Leave a comment

k_fon_shwahgeim October 30 2019, 11:15:34 UTC
"Задушили митрополита Филиппа? Правда он отказался благословлять царя для похода на Новгород, а значит для удержания Новгорода в составе России, а значит не дал добро на сохранение в России важнейшего порта. Ну чего сказать - тут и так всё ясно - он был предатель."

Предатель только потому, что не благословил карательную операцию? То есть, Глава Церкви, по мнению автора, должен не "милость к падшим призывать", а благословлять внутригражданские разборки и казни?
Плюс к тому, митрополит и царь знали друг друга с детства, и именно царь вынудил Соловецкого игумена стать митрополитом.
Церковь, кстати, причислила к лику святых и митрополита Филиппа, и архиепископа Новгородского, если не ошибаюсь, Геннадия, и также убиенного настоятеля Псково-Печёрской лавры, не помню имени, как и многих других.

Автор приводит достаточно много фактов и делает разумные выводы, я не спорю с тем, что при Иване 4-м и с его непосредственным участием было сделано много нужного и полезного для страны, но это никоим образом не оправдывает его "перегибов". Кровь и мерзость всегда остаются кровью и мерзостью, что в России, что в Европе.
Кстати, касаемо того, что "не мы такие, жизнь такая", достаточно вспомнить правление следующего царя Фёдора Иоанновича, вполне сохранявшего государственный вектор в политике (чему во-многом помог Годунов), но без излишней жестокости, присущей его отцу.

Уж простите, но такой подход, что если человек сделал много хорошего и полезного, но убил при этом попутно кучу народа, значит все они сами виноваты, такой подход отдаёт махровым большевизмом, чёрно-белым восприятием мира.
А всё хорошо в меру.

Reply

sevastian_mos October 30 2019, 11:41:31 UTC
Отказ благословить, тогда, это предательство. Глава церкви это фигура политики, это опора первейшая для любого царя.

Reply

k_fon_shwahgeim October 30 2019, 12:06:12 UTC
Глава церкви - не только фигура политики, но ещё и нравственный ориентир, по крайней мере, в идеале. В чём-то это и сдерживающий фактор для любого царя, в той или иной степени. И множество проблем возникает в тех обществах, которые видят в главе Церкви только и исключительно политическую фигуру.

Есть вещи, которые изредка, для чрезвычайно малого числа людей, становятся выше не только чьих-либо приказов, но и самой жизни.

У меня нет оснований сомневаться в том, что митрополит посчитал безнравственным соглашательство с царём в этом вопросе, прекрасно сознавая всю опасность такого поступка для себя. Просто совесть не позволила. Видимо, у него были на то причины. К тому же по статусу митрополит - не слуга царя, и именно царь, превыся свои полномочия, стал решать судьбу главы церкви.

Впрочем, понятие совести в политике и жизни - это, скорее, вопрос веры. И здесь каждый в каждом случае выбирает для себя, что первично - совесть или экономическая целесообразность.

Reply


Leave a comment

Up