Воспитание Шарикова ( через пример Макаренко )

May 26, 2022 15:04

О том как исправлять сложных подростков, мог бы многое сказать ( и даже написал книгу - "Флаги на башнях" ) педагог Макаренко. У него в ходу были не только беседы, он и наган носил в кармане, мог и по роже хлестануть за излишнюю агрессию в свою сторону. Вопрос только в том, что любое реальное взращивание личности, это процесс поступательный.  Тот же Преображенский, его помощник Борменталь, медсестра и уборщица Зина - эти люди для начала родились в семьях, пусть теоретически  и не полных. Каждого с детства нюнькали и люлькали матери и отцы, по ситуации. Водили в детский сад, там их постепенно, годами учили словам, понятию плохо-хорошо. Никому в голову не придёт не обучать ребёнка систематически, а затем в 14 лет возмущаться, попивая водку из холодного графина и закусывая мозгами на чёрном хлебе

- Вы Шариков толком только штаны застёгивать научились, а так вы стоить не низком уровне развития!

А вот как реально работал Макаренко, про это снят фильм Педагогическая поэма. На ты и всё время вокруг воспитанников, вплотную, не пытаясь казаться выше по разумности, хотя он был реальной башней света и разума в сравнении с детьми-беспризорниками.




Прежде чем спросить воспитанника - что ты читал, Макаренко и его педагоги сами поступательно читали, ЧИТАЛИ детям книги, тут же рассказывая любые не понятные места.

- Осенью этого года я уехал в Казань, тайно надеясь что может быть пристроюсь там учиться.

Это Горький, и тут же детям подтверждают, что Горький как раз похож на бездомных детей. Вот вам чтение и объяснение, только так и можно начинать учить чтению, а не просто кинуть книгу и после спросить с насмешкой

- Ну понял хоть чо нить, дубина! Опять не понял?! Тупооооой!



Макаренко не доставались такие же запущенные как Шариков? Да если бы! Вот Бурунов, своровал деньги и за это его Макаренко запихал в карцер, ибо нечего плодить наглость. Глядите какая рожа! Такой коли даст по уху, это не Шариков, ушная перепонка лопнет.



Макаренко за карцер пробовали осадить, но он резко возразил.

- Пока не создан коллектив, пока нет традиций и  трудовых навыков, воспитатель не должен отказываться от принуждения и силы. Я утверждаю что нельзя воспитывать только на интересе. Я хочу воспитать здорового, крепкого человека, а не слепого эгоиста и буду делать то что считаю правильным.



Обучение литературе и тут же агрономии.



А брал он их такими, не то что Преображенский. И не по одному, а сразу пачками поднимал в люди.  Здоровые лбы, сколотившиеся в полноценные банды. Это вам не одиночка Шариков, который мог втихаря что то тырнуть, да ущипнуть за грудь девку, из за необученности. Такие грабили путём избиения и убийства.





Скажем ребёнка, который родился в семье, все 14 лет иногда водили в театр, где он ничего не понимал, а что бы хоть какие то вызвать у него чувства - водили в цирк, где он гыгыкал и радовался слонам. Ведь Шариков не просто взял и получился Шариков, в единый момент. Он постепенно рос, пусть и ускоренно. И всё это время Преображенский не озаботился нанять отдельного ( хотя бы одного ) учителя. Скажем учитель русского, литературы, плюс азы географии и истории. Образование для новой личности свелось к застольям, где пили водку, жрали деликатесы, но при этом Шарикова не обучали к вхождению в сложный, многомерный социум. Единственный кто озаботился хоть как то воспитанием Шарикова - Швондер. Да примитивно, да песни про революцию в комнатке, среди бедной страны и порой замерзающих труб в сортирах.

Но таков был не только Шариков - таковые были нищие крестьяне, коих было больше 100 000 000 человек. Их не обучали в восьмилетке - нет денег, сразу с шести лет помогай по хозяйству, нечего учёбу эту разводить, оно крестьянам не по карману. Вот Швондеру и доставался пролетариат, который не умел читать, писать, излагать свои мысли. И открою тайну, что бы человеческая речь стала содержать меньше мата и вообще примитивизмов, нет лучшего способа чем учить стихи и песни. А поскольку Швондеру доставались уже готовые, бедные и необразованные взрослые люди, он учил их петь. И Шарикова стал учить пению в группе. В любом случае выученная песня это не плохо, она обогатит язык.

Суровые годы уходят,
Борьбы за свободу страны!
За ними другие приходят,
Они будут то же трудны.

Но нету время, рыдать, рыдать когда,
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда!
На все вопросы один, один ответ!
И никакого другого нет...



Эти слова просты, понятны любому человеку без образования, они не грубы. А что напевал при Шарикове Преображенский? Вот часть строк из той песни, которую напевал без конца Преображенский. Что такое Альпухара, Гренада, Севилья? За всю книгу Преображенский не преподал сам или через кого либо, ни одного урока географии. Даже я особо не вникая, не знал что это за города. А Альпухарра это вообще оказывается долины в Южной части Испании. То бишь когда напевал Швондер, то Шарикову было всё понятно - надо много трудится, ибо годы войны к счастью минули. Не надо отчаянья, не надо рыданий и саможалости, придётся ковать сталь, строить страну, хоть и будет поначалу трудно, но мы сдюжим. Вот что пел и что внушал Швондер всем кто его окружал.

Что призывал в песне Преображенский? А ничего! Ну не драться же за статную даму, в платье с высокой грудью, право слово! Не хватать же надо было Шарикову меч и скакать на потном жеребце от Гренады до Севильи, сражаясь за свои страсти. По итоге всё это напевание Преображенского было для Шарикова пустышкой, непонятным набором слов из уст буржуя. Да и Преображенский мягко говоря ни черта такого не делал и не собирался - жил одиночно, без детей и семьи, не знаю имел ли хоть любовницу. За дам он явно не сражался на мечах и не смог бы. Швондер, обучая песням и навыкам людей в бедной стране, готовил их к честному и тяжёлому труду. Преображенский, сам вылезший в явные богатеи, даже не думал обучать чему то нормальному Шарикова, тем более системно.

Гаснут дальней Альпухары
Золотистые края.
На призывный звон гитары
Выйди, милая моя.

От Севильи до Гренады,
В тихом сумраке ночей,
Раздаются серенады,
Раздаётся стук мечей.

Получив личность, пусть и со сложным прошлым, Преображенский едино до чего дошёл - что бы Борменталь водил Шарикова в театр. Но господа, товарищи и леди! Что бы успешно и с толком посещать театр, надо заранее прочитать книгу по которой поставлен спектакль, а не идти просто так. Театр это для образованного человека, тем более если там ставится классика. Преображенский даже не подумал задавать Шарикову к прочтению разные книги и затем обсуждать их с ним. Борменталь - Вы бы в театр сходили. Но по всей книге понятно, что Шариков не читал и не понимал театра не потому что тупой, а потому что не обучен программе школьной. Какое будет мнение у крестьянина из села, не читавшего Отелло, от спектакля? Как минимум сумбур, а то ещё и расистом станет, вот мол негр какой, бабу красивую взял и удавил. Хотя если прочитать подробно про историю описанного в опере действа, понятно станет что Отелло это не про негра, который душит всех направо и налево.



Ну а Швондер, не имея библиотеки и времени на одного Шарикова, сходу дал ему перепуску Энгельса с Каутским. Книга само собой сложная, Шариков её сходу не понял и не мог понять, сделав в итоге простой вывод - что надо всё отнять и поделить. Но вы не удивляйтесь - именно так и поступили крестьяне по всей стране - с 1905 года они планомерно грабили дворянские и купеческие земли и дома и делили всё по "миру", по общине. Идея отнять и разделить добро, скопленное у одного богача - стара как мир и общество с начала эпохи земледелия.

К тому же Профессор не дал новую книгу, уже от себя, он просто отнял и сжёг Каутского. Правильно, если к тебе случайно попала книга в руки, но она мне не нравится, а её уничтожу, обзову тебя болваном и всё на этом.



- Один в комнате расселился, штанов у него 40 пар, а другой по помойкам шляется.

Именно так, вкратце и обстояло дело для 120 000 000 человек в царской и ранне-советской России. Шариков примитивно понял Энгельса, совсем не понял для чего конгрессы и долгие разговоры и споры учёных были. И не мог понять, ибо повторяю - НЕ ОБУЧЕН Преображеским ничему системно! Не знал Шариков ни истории, ни права, ни философии, ни литературы. И вина опять таки за профессором - взялся за гуж и сразу не дюж.



Вы стоите на низкой ступени развития и вы в присутствии двух людей с университетским образованиям... Да, именно так, а какое образование дали Шарикову его новые породители-родители? А никакого, кроме описанного выше рваного, посиделки за столом и водка с закуской, ор и сжигаемая в печке библиотечная книга. Вот чему взялся бы обучать крестьян Борменталь? Ничему, он занят строго своей карьерой, он не поехал в деревни учителем.



Он ( профессор )  даже имени и фамилии ему не придумал! Вот здесь он реально спрашивает

- Как же я вас пропишу, у вас же нет не фамилии, ни имени.

А кто их должен был предоставить взятому на попечение человеку? Вот убираем фэнтези операцию - Преображенский нечаянно приютил потерявшего разум человека и учит его чему то сызнова. И что же? Он получается месяцами даже прозвища ему не дал? Как можно воспитать личность, если даже не обозначил её по человечески?



Кстати в этом моменте, ставшем героем мемов на тему тупости Шарикова, он как раз начал разговор о документах, прописке и о том что не хочет быть дезертиром и готов по честному служить в армии. Так что Шариков именно здесь поставил вопросы - Кто я, где я, как меня зовут, как мне дальше жить и служить? Что в этом тупого или не правильного? к этому времени профессор его ничему даже не начал обучать, только через раз дураком обзывал.



Итого - не обучали, насмехались. Но тут же попрекали что театру не понимает, умных речей не разумеет, не внемлет университетскому образованию и ни слова при этом про то, что бы отдать Шарикова в вечернюю школу, ту же Ликвидацию безграмотности и дальше по уровню обучения. Сравнивая Преображенского даже с простым сельским учителем можно сразу сказать, что был профессор хамом и самовлюблённым человеком. Хватнул удачи в детстве в виде богатой семьи и в том его заслуга. Уже после смерти всех этих Преображенских СССР взрастил свою плеяду хирургов, которые так себя не вели.

Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Бездомные, Собачье сердце, Преображенский, Шариков, СССР, Беспризорники, Булгаков, Макаренко, Воспитание

Previous post Next post
Up