но не обязательно всё и не обязательно каждому..." Катрин Денёв





Ярославский художественный музей, продолжая серию редких коллекционных показов, летом отрыл выставку "Флакон", где  представлены парфюмерные сосуды первой половины XIX - XX вв.

Флаконы в это собрание музея попадали различными путями - приобретались вместе с предметами крупного коллекционера Виктора Владимировича Ашика (Ленинград), поступали из семей ярославцев, из антикварных магазинов Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани, других городов страны. Первое приобретение в коллекцию можно отнести к 1987 году, последнее - к 2020.

1.


Парфюмерный сосуд - воплощёние усилий человека сохранить и продлить жизнь чудесного аромата, найти для него достойную упаковку.
История флакона для духов началась одновременно с появлением самых первых ароматических составов. За века использования сосуд для аромата эволюционировал из скромного глиняного горшочка в подлинную драгоценность и произведение искусства. Различные эпохи, материалы, техники декорирования позволяют представить флакон для парфюмерных ароматов как соединение утилитарного назначения и  художественной эстетики самого сосуда.

Выставка небольшая, всего один зал. Подойдём поближе и рассмотрим эти волшебные "пузырьки" :

2.


3.


ФЛАКОН "ВОСТОЧНЫЙ ХАЛИФ" 1830-1860-е (не позднее 1868) Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

4,5.


4. ФЛАКОН "ДАМА В ВОСТОЧНОМ КОСТЮМЕ" 1830-1860-е (не позднее 1868), Франция, Фонтенбло.
Завод Жакоба Пети. Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

5. ФЛАКОН"ДАМА В ТЮРБАНЕ" 1830-1860-е (не позднее 1868), Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

6.


7,8.


7. ФЛАКОН "ДАМА В НАЦИОНАЛЬНОМ БРЕТОНСКОМ КОСТЮМЕ". Первая половина XIX века (1830 -1860)
Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети. Фарфор, роспись надглазурная (полиохромная), роспись золотом,
крытье золотом.
8. ФЛАКОН "ДАМА С ЧЕТКАМИ" 1830-1860-е (не позднее 1868), Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

9,10.


9. ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЦВЕТОВ И ПТИЦ. Первая половина XIX века (1814 -1860) Германия, Саксония, город Мейсен, Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, роспись подглазурная, роспись золотом

10. ФЛАКОН В СТИЛЕ ШИНУАЗРИ. Середина XIX века, Франция (?)  роспись надглазурная, роспись золотом,
крытье золотом.

11,12.


12. ФЛАКОН С РАСТИТЕЛЬНЫМ ДЕКОРОМ 1830-1860-е (не позднее 1868) Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

13,14.


13. ФЛАКОН "ЦВЕТОЧНИЦА" 1830-1860-е (не позднее 1868) Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

14. ФЛАКОН "ДАМА В БЕЛО-ЗЕЛЕНОМ ПЛАТЬЕ" 1830-1860-е (не позднее 1868) Франция, Фонтенбло. Завод Жакоба Пети. Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом

15.


16, 17.


16. ФЛАКОН "ДАМА С БЕЛОЙ ВАЗОЙ" Первая половина - середина XIX века, Франция. Фарфор, роспись надглазурная (полихромная), роспись золотом.

17. ФЛАКОН МОЛОЧНОГО СТЕКЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЦВЕТОВ, Конец XIX века, Россия. Стекло молочное, эмали, позолота, выдувание, роспись.

18.


КУВШИН. Начало ХХ века. Западная Европа (?), Франция (?). Каменная масса, глазурь.

ПАРФЮМЕРНАЯ БАНКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕНЕЦИАНСКОГО ПЕЙЗАЖА 1880-е, Англия (?)
Каменная масса, металл, печать подглазурная.

19.


ФЛАКОН С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ. Первая половина XIX века, Франция (?)
Фарфор, роспись надглазурная (полихромная), роспись золотом.

ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕЙЗАЖА И РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ. Первая половина XIX века, Франция (?)
Фарфор, роспись надглазурная (полихромная), роспись золотом.

20.


ПАРФЮМЕРНАЯ БАНКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕНЕЦИАНСКОГО ПЕЙЗАЖА 1880-е, Англия (?)
Каменная масса, металл, печать подглазурная.

Маленький ФЛАКОН - АРОМАТНИЦА. Конец XIX - начало XX века, Россия. Фарфор, металл, роспись надглазурная

21.


22.


ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОТИЧЕСКИХ СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК С ТРИЛИСТНИКАМИ. 1840-е.
Орловская губерния, Брянский уезд, Дятьковский хрустальный завод.
Стекло (бесцветное, медный рубин), выдувание, гранение , резьба.

ФЛАКОН В ГОТИЧЕСКОМ СТИЛЕ С НАДЦВЕТОМ "МЕДНЫЙ РУБИН". Середина XIX века, Россия (?)
Стекло (бесцветное, медный рубин), выдувание, гранение, резьба, надцвет (медный рубин).

23.


ФЛАКОН С РОСПИСЬЮ. Начало XIX века, Россия. Стекло цветное, эмаль, выдувание, гранение, роспись.

ФЛАКОН УРАНОВОГО СТЕКЛА. XIX век, Россия. Стекло цветное (урановое), выдувание, гранение.

24.


ФЛАКОН ТРЁХСЛОЙНОГО СТЕКЛА СО СТИЛИЗОВАННЫМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ.
Середина XIX века, Россия. Стекло (бесцветное, молочное, синее), выдувание, гранение, резьба.

ФЛАКОН ТРЁХСЛОЙНОГО СТЕКЛА. Середина XIX века, Россия.
Стекло (бесцветное, молочное, бирюзовое), выдувание, гранение, резьба.

25.


По краям ФЛАКОНЫ УРАНОВОГО СТЕКЛА. XIX век, Россия. Стекло цветное (урановое), выдувание, гранение.

В середине ФЛАКОН ТРЕХСЛОЙНОГО СТЕКЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БУКЕТОВ ЦВЕТОВ. Вторая четверть XIX века,
Чехия, Богемия. Стекло (бесцветное, молочное, бирюзовое), эмали, выдувание, гранение, роспись.

26.


ФЛАКОН С НАДЦВЕТОМ "ЗОЛОТОЙ РУБИН". Конец XIX века, Россия (?)
Стекло (бесцветное, золотой рубин), эмаль, позолота, выдувание, надцвет (золото рубина), роспись.

ФЛАКОН ДВУХСЛОЙНОГО СТЕКЛА, Середина XIX века, Россия.
Стекло (бесцветное, медный рубин), выдувание, гранение, надцвет.

ФЛАКОН С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРЫШКОЙ, Начало XX века, Франция, Париж. Фабрика "COTY" (?)
Хрусталь, металл, выдувание, пресс.

27.


ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛАНДЫША. Начало XX века, Россия.
Стекло (купоросное, прозрачное), эмаль, позолота, выдувание, роспись.

ПАРФЮМЕРНЫЙ СОСУД "ЯЙЦО В САНОЧКАХ". Конец XIX - начало XX века, Франция.
Стекло цветное глушенное, позолота, бронза, выдувание, роспись, пресс, монтировка.

28.


ПОДСТАВКА ДЛЯ ФЛАКОНА "ЗАЯЦ, СИДЯЩИЙ У ИЗГОРОДИ". Конец XIX - начало XX века, Франция.
Бронза, эмаль, пресс, роспись.

ПУЗЫРЕК. Начало XX века, Россия, Москва. "Товарищество парфюмерного производства "Броккар и Ко" в Москве".
Стекло (бесцветное), пресс, выдувание.

ТУАЛЕТНЫЙ ПРИБОР (ЧАСТЬ) : ФЛАКОН, ЛОТОК. Начало XXвека, Россия (?). Стекло (бесцветное), позолота, выдувание, роспись золотом.

29.


ФЛАКОН С ДИАГОНАЛЬНЫМИ ПОЛОСАМИ. Первая половина XX века, Австрия (?), Германия (?),
Компания Бимини (Bimini) (?), Стекольная мануфактура Лауша (?). Стекло (бесцветное, жёлтое, синее), выдувание.

ФЛАКОН МОЛОЧНОГО СТЕКЛА С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ. Конец XIX - начало XX века, Западная Увропа,
Италия (?). Стекло , металл, выдувание, травление, пресс, монтировка.

ФЛАКОН С ПОДВЕСКАМИ В ВИДЕ ВИНОГРАДА. Начало XX века, Россия (?). Стекло (бесцветное, зелёное), эмаль,
позолота, металл, пластмасса, выдувание, роспись, штамп, монтировка.

30.


31.


ФЛАКОН ПРОЗРАЧНОГО БЕСЦВЕТНОГО СТЕКЛА с изображением государственного орла и
рельефной надписью "Т-во БРОКАРЪ и Ко в Москвъ". Конец XIX - начало XX века, Россия.
Стекло (бесцветное), прессовыдувание.

ФЛАКОН ГРАНЕНЫЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ. Начало XX века, Россия (?)
Стекло(бесцветное), прессовыдувание, травление.

ФЛАКОН ГРАНЕНЫЙ с изображением государственного орла и надписью "Т-во ВК " Феррейнъ в Москвъ".
Начало XX века, Россия. Стекло(бесцветное), прессовыдувание.

32.


ФЛАКОНЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ "РОЗОВЫЙ ВИХРЬ" 18890- 1920-е. Франция, Лотарингия, город Баккара. Фабрика "Баккара".
Хрусталь, выдувание, надцвет, гранение.

33.


ФЛАКОН ДЛЯ МУЖСКОГО ПАРФЮМА "LA DANDY" 1929-е, Франция, Париж. Парфюмерный дом "D'Оrsay".

ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ И БАБОЧКИ. Конец XIX - начало ХХ века, Западная Европа (?)
Стекло цветное (молочное, розовое), эмаль, выдувание, роспись.

ПУЗЫРЕК ДЛЯ ДУХОВ. Начало XX века, Россия. Стекло (бесцветное), прессовыдувание.

ФЛАКОН с бумажной наклейкой с изображением ветки цветов, с надписями "H.A. BRIEGER HELIOTROPE IDEAL
PARFUMERIE". Конец XIX - начало XX века. Россия (Российская Империя, Латвия, Рига). "Мыльно-парфюмерная мануфактура Г.А. Бригера". Стекло (бесцветное), бумага, прессовыдувание, печать
и КОРОБКА ОТ ФЛАКОНА ДУХОВ "МОИ ГРЁЗЫ". Начало XX века, Россия. Картон, печать типографская.

34.


35.


ФЛАКОН-ПУЛЬВЕРИЗАТОР 1950-1960-е, СССР. Хрусталь (синий), металл, выдувание, гранение,
штамп, никелирование, монтировка.

ФЛАКОН. Середина ХХ века, СССР (?), Германия (?). Металл, проволока, штамп,никелирование,
монтировка.

36.


ФЛАКОН ДЛЯ ДУХОВ "ПЕТУШОК" 1970-е. Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова.
Яковлева С.Е. (1910-1993), автор формы. Воробьевский А.В. (1906-1992), автор эскиза росписи 1960-х.
Фарфор, позолота, пластмасса (чёрная), печать надглазурная, печать золотом, штамп.

ФЛАКОН 1950-е. ЛФЗ им. М.В. Ломоносова.
Яковлева С.Е. (1910-1993), автор формы 1940-х. Лупанова Е.Н. (1911-1973), автор эскиза росписи.
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом.

ФЛАКОН ДЛЯ ДУХОВ "ЗОЛОТОЙ КУБОК"  1950-е. ЛФЗ им. М.В. Ломоносова.
Ризнич И.И. (1908-1998), автор формы, эскиза росписи.
Фарфор, позолота, пластмасса, печать надглазурная, печать золотом, штамп.

37.


ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БУКЕТА ЦВЕТОВ". Первая половина XX века. ЛФЗ им. М.В. Ломоносова.
Автор Яковлева С.Е. (1910-1993) (?)Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом.

ФЛАКОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РОЗОВЫХ ЦВЕТОВ. Первая половина ХХ века (модель 1933), ЛФЗ им. Ломоносова.
Яковлева С.Е. (1910-1993), автор формы. Воробьевский А.В. (1906-1992), автор росписи.
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом.

ПУДРЕНИЦА "ЧЕРНЫЕ ЛИСТЬЯ". Декабрь 1937.ЛФЗ им. Ломоносова
Яковлева С.Е (1910-1993), автор формы. Воробьевский (1906-1992), автор росписи.
Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом.

38.


ФЛАКОН ДЛЯ ДУХОВ "СЕВЕРНАЯ ФАНТАЗИЯ" 1960-е. ЛФЗ им. Ломоносова.
Эленкри, автор формы 1960. Протопопова Л.В. (1906-1981), автор эскиза росписи 1960.
Фарфор, позолота, печать надглазурная, печать золотом, штамп.

ТУАЛЕТНЫЙ ПРИБОР "ЛЕТНИЙ САД" 1956-1967. Ленинградский завод фарфоровых изделий.
Фарфор, позолота, печать.

ЛОТОК ИЗ ТУАЛЕТНОГО ПРИБОРА "ЛЕНИНГРАДСКИЙ" 1955.  ЛФЗ им. Ломоносова.
Яковлева С.Е. (1910-1993), автор модели. Велихова С.Б. (1904-1994), автор формы.
Фарфор, рельеф, роспись золотом.

39.


40.


ФЛАКОН ДЛЯ ОДЕКОЛОНА "РАЛЛИ" 1976, Москва. Фабрика "Новая заря"
Стекло цветное (синее), пластмасса, прессовыдувание, штамп.

ФЛАКОН ДЛЯ ОДЕКОЛОНА "ОГНИ МОСКВЫ" 1982, Москва. Фабрика "Новая заря"
Стекло цветное (синее-кобальтовое, бесцветное), прессовыдувание, матирование.

ДУХИ "ПАМЯТЬ О МОСКВЕ" (флакон и коробка) 1957-1960, Москва. Фабрика "Новая заря"
Стекло (бесцветное), картон, прессовыдувание, матирование, печать типографская.

41, 42


Фото 41 :
ФЛАКОН "СНЕГУРОЧКА" 1971-1980. Новгородская обл., село Бронница, Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение" (с 1966). Фарфор, рельеф, роспись подглазурная, роспись золотом.

ДУХИ "МОСКВИЧКА" (флакон и коробка) Конец 1970-х - начало 1980-х, Москва. Фабрика "Новая заря"
Стекло (бесцветное прозрачное), пластмасса (белая), прессовыдувание, матирование, штамп.

Фото 42 :
ФЛАКОНЫ "КРЕМЛЬ" середина ХХ века, Москва. Фабрика "Новая заря", "ТЭЖЭ"
Стекло (бесцветное прозрачное), пластмасса (белая), прессовыдувание, матирование, штамп.

ДУХИ "КРАСНАЯ МОСКВА" 1990, Москва. Фабрика "Новая заря"
Стекло (бесцветное), картон, прессовыдувание, печать типографская.

ДУХИ "ШАНЕЛЬ № 5" 2007, Франция, бренд "Chanel"
Жак Польж, автор парфюмерной композиции. Габриэль Шанель, автор идеи флакона.
Стекло (бесцветное прозрачное), пластмасса (бесцветная прозрачная), металл, картон, прессовыдувание,
матирование, печать типографская.

Вот и вся экскурсия. И после неё, даже спустя ещё какое-то время, всё продолжаешь перебирать в памяти  множество канувших в Лету винтажных флаконов, коробочек - маминых, своих, подружкиных..., названия фабрик СССР - "Дзинтарс", "Северное Сияние", "Новая Заря"; польская "Миракулюм"..., французские и прочие буржуйские духи тоже случались в советской продаже...

Использованы материалы выставки

Что первым делом после такой выставки сделает каждая (или почти каждая) женщина? Конечно, купит новые духи.





Нет, не так. Сначала проведёт ревизию своих ароматов - по амбарам пометёт, по сусекам поскребёт, решит : "у меня всё есть, мне ничего не надо" ,... а затем непременно купит (или закажет в подарок ))
У меня по амбарам намелось на колобок кое-что, плюс по сусекам наскреблось немного, что-то ещё из ХХ века. Удивительно, но духи из прошлого века ничуть не изменились, благоухают как и прежде !
Да-аа, вполне себе маленькая коллекция вырисовалась (и это ещё не всё)). Не ожидала от себя подобного, ибо совсем не парфманьяк и даже испугалась поначалу - откуда столько-то? Более того, в последние несколько лет "серьёзные" ароматы ношу редко - так на бегу пшикну что-нибудь лёгкое, бризовое - словом, современное и не слишком сложное. А тут вдруг так накрыли старые шипровые винтажи и такими содержательными показались, что захотелось нового, доселе незнакомого, многогранного, постепенно раскрывающегося аромата.
И пусть госбюро экономических прогнозов не сулит ничего хорошего (и худшее, быть может, впереди), но пока 2мл или даже целых 5(!) я могу себе позволить протестировать - всё-таки весна пришла и праздник на носу! Заказала для подарка пробирку, а точнее, две...и ещё один маленький флакончик ))
Предварительно полистала отзывы настоящих парфманьяков коллекционеров парфюмов - какие же шедевры эпистолярного жанра там встречаются чуть не на каждом шагу! Так красиво раскрыть нюансы духов, виртуозно разложить аромат на составляющие, поэтично ( иронично, саркастично, ностальгично и т. п.) рассказать о своих ассоциациях могут только люди в теме, что называется.
Для поднятия весеннего настроения поделюсь двумя занятными, практически взаимоисключающими - мужским и женским - описаниями аромата MDCI Chypre Palatin (унисекс), с которым захотелось как-нибудь при случае познакомиться. Выпущен в 2012 году. Парфюмер: Bertrand Duchaufour (фото из сети).



1.
  Старомодный, но этим и берет! Обязывающий аромат. Исполнение флакона - ну, это на 5! Хотелось бы, конечно, и бюст с белой прожилкой по охре из сиенского мрамора или на худой конец из бронзы.) Но, принимая во внимание иронию нашего времени, - и пластик вполне передает впечатление ювелирной грандиозности прошлого..
Пропорции флакона-пьедестала и самой пластики - прекрасны. Палладио и Витрувий, Лоррен и Пуссен с Робером.. последовательность имен преприятнейшая - все оживляется в сознании.. Парфюм как изысканное настольное украшение - разве это не свежо?
  75 мл внушают уверенность, что не нужно будет просчитывать каждое нажатие.. Впрочем, шипр этот так ярок и напорист, что остановиться лучше пораньше.. Он держит пространство вокруг, а пропорции флакона контролируют интерьер.. В общем, вы в надежной узде! Под ногами мерещатся заветные буквы SPQR....- кто живал в Риме - тот понимает.

2.
  Заказала летом отливалу. Перед этим читала отзывы и была уверена, что мне понравится. Когда пришла моя посылка, первым делом решила испробовать Шипр Палантин. И я была в ужасе от этого отвратительного запаха, сразу записала в самые вонючие духи. Пахло каким-то просроченным советским одеколоном старенького дедушки!
Вот прошло полгода. То ли шипр настоялся, то ли климат способствует более мягкому раскрытию духов, но Палантин стал менее вонючим. и альдегиды, и гардения, и роза чувствуется...но ваниль, которая тут лишняя, слива, какие-то цитрусы и гальбанум с дубовым мохом (?) делают смесь невыносимой, вызывает головную боль.
Аромат ретро, унисекс, в мужскую сторону. подошёл бы к образу какого-нибудь далеко не молодого профессора института, который любит проводить время в библиотеке, смешиваясь с запахом старых книг. понравится немногим, лишь ценителям шипров. Очень резкий. если хотите покупать заказывайте пробник 1 мл, чтобы понять надо ли оно вам или нет.
Но при всех минусах  Шипр Палантин - личность в мире духов, и за это аромат надо уважать.

Поздравляю с наступающим 8 Марта, сударыни!
Тех, конечно, кто отмечает этот день и, не поминая Клару с Розой добрым тихим словом, просто радуется весне и этому милому празднику.

праздник

Previous post Next post
Up