Достоевский до каторги и после, это два разных человека. Тот который ещё не запуган и честен с самим собой, это либеральный, вменяемый, критично настроенный к миру человек, как и положено для нормальной личности. Он не верит бездумно, не верит царской цензуре, он задаёт вопросы всем включая бога, в которого верит но умеренно. Правда в романе "Бедные люди" Достоевский уже настолько разговорился, что вынужден применять мастерские обходы для цензуры царской, а то не пропустили бы текст. "Бедные люди" написаны в 1846 году, а уже в 1849 его повязали по делу против Петрашевцев. По итогу Достоевскому пришили ужасное злодеяние, прям достойно расстрела - посмел читать письмо Белинского Гоголю и о том что немедленно не донёс на тех, кто ему посмел предложить такое читать.
Его и часть других Петрашевцев 8 месяце держали в одиночках в Петропавловке. И вот спустя месяцы холода, жизни под допросами и угрозами, их вывели на расстрел. Сломали над головами шпаги, скомандовали целится и только после отменили расстрел и зачитали настоящий приговор. Ему выписали 4 года каторги, да ещё после надо было служить в солдатах. За время одиночки и затем уверенности в реальной казни, Достоевский натурально подвинулся кукушкой, уже на всю свою жизнь и стал человеком чёрствым, напоминающим мне больше всего ужасного персонажа Салтыкова Щедрина - Иудушку кровопиюшку. Все дальнейшие рассказы и романы Достоевского стали жуткой смесью самоцензуры, антивольности, антидемократии и конечно жуткого, буквально пещерного православия и заодно кубического терпения к любому злу в мире.
Вот что писал и как думал настоящий Достоевский, до всех изуверств царизма над ним:
1 - "А еще люди богатые не любят, чтобы бедняки на худой жребий вслух жаловались, - дескать, они беспокоят, они-де назойливы! Да и всегда бедность назойлива, - спать, что ли, мешают их стоны голодные!"
Практически открыто возмущается тем, что бедные слои населения не имеют выхода своему голосу, не имеют права нормально пожаловаться на притеснения и беззаконие.
2 - "И это бы всё ничего, но только то дурно, что нет никого подле этого богатейшего лица, нет человека, который бы шепнул ему на ухо, что «полно, дескать, о таком думать, о себе одном думать, для себя одного жить, ты, дескать, не сапожник, у тебя дети здоровы и жена есть не просит; оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!»
Вот что хотел я сказать вам иносказательно, Варенька. Это, может быть, слишком вольная мысль, родная моя, но эта мысль иногда бывает, иногда приходит и тогда поневоле из сердца горячим словом выбивается."
Прозрачные намёки на то, что зажравшийся богач и чинодрал это зло, как оно есть, в чистом виде. Даже находясь на разных этажах в одном доме, богач не понимает нужды простого народа, не повысит без чужого окрика зарплату, сгноит тысячи людей в голоде и бесправии и сам будет доволен. Достоевский будучи ещё не изуродован цензурой и православием, в этом месте явно призывал к тому, что бы народ имел своих постоянных представителей в виде парламента. Не к тому он призывал, что бы кого то ограбить, а что бы богачи и дворяне не имели права игнорировать реальные нужды народа.
3 - "Отчего это так всё случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастие само напрашивается? Знаю, знаю, маточка, что нехорошо это думать, что это вольнодумство; но по искренности, по правде-истине, зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона-судьба, а другой из воспитательного дома на свет божий выходит? И ведь бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только облизывайся; ты, дескать, на то и годишься, ты, братец, вот какой!"
Прямая насмешка над дворянскими правами и привилегиями. Когда любой долдон, но родившийся удачно в дворянской семейке, получает из мешка и титул и содержание и откуда то взявшееся уважение, хотя сам как был дурак, так и сдохнет транжирой и дураком.
А теперь просто сравните то, что начал гнать Достоевский после каторги. Сначала верноподданическое стихотворение, написал его для жены покойного царя в 1855 году.
Как гаснет ввечеру денница в синем море,
От мира отошел супруг великий твой.
Но веровала Русь, и в час тоски и горя
Блеснул ей новый луч надежды золотой…...
Как сирая семья, Россия зарыдала;
В испуге, в ужасе, хладея, замерла;
Но ты, лишь ты одна, всех больше потеряла!
То есть помер тот самый царь Николашка Палкин, который и заперкачил молодого и честного Достоевского на каторгу и одобрял что бы парня держали в одиночке в Петропавловке и ломали через колено на имитации казни. Именно тот царь помер, при ком были бедняки и не видевшие их нужд дворяне и богатеи и от чего Достоевский и бунтовал и вступил в Петрашевцы. Но писал стих уже не тот Достоевский, а халдей, нахально лижущий руку, которую ему никто для начала не протягивал. Сам теперь Достоевский лизать кидался. Лизал и лгал, что Россия мол рыдала по помершему Николашке Палкину, который предварительно позорно влез в Крымскую войну и позорно её проиграл. Россия была при нём недоразвитой, этого Достоевский не мог не понимать и всё равно лизал.
И знаете - Достоевского в итоге простили, правда ему ещё пришлось не раз вставать на четвереньки и прыгать через колечко, под умильный ржач дворян и полицаев. Прыгал, старался, вернули в Питер и дали дальше писать. Ну он и отработал. В его "Бесах" нет НИ ОДНОГО СОЦИАЛИСТА, а те, кого он вздумал называть таковыми, едино что делали так в забытьи что то говорили и после посмели на церковных воротах или где то наподобие, в часы запихать мышь. О какие "сицилисты" подлые! Бога не понимают, мышу в божьи часы пихают!
Надо молится, терпеть, а бедным надо терпеть втройне и сдыхать тихо, что бы богатеев не беспокоить! Например как мальчик пробовавший греться спичками. Ну чем не ангел! Не побеспокоил господ, в очередной раз набивавших в брюхан по 5000 килокалорий за один присест. Мог бы конечно выпросить хлебца и остаться живым, переночевав у них хотя бы на конюшне. Но тогда он бы немедленно после замерзания насмерть, не попал бы в рай к боженьке. Ать не хорошо. А ещё хуже. что посмел бы беспокоить господ, ввёл бы их в слезливое настроение, а сам то кто? Да ничтожество, пока живой. А как помрёт, так божок о нём сразу заботу наведёт. Значит что надо делать? Верно, как мальчик со спичками себя вести.
Так писал и думал Достоевский всю оставшуюся жизнь. И заодно проиграл все деньги своей жены в карты и после снова рассуждал что бог он всё видит и мы все под ним, а он о нас думает, потому если кто голодает. то пусть терпит и барина не тревожит голодным голосом! И снова - опа в картишки! А совсем залезши в долги, выскочил за вторую жену ( тварь бородатая ) и хапнув деньжат уже с неё, 4 года ховался от кредиторов по заграницам. Такая вот "честь русской нации", только вот надо сразу указать какой - богатой части русской нации. Нынешние олигархи, полицаи и вообще все держиморды не зря хвалят Федю. Он прям идеальное поведение для трудового народа продумал и описал.
Настоящий Иуда Кровопийца. Про боженьку, про Христа всё вещал, что нельзя ни в коем разе без веры, без Христа то! Но молчок про реального Христа, который прямо говорил, что сквозь игольное ушко легче канат продеть, нежели богатею в рай заехать. Такого бога Достоевский не поминал в романах. Ещё любил делать своих персонажей верующими, но каждый раз, если просто анализировать персону - оказывается что это верующая мразь, как и положено Иуде Кровопийце. А те кто реально чего то в романах пытаются сделать, их Достоевский рисует то смутьянами, то изуверами и убийцами. Как мол можно хотеть чего то большего. чем тебе господа пожелали дать?! А ну терпи. А сам снова в картишки и снова философию про божка разводить. Опа! Чистый реакционер, не переживший стокгольмский синдром за целую жизнь. Ласкал, лизал руки псов и палачей и считал это правильным.