Сейчас наглядно покажу разницу между стройкой завода полного цикла и отвёрточно-узловой сборкой, когда тебе везут в страну до 90% чужих запчастей. Камаз пробовали и пробуют попрекать в том. что он мол содран, скопирован с американского грузовика. Но это верно лишь в плане общей компоновки - там вот будут стоять колёса, рама такой вот конструкции, на таком то количестве заклёпок и болтов. Это примерно как подсмотреть общее устройство чужого драккара, а после самому, у себя и на своих ресурсах начать делать ладьи.
О заводе ниже, сразу о первом камазе и его предке. Начали выпускать Камаз с опытного образца - ЗИЛ 170. За образец был взят американец - COF 220 . Бесполезно искать отдельные статьи про этот американский грузовик с 1960-х. Он быстро сошёл с дистанции в США и не выпускался. Да и фирма, которая придумала КОФ 220 уже давно не выпускает грузовики, перешла на тракторы. Вот этот самый предок-образ Камаза, он вообще не описан отдельно. Есть немного фото и указание что он работал в Канаде и США некоторое время. Заметно что Камаз русский вышел и крупнее кабиной и выше по подвеске, но да, компоновка... хотя компоновка кузова у такого вида тягачей и грузовиков во всём мире примерно одинаковая, там придумать новое сложно, это как велосипед, лучше просто подсмотреть и скопировать.
Важно что СССР с нуля отгрохал огромный, полноцикловый завод. Камазы СССР начал делать и делал до 1991 года сам, от гайки до двигателя, от фары до форсунок. То бишь один раз купив станки и оборудования для завода, СССР сам всё дальше делал, включая и режущий инструмент. Как только Камаз начал конвейерно выпускать свой первый Камаз, страна получила огромный прирост перевозки грузов. Хоть коммунистов и пробуют обвинять в не эффективности, но это ложь. К 1988 году, спустя 10 лет после запуска поточного выпуска грузовиков, Камаз принёс чистой прибыли 8 миллиардов рублей, сумма по сегодняшним временам астрономическая. Камазы за эти же 10 лет стали перевозить 60% всех грузов в СССР.
И это был свой грузовик, никто не мог запретить его продавать в СССР, равно как были свои самолёты, любые автобусы и в целом машины. Да, он был не идеален, да ломался в первые годы чаще положенного. Но доработки внесли и грузовик стал приемлемым. Спешу напомнить что даже Ф 35 в США поначалу был дрянью, а не самолётом, но доводка до ума и вот получается отличная штука.
На период одемокраченной России выяснилось - "иностранцы" конечно лучше, но они и выпускались не в разваленной стране. Не виноват советский завод Камаз что его специально сожгли в 1993 году, как раз на пике его способностей к изобретению и улучшению новых машин. Причём сожгли троцкисты именно завод двигателей, что бы Россия сходу потеряла способность конкурировать на мировом рынк своими Камазами, а когда завод кое как восстановили, он по сути был разорён и закредитован. Таких случайностей не бывает, могут гореть нефтезаводы так сильно, но вот двигательный завод - явная диверсия.
У меня было два соседа по улице, которые имели Камазы. Оба грузовика были подержанные и сильно, но вложения в себя отбивали, мужики не жаловались на заработки. Чинили, возились с ними и после шли в рейс. Сегодня наступил век новых седельных тягачей, дороги стали лучше, появились постепенно скоростные шоссе и Камаз стал уступать по уровню плавности подвески и скорости. Он ведь создавался для всё ещё строящейся страны, со средним качеством дорог. Камаз без проблем пролезет по полевым дорогам, неспроста его сразу приметили военные и навыпускали для них кучу вариантов Камазов. Там где обычный седельный иностранец носу не сунет и застрянет, Камаз закатится, включая лесные дороги.
Простой злой, выгодный для начального старта в 90-е годы, как раз в период накопления капиталов и всеобщего бардака и безденежья у людей. Не развались СССР, он конечно сделал бы за 30 лет кучу новых грузовиков.
Напомню что СССР запустив Автоваз ( тоже полноцикловый завод по легковушкам ) в 1970-м году, начал с копейки, итальянской машины. И с 1970 по 1991 году напридумывал, конечно поглядывая на заграницу ( так все в мире делают, шпионят друг за другом ) кучу обновлённых машинок.
Советский, "не правильный" Автоваз придумал такой набор машинок, что их клепала демократическая, разворованная Россия ещё почти 30 лет. Те же "не правильные" четвёрки-семёрки, не уходили с рынка и пользовались спросом до 2015 года, даже на фоне засилья иностранных вариантов. А потому что автовазовские машинки придуманы коммунистами, что бы быть простыми, дешёвыми и доступными любому человеку в СССР. Я нисколько не спорю что любой ситроен или форд были и в 1980-х лучше чем жигуль-четвёрка. Но зато в СССР эти жигули и самары ( восьмёрки, девятки ) мог себе позволить купить любой рабочий и вообще почти все. Не в кредит! В СССР машины покупали банально за наличность, в очереди отстояв на машину. Ну так и не дивно, в стране было больше 200 000 000 человек населения, завод в год выпускал по 600 000 - 800 000 машин с 1970, вот и считаем. Любой мог купить, потому и дефицит поначалу был и он бы автоматически преодолён был к началу двухтысячных. Ездили бы на своих машинах, на обновлённых девятках и они были бы явно не хуже нынешних грант и калин.
Но даже простенькие пятёрки и в целом жигули, выручили два поколения торговцев и начинающих бизнесменов. От трусов до маек, от металлолома до огурцов, на низ возили по всей старне товары, наполняя рынки. Забитая под завязку, перекошенная от капусты трудяга четвёрка, это буквально символ дорог России на начало двухтысячных. Неисчислимые числа помидоров и дынь были съедены по всем городам, а привозили их на жигульках. Мало? СССР мало вам и мне дал? Да он дал всё! Он основу оставил, а её бездарно проиграли в карты рыночные. Спустя 30 лет на жигульках продолжает молодёжь дрифтовать по Москве, правда изменяя подвеску и рычаги внутри салона. Советский модельный ряд не просто оправдал себя, а инженеры и пролетарии явно не зря поработали.
Нынешняя Россия тупо не смогла улучшить ни камазы, ни жигули, не смогла сохранить заводы. Оба завода разорили, все собственные оригинальные модельные линии уничтожили через диверсии и приватизацию вне закона. Своих машин Россия не делает с 1993 года, начала совать чужие комплектующие, постепенно грохнула внутренние заводы страны. А вот сегодня когда коснулось - ничего сложного Россия сама делать не может. Ни двигатель, ни компрессоры, ни подвеску.
СССР делал стратегически. Пусть средний по качеству, зато свой, внутри страны сотни тысяч рабочих мест, а при налаженной плановой экономике это и выгодно и научный прогресс процветает, свои учёные голову тренируют. Сегодня своих учёных нет, все разбежались от демократии.