Снабжение блокадного Ленинграда едой, перевозка грузов и почему не закрыли промышленность

Oct 31, 2021 14:26

Взялись тут нынешние специалисты по любым вопросам, критиковать то, как СССР решал проблемы снабжения едой Ленинграда. Ленинград гитлеровцы реально блокировали. Его взяли в кольцо окружения, осталась только дорога по Ладожскому озеру. Проблему усугубляло неудачное для СССР начало войны. Сталин переоценил силы армии, недооценил скорость продвижения гитлеровцев. По итогам на Северо-Западе получился крах. Гитлеровцы устроили настоящую блокаду, это вам не номинальная блокада от СССР с Берлином. СССР людей кормил с помощью магазинов, а гитлеровцы морили голодом по настоящему. Заодно от "специалистов" из 2021 года поступали предложения - "Чего Сталин не свернул промышленность? Зачем она, если детки голодают?" Ну да, если ещё и руки поднять, то даже воевать бы не пришлось, сдались бы гитлеровцам, а там будь что будет, авось всех то не сожрут...

Внутри кольца на карте остался Ленинградский фронт - 500 000 человек. Весь балтийский флот, ещё 500 000 человек. 2 500 000 просто жителей города и плюс 340 000 человек из пригородов. Итого всего требовалось каждый день накормить - 3 840 000 человек, это как две Казани или три Ростова на Дону или полтора Екатеринбурга в наше время. Дело осложнялось тем, что в город просто в силу войны стеклись сотни тысяч беженцев. Это осложняло положение, люди зачастую ютились в коммуналках, отопление и прочее было проблемой.




В простое время снабжать город было просто. Нет бомбёжек, обстрелов и спокойно работает железная дорога, порт, речной транспорт. В 1940 году пароходы перевезли 6 840 000 тонн грузов. Но в войну пришлось для начала ужимать весь имеющийся состав кораблей. 25 % пассажирских и 28 % буксирных судов отдали военным. 33 % сухогрузов и 35 % нефтеналивных судов тоже военным. Ещё раз - война! На СССР напали не США с планами демократизации, а гитлеровцы, с планами холокоста, которые на ходу осуществляли, гибли сотни тысяч русских именно от целенаправленного голода устраиваемого гитлернёй.

Всего в начале войны у Ленинграда было - 232 буксира, 960 барж, 39 пассажирских судов. До начала блокады ушли с грузами 150 пароходов и 350 барж. Выходит что общий потенциал перевозок по воде упал на 35 - 45 %. На него легло всё - снаряды для Ленинградского фронта, снабжение населения, вывоз людей из города уже в блокаду.

Эвакуировать людей начали до блокады. С 29 июня 1941 года. Планировалось с 14 августа вывезти 700 000 человек. Ежедневно ставился план вывозить 30 000 человек. Но затем гитлеровцы вышли к Неве, перерезали прямое водное сообщение. Затем захватили Мгу - железнодорожное сообщение было перерезано. На 27 августа 1941 года СССР успел вывезти 489 000 человек. Мало? Нет, огромное число. Их всех успевали размещать по квартирам, кормить, давать работу. Всё что смог Сталин, то сделал, он успел не мало. Каждую партию людей везли ночами, в радиомолчании,, под риском постоянного обстрела со стороны гитлеровцев. По карте хорошо видно, как близко проходила граница гитлеровцев в дороге жизни.

Затем началась тотальная блокада и началось снабжение города по очень сложному маршруту. Ладожское озеро это на деле море. Да, небольшое, но по повадкам точное море. На озере этом норма - шторма. В итоге ещё Пётр первый и затем все дальнейшие правители развивали каналы в обход опасного озера. И в СССР почти не было судов для того что бы плавать по Ладожскому. Точнее были, но не в Ленинграде, в Ленинграде (для снабжения его грузами) основная масса кораблей плавала по каналам. Что бывает с корабликами, которые будучи речными, пробуют плавать по воде с волнами? А вот что.

image Click to view



То бишь натурально так! Если даже очень хочется, то всё равно речной корабль это труп на большой воде. Первые две баржи ( само собой речного типа, их было большинство ) попробовали провести по озеру. В итоге проблемой стала даже погрузка, сильное волнение. Дело было в бухте Осиновец.


Даже при попытке просто вдоль берега их провести, шторм утопил одну и выбросил на берег вторую. Груз кое как спасли, но толку? Начались в итоге постоянные мучения. За сентябрь с трудом доставили 20 000 тонн. В сентябре затонули ещё две баржи, обе с людьми. По итогу запретили возить людей на баржах по Ладожскому озеру-морю. Солонин видимо представляет его как Боденское озеро или наподобие? А вот что такое настоящее Ладожское.https://lone-ringtail.livejournal.com/15043.html Это натуральное небольшое море, ледяное, суровое, непредсказуемое. С высокими волнами и любая доставка грузов по нему это большой риск.


Не надо забывать что Гитлеровцы мягко говоря не спали. Любые попытки вывозить людей, ввозить грузы пытались пресекать. Но против гитлеровцев тоже не сонные тетери были. В окружении оказалась целая армия, включая авиацию и ПВО. Благодаря промышленности Ленинграда, она снабжалась снарядами и ремонтом техники. Может быть кто то забыл, но Питер начиная с Петра Первого был столицей России. При СССР это был (и остаётся до сих пор) второй по значимости город в стране. Сотни промышленных предприятий работало в нём до войны. закрыть их? А чем тогда воевать? Чем снабжать армию и авиацию? Сдать город? Отдать весь промышленный потенциал? За подобные предложения в любой воюющей стране в 1941 году следовало обвинение в пропаганде и дезорганизации обороны, это военное преступление. И сегодня тоже самое, попытка пропагандировать сдачу важнейших объектов врагу - преступление уголовное. И здравый смысл тоже самое говорит - проломить башку тому, кто предлагает сдаться чужому племени без боя, не делать стрелы и копья.

Из Ленинграда сумели вывезти 92 завода, остальные остались работать на месте. Объёмы сократились, но работа всё равно шла.  Только за июль-декабрь 1941 в Ленинграде сделали 713 танков, 3 000 полковых и противотанковых орудий, 10 000 миномётов, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 3 000 000 снарядов и мин, 40 000 реактивных снарядов. От общего производства во втором полугодии СССР это было 10% артиллерии, 23% миномётов и 15 % танков. Ну и что предлагают нынешние диванные аналитики? Сдать город?  Или есть мечты, будто гитлерня возьмёт в плен людей и никого не будет убивать? Но вообще то именно этим гитлеровцы занимались всё время, они специально устраивали голод для людей в концлагерях, убивали.

Попытки Гитлеровцев устраивать авианалёты встречали массированный ответ. Именно благодаря работающей промышленности в городе, можно было ремонтировать технику, особенно самолёты и зенитные орудия. Или есть предложения вывозить каждый раз на ремонт танки и самолёты? Гитлеровцы не могли взять самолёты с другого фронта, им и в Москве наподдали так, что мама не горюй. В Ленинграде город защищали 305 истребителей,  600- зениток среднего калибра, 94 малого калибра, 141 зенитный пулемёт, 438 прожекторов. К концу 1941 года наладили работу 10 станций радиолокации, они обеспечивали защиту города и Дороги жизни.

Ну и? То что гитлеровцы не могли  безнаказанно и массированно бомбить город, так это не от доброты гитлеровцев. Они пробовали! Ещё как пробовали! В авианалётах принимали участие по 100 - 400 самолётов. На порт в 1941 году напали до 400 самолётов, так же до 280 самолётов бомбили именно мирную часть города, за один день погибла 1000 человек, разбомбили госпиталь на Суворовском проспекте. Однако по мере адаптации СССР к обороне города, гитлеровцы стали нести ощутимые потери и не могли наращивать налёты, на других фронтах СССР мягко говоря не спал. Сталин не спал, он вообще не откладывал деньги в иноземных банках, его дети не учились в Германии и не отдыхали в США и он реально страну развивал и двигал. СССР побеждал строго благодаря правильному руководству, тот же Николай Второй имея намного более выгодные позиции просто потерял страну, разорил и был свергнут. СССР успел скоординировать силы так, что бы не развалится.

За 1942 в Ленинграде сделали 60 танков - закончились материалы. 1558 миномётов, 2831 пулемёт, 35 500 пистолетов пулемётов, 10 200 траншейных перископов, важнейшее дело в окопной войне. Нельзя было отдавать город, в котором второй по значимости промышленный потенциал, по этой же причине нельзя было останавливать эту промышленность. Детей конечно жалко, им меньше еды доставалось, часть грузов была для военной промышленности. Но без промышленности гитлеровцы просто проломили бы городскую оборону и устроили Бухенвальд для всех 3 000 000 человек, бывших в окружении. СССР максимально быстро и слаженно эвакуировал именно детей и женщин, всех кого могли спасали, объёмы работы были сделаны колоссальные.

С 22 ноября начинала работу ледовая дорога. Опаснейший маршрут. За первую навигацию в 1941 сумели перевезти 60 000 тонн по воде, из них 45 000 тонн это еда. Эвакуировали по воде обратным ходом 33 000 человек мирных и 20 000 солдат.

Сколько в сутки надо было еды? На пускай 3 000 000 человек ( ведь многих всё таки вывозили ) надо минимум 1 500 тонн еды, с расчётом что в сутки надо 500 граммов - хлеб плюс скажем сало или мясо. Вот и считаем, что за всю зимнюю первую навигацию с трудом смогли провезти еды на 30 - 40 дней. Потому что... потому что возили в войну, под обстрелами круглосуточными, по льду, ночью.

Ах да, как же я забыл! Ведь гитлеровцы "помогали" как могли. За эту же навигацию они утопили 5 буксиров и 46 барж, убавив и без того малый их запас. А что такое ледовая дорога? Это смерть для водителей в виде лотереи. Вроде 20 см льда это 1 тонна груза. Но на практике это то ли 1 тонна, то ли провалится даже человек, лёд может быть с промоинами. Полуторками (1 500 кг) почти всё возили . К декабрю по ледовой дороге возили до 1000 тонн грузов в сутки, но не сразу, по нарастающей, с утолщением льда это связано. Нужно было соблюдать строжайше скорость, из за неправильной скорости грузовик создавал резонанс во льду и следовавшая за ним даже лёгкая машина проваливалась. Это называется "гладко было на бумаге". Всем кто критикует СССР за то, что не мог он перевезти побольше еды - да вот не мог! Не получалось! Физика и химия мешали.


Дистанция между машинами была на практике установлена в 100 метров. Вдумайтесь люди! Между машинами 100 метров, футбольное поле! А основано это было на погибших людях, тех кто ехал скажем 50 метров или 25, те погибли и написали своей жизнью это правило. В состав транспорта вошли 2 877 машин, ЗИС 5 и ГАЗ аа. Но в рабочем состоянии было 1198 машин. С декабря по январь 1941 вывезли 36 000 человек. Всех кормили в эвакопунктах, всех организованно везли или вели пешком до следующих точек и так до нового места жительства. Это колоссальная по объёмам работа в условиях тотальной войны.

Навигация 1942 года.


Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. Всё что смогли, то коммунисты выжали с дороги. В имевшихся условиях войны, климата, мощности машин, они сделали всё. Одно дело в 21 веке рассуждать, имея в активе огромные по мощности самолёты и тягачи. Другое дело в 1941 - 1943 вопросы решать, имея в активе ГАЗ аа - 1500 кг, ЗИС 5 - 3 тонны. Ещё возили самолётами грузы в Ленинград и людей вывозили - Ли 2 и его груз в 2 800 кг. Так и выживали.

Пешком люди физически не могли выйти из Ленинграда. Потому что в период свободной воды, по Ладожском озеру просто было опасно плавать, там тонули суда. А зимой пришлось бы людям идти пешком десятки километров в абсолютной темноте, по ледяному, сырому ветру. Опять таки нужно было полное радиомолчание, иначе гитлеровцы на световые блики и разговоры по рациям начнут обстрел. В общем не могли люди пешком спасаться, их надо было везти и везти по военному слаженно, быстро, устраивая питание и дальнейшие пересадки.

История, Блокада Ленинграда, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Марк Солонин

Previous post Next post
Up