А контекст, окружение того времени, меняет вообще всё на этой картине. Сначала видны какие то морды и рожи, курят твари такие в театре, пялятся куда то и приписано, мол новая элита, любите и жалуйте. Вот мол, быдло взяло власть и... А теперь раз, два три.... Что на картине реально происходит? 1918 год, только что произошла октябрьская революция, свергнувшая буржуйскую революцию, это когда буржуи и министры зажали Николая Второго в вагоне, как цуцика запугали и он как миленький подписал отречение. Ленин взяв власть не выкрал себе всё золото и не спрятал на счета. начал всё вкладывать в развитие страны. Заодно попытался ускоренно окультуривать миллионы вчерашних, озверевших от первой мировой войны людей. Миллионы русских солдат вернулись из гнилых буржуйских окопов, ничего с детства кроме пинка и кислых щей не видывали, читать не могли, одеты кое-как. Это да.
Но они пришли в театр, потому что Ленин запретил делать билеты доступными только богатеям. Люди, с простыми лицами, ещё не умеют не курить, они курили всю жизнь, лет с двенадцати, потому что вокруг за такое не ругали, такие же простые родители и крестьяне. Курят и в театральной ложе. Но СМОТРЯТ НА СПЕКТАКЛЬ. Всю жизнь смотрели в лучшем случае на мордобой или кукольного-петрушку, который матерится и кривляется, а тут им дали возможность и вчерашние крестьяне, несчастные матросы с солдатами, которых насильно загребли воевать за буржуйские интересы, сразу пришли посмотреть на... спектакль. Смотрят не отрываясь, на сцене творится искусство высокого уровня, такого они не видывали. Не свистят, не улюлюкают, люди явно восхищены.
"Новая элита в Царской ложе", 1918 год. Владимиров И.А.
Получается что те самые пролетарии и крестьяне, просто были насильно ограблены, ограблены их предки, потому они не ходили в театры, музеи. А когда им дали такую возможность - сразу пришли. Легко ругать забитых русских крестьян, которых было 85% населения, которые были на 90% безграмотны, в лучшем случае по слогам могли вывески читать и цены. Почти 100% крестьян до 1917 года вообще не имели дома книг - слишком дорого!
Вот такие дома могли себе позволить при царизме не более 10 % населения, причём большая часть из них это дворяне, а значит потомки тех кто отнимал у народа, у крестьян, все ресурсы и себе с загашник складывал. Крестьяне ютились как негры сегодня, в избах, по 10 и больше человек на 30 - 40 квадратных метров, у низ не было ни книг, ни тетрадей для письма. И да, 99,9999% крестьян просто не знали, что можно пойти и купить билет в театр, они не понимали зачем это нужно.
Виноградов Сергей Арсеньевич В доме. 1910. Калужский музей изобразительных искусств.
Вот такая женщина-заочница была для царской России так же возможна, как для нас съесть человека на красной площади. При царизме женщины вообще были забиты до предела, их неграмотность среди крестьян достигала 100%. Например моя пра-пра бабушка, жившая до 1925 года, была абсолютно неграмотная, ну не было так принято, что бы женщины были грамоте обучены - зачем собственно? Едино что моя пра-бабушка получила из образования - много песен знала, хорошо их пела. Отсюда и курящие, диковатые люди в театральной ложе в 1918 году. Не потому что русские люди склонны быть дикими, а потому что царизм и буржуи были склонны грабить русских людей.
Игошев Владимир Александрович (1921-2007) «Заочница» 1966
Пройдёт буквально 10 лет и СССР понастроит буквально сотни новых высших учебных заведений, тысячи школ и библиотек, а среднее образование станет не просто всем доступным, а обязательным. При царизме о крестьянах думали как о скоте, который можно ещё и в окоп загрести, что бы подыхал за интересы капитала. Вот такие картины стали нормой для 1920 - 1950, наряду с тем, что десятки миллионов крестьян у знали, что надо при возможности и театр посетить с музеем, а не только на рынке купить баранок с калачами. Возможности - породили новые деяния, не только мордобой, а учёбу и карьеру.
С 1918 года Ленин наглядно показал, что нет генетической склонности быть тупым, кроме случаев реально патологии мозга (даунизм, дебилизм, идиотизм и так далее). Нет никаких прирождённых крестьян или дворян, просто в прошлые века часть наглых крестьян первыми пролезли в дворяне и всё. Они не были лучше окружающих, им просто чуть больше повезло.
Антонов Константин Михайлович Студентка. 1957. Новосибирский государственный художественный музей.
Киселёв Виктор Васильевич (1907-1985) «Школьники» 1975