Пещера это не дом, это аналог древнего храма

Apr 30, 2021 15:24

Пещеры долгое время считались местом жительства неандертальцев и кроманьонцев ( наших прямых предков). Но к 21 веку, при накоплении фото и видеоматериалов, при доступности ко всем источникам данных сразу, стало очевидно - жить в обычной пещере, всё равно что жить в каменном холодном мешке.  Протопить пещеру? Это даже не смешно. Если же пещера в Южной Африке, то туда может задувать раскалённый воздух и жить в такой пещере физически невозможно. Если говорить о Европе, то большая часть пещер у нас это сырые места, с ледяными сквозняками. Летом не выше 10 - 15 градусов, зимой мороз. В глубине пещеры темнота и невозможно разжигать костёр - сразу задохнёшься от дыма. Сидеть у входа то ещё занятие - разве что от снега и дождя можно иногда укрываться, но лучше иметь навес или аналог чума-типпи-вигвама.

Так для чего в пещерах рисовали в таком количестве животных на стенах?  К тому же в 19 и 20 веке были домыслы, будто освещали для этого пещеру неким здоровенным факелом, сделанным то ли из бересты, то ли из смолы. Но конечно в итоге пришли к выводу что в темноте глаза быстро адаптируются к малому количеству света и отлично хватало плошки с салом и вставленным в неё фитилём. Но зачем такое число изображения? К тому же не у входа, а в глубинах пещер, подальше от входа и сколь либо комфортного укрытия. В глубине пещеры вечно царит тьма, сырость, риск обвала камней.


И животных явно рисовали не для баловства. Виды опознаются почти стопроцентно точно. Нарисовано профессионально для своего времени. В итоге это не изображения от "ничегонеделания". Некий опытный охотник, умевший рисовать явно специально зажигал плошку с фитилём, шёл в глубину во тьму пещеры и там подолгу выводил зверей и сцены охоты.
Ответ дал ещё в 1981 году Борис Рыбаков. Он ещё тогда зацепился мыслью за пещерные захоронения медведей, причём это были неандертальцы, мустьерская культура. Рыбаков сказал что это явно не случайно, медведей стаскивали в трудно доступные пещеры и эти пещеры были храмами, а не просто местами для костей. Но для 1981 года это было сродни лжи - "Неандертальцы более 40 000 лет владели религией? Понимали смерть и жизнь, понимали  и создавали аналог храмов?! Да это же бред полный, это не научно!" Но Рыбаков настаивал и чётко всё описал и вывел итог - неандертальцы явно владели и религией и аналогами храмов и культом медведя.

Язычество древних славян, глава третья.


А затем в 1990-х годах Юрий Берёзкин научно, с помощью компьютеров доказывает что мифы современного мира имеют корни древнее 20 000 лет назад. Опять подтверждение теории Рыбакова. Он ведь заодно предположил что кроманьонцы насмотрелись у неандерталов таких пещер, часть себе на заметку взяли и в итоге устно стали пересказывать те или иные предания, в том числе про культ медведя.https://sozvezdie.edu.yar.ru/elektronnaya_biblioteka/napravleniya/turistsko_minus_kraevedcheskoe_naprav_42/mifi_glubokoy_drevnosti.pdf

А потом наступил 21 век и вот французы, ещё раз изучив неандертальцев доказали что у них были полноценные обряды погребения, в том числе в пещерах! Получается что "дикие неандертальцы" на деле были полностью разумны, имели свою мифологию, имели чёткое понятие о том что надо похоронить умершего пока его не сожрали животные. Это полностью убивает теорию о некоей животности неандерталов и заодно резко удревняет возникновение религии как таковой, возникновение понятий о захоронении, об обрядах и их древности.

https://www.nature.com/articles/s41598-020-77611-z - на рисунке реконструкция происходившего более 41 000 лет обряда, это неандертальцы. Получается что Рыбаков не просто был прав, он предугадал у неандерталов сложнейшие для их времён воззрения. Пещера для них была миром мёртвых и миром где духи и боги говорят с тобой. Пещера это как бы мост, портал в иной мир, граница смерти и жизни. Заодно, пока исследовали это захоронение, пришли к выводам.... что проглядели наподобие захоронения на других стоянках неандерталов. Теперь придётся ещё раз всё переисследовать и куча всего предстоит.


Значит и кроманьонцы уже более 40 000 лет назад имели своих богов, свои мифы, свои обряды. Это проистекает из банальной параллельности развития. Было у неандерталов? Тем более было у кроманьонцев.

В кроманьонских пещерах поэтому и нарисовано столько изображений, что это были храмы. Ну точнее их аналоги. Каждое изображение не просто так сделано, оно в свете мерцающего огонька на фитиле шевелилось! Вкупе, если не использовать электрический свет, это порождает даже сегодня фантастическое ощущение погружения в мир духов, в мир зверей и богов охоты.


Для примера отлично годится Капова пещера, Башкирия. На сегодняшний день найдено и описано 173 рисунка. Это так сказать стотысячное доказательство того, что рисовали эти изображения не баловники и не от нечего делать. Это был систематический труд в глубине пещеры, в её тёмной части, без проникновения солнечного свет. Работать приходилось строго при освещении фитиля. По плану отлично видно что все изображения сделаны в неосвещаемой солнцем части. Причём они нарисованы и в начале тёмной части и в самой глубине пещеры, куда банально идти сотни метров нужно, по кромешной тьме. значит был некий план и обряд посвящения для молодёжи. В глубине самое опасное, значимое, то что предстояло объяснять позже всего.




Так что все домыслы будто это древние люди так баловались, это именно домыслы. Древние люди создавали храм, место где будут общаться с духами охоты, ради будущей удачи. Место где пройдут инициацию - посвящение во взрослого все ребятишки. Они возьмут плошку с огоньком и в одиночку пойдут туда, где вечно темно и где в мерцающем свете оживут звери. Из глубины и тьмы вернётся уже не ребёнок, но охотник и добытчик. Испуганный в начале, пройдя путь по тёмным коридорам он навсегда утратит детство и безответственность. Это и есть инициация. Ребёнок уходит за границу живых, в мир духов и возможной смерти, а вернётся познавшим тьму и знание о духах. Взрослым уже не нужно будет доказывать что есть граница, есть духи, он сам всё увидит.




Техника исполнения тоже имеет смысл. Это не от лени люди не закрасили всё полностью. Просто при освещении натуральным огоньком, а не электричеством, такие изображения создают эффект движения.


Пещера Ласко, Франция. Срок изображений в ней такой же как в Каповой, между 15 000 и 18 000 лет назад.
Опять таки - все изображения сделаны строго в не освещаемой солнцем части. Так же как и в Каповой пещере, в Ласко изображения сделаны в разных частях пещеры, а не разом в одном месте. И тоже не всегда полностью закрашены, а красиво обведен контуры, выведены детали выступающие.


Точное описание рисунков и план сверху.








Убрать лампу и дать натуральный свет от свечей и эти колоссы заиграют совсем по иному.




1 - В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.

2 - В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).

3 - В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.

4 - «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.

5 - «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».

6 - В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.

7 - В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
Между человеком и носорогами - три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).
Под изображением человека и бизона - сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалёку от этого места.


Вот и получается что в пещерах не жили, жили рядом с ними, а в пещере проводили обряды, иногда хоронили умерших и искали общения с богами.

Палеолит, Пещера, Кроманьонцы, Неандертальцы, Каменный век, Рыбаков Борис, Эпоха Просвещения

Previous post Next post
Up