Обоснование верного реконструирования Синташтинских колесниц

Aug 14, 2021 16:34

Пример моей серьёзной работы, ну это когда нужно оспорить какого либо сомневающегося, но он реально из науки, а такие тоже есть. Суть такая - на территории России и отчасти Казахстана раньше жила Андроновская культура. Люди этой культуры творчески домыслили колесничные колёса и придумали спицы. Идея оказалась настолько крутейшей, что навсегда изменили войны, скорости и само понятие мобильности для относительно небольших степных народов. Оказалось что если у тебя просто спицевое колесо вместо цельно-дискового деревянного, то ты орёл, а тот кто на другом колесе - черепаха. Отсюда скорее всего пошла массированная атака индоевропейцев ( в том числе будущих европейцев ) на старые культуры - инды, шумеры и египет, ну а попутно в принципе кучу всяких народов избили.

Данная карте это и показывает. Красная 2000 это синташта, нынешняя териитория России, Южный Урал.




Краткое содержание вопроса - у некоторых историков и археологов возникают сомнения в правильности реконструирования синташтинских колесниц на основании раскопанных курганов в регионе Южного Урала и Казахастана ( Синташтинско-Петровская культура). Основанием для сомнений служит то что в курганах не найдено целой колесницы, только встречающиеся колёса, отпечатки колёс, захоронения лошадей с псалиями в прочими приспособлениями для управления лошадью. В итоге часть исследователей высказывает сомнения в возможность научно обоснованной реконструкции полной колесницы у Синташтинской культуры.

Подробное описание находок в данной статье в регионе Синташтинской культуры не имеет смысла, поскольку ещё в 1993 был издана крайне подробная, объёмная работа на эту тему - В.Ф. Генинг, В.В. Генинг, Г.Б. Зданович «Синташта». В данной книге описаны курганы и все предметы в них найденные, поэтому в статье будут просто упоминаться те или иные находки, без излишней детализации.

Итак, культура Синташты, Аркаима и Петровки это одна из культур Андроновской культурно-исторической общности имевшей огромный ареал на Урале, в Казахстане, Западной Сибири. В итоге Андроновская общность состоит из:

Синташта - Петровка - Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200-1600 до н. э.,
Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;
Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;
Алакуль (2100-1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, до Южного Казахстана[3];
Алексеевка (1300-1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в ТуркменииИнгальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур[4][5]
Фёдорово (1500-1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);
Бешкентский район - Вахш (Таджикистан), 1000-800 до н. э.
Данные культуры связаны так или иначе между собой, а так же находились в процессе естественной торговли с соседними культурами и более дальними регионами. Главный источник для торговли у андроновцев были медные изделия. В итоге в данном регионе брал начало большой торговый маршрут ведущий пути до Ближнего Востока и нынешней центральной Европы.

Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет - формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет - захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет - соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская (окуневский её этап)).



Данный система получила название - система позднего бронзового века, это была по сути глобальная для того периода ( 4 000 лет назад ) торговля. В регионе нахождения Андроновцев были сосредоточены колоссальные для того времени, относительно легкодоступные медные руды. На карте они указаны в виде зелёных кружков, чем больше кружок, тем богаче месторождение. Заметно что именно Синташта и Аркаим расположены чуть выше Аральского моря и находятся в одной из самых богатых медных провинций. Этап II. 16 -15/14 вв. до н.э. Ареал расселения народов, составляющих мегаобщность ( Андроновская общность и прилегающие к ней ). Выделены две основные части, составляющие её, культурно-исторические общности в европейской и азиатской зоне. В виде «драже» условно показаны территории агломераций медных и полиметаллических рудников на карте Древнего мира.



Для периода в 4 000 лет назад добыча меди была колоссальной, но надо так же учитывать что медные месторождения в мире это редкость и великая ценность для любого региона. Такие месторождения требуют не только ручного труда, но и круглогодичного, круглосуточного охранения серьёзными силами, иначе эти рудники отнимут другие племена и культуры. Предполагаемые масштабы ежегодного металлургического производства меди некоторых горно-металлургических центров и очагов мегаобщности. Для сравнения показан вес груза меди всего лишь двух небольших торговых судов эпохи поздней бронзы, затонувших в Восточном Средиземноморье (у мыса Улубурун и у мыса Гелидония).



Из региона Андроновцев активно везли медные изделия и медные слитки, в регион для обмена гнали огромные стада скота. Всё это так же требовалось охранять после продажи меди. Любое стадо нужно перегонять с места на место и быть готовым отбить атаку соперников и грабителей. Упрощенная схема поставок стад домашних животных к Каргалинским рудникам на территории, где была распространена продукции Приуральского горно-металлургического центра.



Теперь нужно внести ясность по поводу конницы в период от одомашнивания лошадей до начала активной езды верхом на лошадях. Так вот, лошади которых одомашнили примерно 9 000 лет назад, тысячи лет служили просто источником мяса. Они в принципе не были способны быть ездовыми, размеры диких лошадей и сила их мышц не выдерживали седока сколь либо значимый промежуток времени, невозможно было сесть и проехать обычные в 19 веке 100 км. верхом. Планомерные попытки освоить лошадей как тягловых животных фиксируются позднее - начиная с 5 000 лет назад в регионе нынешнего Казахстана и Урала. Однако вплоть до 1 000 лет до н.э. массовое использование кавалерии ( люди верхом на лошадях ) не фиксируется.

Напротив, в любых сражениях с использованием лошадей, использовались массово колесницы, например битва при Кадеше, около 3 300 лет назад. В целом активное использование колесниц начинается с периода примерно 4 000 - 4 200 лет назад. Колесница это компромисс - с одной стороны она намного быстрее и маневреннее телеги, повозки, арбы, но при этом умеренно нагружает спину и мышцы лошади и не утомляет их излишне быстро. То что даже развитый Древний Египет не имел кавалерии, а использовал колесницы, ясно доказывает тот факт что и 3 300 лет назад сила спины, мышц и рост лошадей не позволяли создавать кавалерийские части с седоками, приходилось идти на компромисс.

На этом основании можно уверенно утверждать что 4 000 - 5 000 лет назад ни одна культура в мире просто не имела кавалерии которую мы привыкли наблюдать в истории средневековой Европы. Культуры могли и использовали изначально примитивные, тяжёлые телеги с цельнодеревянными колёсами, изготовленными по технологии - три части, каждая легко заменяется. В итоге к моменту появления андроновской общности в Евразии колёса были известны уже более 2 000 лет.



Использование телег для транспортировки людей и грузов для Андроновцев было нормой. Из этого исходит то, что люди непременно пробовали бы улучшать конструкцию колёс. Именно в Синташтинском ареале найдены курганы с отпечатками спицевых колёс, это была своеобразная революция в развитии колеса, транспорта и всего человечества. Спицевое колесо на порядок легче цельно-деревянного и при этом крепче и лучше переносит искривления обода при наезде на кочки и другие преграды. Древность Синташтинских спицевых колёс равна 4 100 лет. В Индии при этом нашли в 2018 году колесницы древностью около 4 000 лет, но колёса у них были цельно-деревянные, то есть намного менее продвинутые и технологичные. На данный момент не найдено ничего равного по древности спицевым колёсам из Синташты.

В плане прочности на износ спицевые колёса опережают дисковые. Стандартное дисковое колесо не может как либо эффективно искривится под действием камня или кочки. У спицевого колеса которое фиксируется в Синташте наоборот сама конструкция подразумевает искривление при наезде на препятствие и потому оно намного устойчивее к поломке, растрескиванию, но намного сложнее в изготовлении и калибровке, нужно долго и внимательно делать спицы, что бы каждая была максимально одинаковой длины с остальными. В итоге в период между 4 200 - 4 000 лет Андроновская общность обладала передовой конструкцией колёс, служивших максимально долго по тем временам и позволявшими развивать максимальную скорость у колесниц Андроновцев, в силу меньшего веса у колёс.



На основе раскопок выявлено 25 следов колесниц. Дороговизна колесницы возможно и была причиной того, что её не оставляли в курганах, потому что курган тогда непременно бы разграбили. Однако при раскопках Генинг отмечал что по сути все курганы так или иначе подверглись мародерству и многие изделия утрачены. Но постоянное фиксирование следов колёс, отпечатки днищ неких повозок, указывали на наличие какого то транспорта у Синташтпнцев.

Первое что выявлено - ось на которой крепились колёса находилась посередине транспорта, что исключает телеги на четырёх колёсах, двухосный транспорт. Так же был известен диаметр колёс, то что они были спицевые и ширина транспорта, заодно автоматически вычислялась длина оси для колёс. Получалось что людей для погребения доставляли на каком то двухколёсном транспорте. Генинг выполнил первую предположительную реконструкцию колесницы Синташтинской культуры.



Затем на основе других находок реконструкцию выполнил Виноградов (доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории ЮУрГГПУ )



При дальнейших раскопках ведшихся с 1970-х годов стало ясно что синташта лишь часть огромной Андроновской общности и можно и нужно использовать для анализа все находки которые есть в Андроновской общности. Потому что наличие торговли, активного перемещения людей и значит информации было данностью для этой культуры и значит заимствование технологий имело место постоянно.



Сравнение всех находок позволило узнать что существовал примерный стандарт в размерах колесницы. Он явно проистекает из естественного отбора. Более крупные изделия слишком утомляли лошадей, более мелкие колесницы были не удобны для патрулирования степных угодий и мест добычи меди.

Колесницы Синташты были шириной от 95 до 200 см ( одно-двухместные варианты ), длиной 260 - 280 см. Высота борта колесницы выясняется через сравнение с колесницами того же периода или чуть позже и составляет около 130 - 150 см. Опять таки борт колесницы излишне высокий не позволит хорошо стрелять, излишне низкий не позволит уверенно держаться при езде и вычисляется в том числе на основе роста синташтинцев ( костных останков людей найдено много и рост их известен ).

Колёса были диаметром от 80 до 100 см, это оптимальный размер для сохранения высокой живучести колеса при быстрой езде по степной местности и при этом колесо имеет достаточный диаметр что бы не застопорится при попадании скажем в канаву или небольшую трещину в земле. Спиц было от 9 до 12 штук, прямые, прямоугольного сечения. Спицы значительно облегчали колесо и одновременно делали его намного прочнее на удар и сплющивание при ударах. Пометка - под сплющиванием подразумевается уменьшение диаметра колеса и его растягивание в сторону овала из за наезда на какое либо препятствие ( камень, канава )



Обод был прямоугольным в сечении и скорее всего был сочленённым, а не согнутым из единого бруса. Это проистекает из крайней сложности изготовить такое колесо путём изгиба одного бруса и невозможность ремонта в случае поломки. Длина оси около 150 см,

Из этих цифр проистекает ширина колеи у транспорта синташты - около 150 см. Для примера колесницы Египта и Европы ( древний период ) имели ширину колеи 150 - 165 см, ширина коли ВАЗ 1111 - 120 см, БМВ Е 60 158 см.

Длина дышла у колесницы так же выясняется на основе косвенных данных. Были вычислены ( по костным останкам ) параметры лошадей, их много найдено в курганах, причём порой лошади забивались и хоронились рядом с человеком парами, как для запряжки в колесницу дышлом находящимся посередине. У синташтинцев имелись лошади близкие по параметрам к Equus ferus (например, восточно-европейские степные тарпаны). Костяки лошадей исследовал П.А Косинцев. Средний рост лошади был 120 - 140 см, короткая шея, прямая спина, длина туловища 125 -145 см. Для сравнения современные упряжные лошадки имеют рост 175 см в среднем. Учитывая эти параметры Чечушков вычислил длину дышла в 180 см.



Исходя из этого, минимальная длина дышла колесницы может составлять 180 см. Данные параметры являются более чем достижимыми при должном умении у синташтинцев.

Выводы о наличии колесниц у синташтинцев.

1 - Недостатка в бронзовом инструменте у них не было.

2 - Была острая нужда постоянно охранять и перегонять стада, но не было возможности ездить на лошадях верхом, по означенным выше причинам.

3 - Степная зона с относительно удобной для колёсного транспорта местностью.

4 - Скотоводство как основной источник пропитания. Скот, особенно крупный, нужно было именно пасти, мясо хранить синташтинцам было негде, они жили в регионе где не было вечной мерзлоты как скажем у чукчей или эвенов. Поэтому круглый год скот нужно было перегонять, охранять и это очень сложно эффективно сделать с большими стадами передвигаясь только на двух ногах.

5 - Опыт использования телег разных типов у синташтинцев был 100 %, это проистекает из наличия на момент 4 000 лет назад телег у соседних народов.

6 - Необходимость порой военными способами отстаивать свою собственность и право проживания, это нома для всей истории человечества. Оружие - стрелы, копья, кинжалы найдены в большом количестве у андроновской общности.

7 - Как таковые боевые колесницы были известны с 4 500 лет назад как минимум, скорее всего древнее. Однако 4 500 лет назад они явно были намного более грубыми изделиями - колёса у всех повозок и колесниц только цельно- деревянные, дисковые, колесницы четырёхколёсные ( вариант военной телеги или примитивной тачанки ) и явно намного более тяжёлые и неповоротливые, нежели последующие синташтинские варианты. Однако заодно это гарантирует то, что синташтинцы имели информацию о том, что колесницы существуют как вид транспорта. Торговля и активный обмен опытом это норма для любой части планеты. Люди посещая с купцами разные места непременно подмечают интересное и везут новости домой. И если скажем шумеры начали использовать нечто подобное колесницам или боевым телегам, то новость в течение 10 лет максимум дошла бы и до людей живших в Синташтинской культуре. Колесницы изначально не было секретным оружием, наоборот ими хвалились, показывая мощь армии.


8 - На относительно не большом расстоянии от Андрновской общности долгое время находилась катакомбная культура, существовала между 4 500 - 4 000 лет назад. Напомню что синташтинская культура существовала между 4 200 - 3 600 лет назад. Это гарантирует в исторической перспективе что андроновцы ( синташтинцы ) знали о жителях катакомбной культуры, знали о технологиях которым те владеют, перенимали опыт друг у друга, в особенности полезный опыт. По карте видно что ареал Катакомбной культуры находился на Донну, Днепре и у Азовского моря. Синташтинцы продживали в регионе Каспийского моря на Южном Урале, для степных жителей это более чем приемлемые расстояния для постоянной торговли и пересечения степной местности.






У Катакомбной культуры зафиксированы колесницы очень похожие на колесницы, которые смогли реконструировать в Синташте. Были найдены непосредственно остатки колесниц, при этом катакомбная культура была экономически меньше обеспечена ресурсами, у неё не было в распоряжении ценной медной руды, как у синташьтинцев. Но слжные в изготовлении колесницы были. Однако колёса у этих колесниц были цельно-деревянные, дисковые. Значит скорость передвижения такой колесницы была значительно ниже скорости колесницы синташты и колесо служило меньше синташтинских спицевых колёс.



Диаметр колёс у данной повозки-колесницы был значительно меньше синташтинских - 60 см. Это объясняется тем что при увеличении диаметра колеса такого типа как у катакомбной колесницы, колесо при сколь либо быстрой езде и наезде на любые неровности очень быстро придёт в негодность. Уменьшение диаметра это компромисс - что бы колесо подольше поработало. В целом данное строение колесницы очень схоже с колесницами Египта. Так же в захоронениях катакомбников найдены и четырёхколесные повозки-колесницы, предтечи двухколёсных. Это подтверждает передачу опыта с разными культурами, находящимися на больших расстояниях друг от друга.

Мощная основа кузова в сочетании с небольшими его размерами, наклонный передок, асимметрично расположенная в задней части кузова ось, аналогии с переднеазиатскими боевыми колесницами позволяет авторам уверенно предполагать боевое назначение марьевской колесницы, ее военное использование. В технико-типологическом аспекте она является тем переходным звеном, которое связывает массивные ямные повозки и развитые колесницы эпохи средней и поздней бронзы. Наиболее древние из них относятся ко второй четверти II тыс. до н. э.

Колесо, История, Колесница, Индоевропейцы, Семьян Иван, Эпоха Просвещения, Синташтинская культура, Спицевое колесо

Previous post Next post
Up