Кощей Бессмертный - завуалированная суть

Oct 13, 2020 19:45




В мире есть царь, этот царь беспощаден
Голод названье ему
У меня не завлекательно-жёлтый журнал, так что никаких тайн и увлеканий в самый конец поста, к развязке. Кощей это голод. Персонаж русских сказок, который дошёл до нас к 19 веку, сильно изменился. Меч, кости, замок, покража красавицы, смерть в игле, которая в яйце...

В начале же это был холод, голод, период времени года без урожая  и тепла. Такой вот банальный и самый стойкий страх у людей. Ведь что в неолите в средней русской полосе голод был, что в 10 веке нашей эры, что в 19 веке. В неолите люди каждый 3 - 5 лет постоянно недоедали, сильно. Замирал рост костей, это отлично заметно при краниометрических и костных исследованиях. Голодали и 10 000 лет назад и 5 000 лет назад. Голодали дети, взрослые, старики и потому доживший до 55 лет найден один из неолита русского ( имею ввиду на территории России), остальные старички и до 50 лет не дотянули.
С увеличением числа людей пришёл и железный век, век активного сведения лесов и земледелия в русской части Европы. А толку? Зверья само собой стало меньше, людей больше, а неурожаи никуда не делись. Если раньше люди хоть на ракушках и моллюсках кое как выживали ( правда получали кучу тяжёлых металлов в печень и кости и рано умирали ) то в 100 - 1000 годах нашей эры будущие русские голодали уже совсем люто. Но был плюс - можно было всё таки покупать запасы зерна, брать в долг, выменивать на железные изделия из болотного железа. В общем крутились люди как могли. Но голод был беспощаден и всегда рядом.

И постепенно, через палеолит с его страхом дикого зверья и злых, не задобренных вовремя духов воды и леса, через неолит и начало земледелия, голод пришёл в русский сказочно-эпосный свод. Постепенно злобный дух получил костный скелет. Оно и не дивно, ведь умиравшие от голода люди худели до отчётливого выступания костей. Так же ( это моя догадка ) основой для постепенного "очеловечивания" Кощея, когда у него и замок есть и золота гора и в услужении слуги, стали богатые землевладельцы или разбойники, а может и богатый зажравшийся князёк... У него и еда всегда была, продавал он её за деньги, за рабов и за жертву в виде девушки красивой.

Ну а до сознательного земледелия, когда уже были племенные союзы, люди вполне вероятно по весне, измучившись зимней голодухой, жертвовали красивую девку во имя плодородия в будущем годы. Страх перед новым неурожаем и голодом был настолько силён, что учитывая древние повадки хомо сапиенсовичей, можно предполагать и то что жертвовали за раз по нескольку девок ( в случае реального голода) , возможно разноцветных волосами и так далее, что б уж точно замаслить злого духа голода.

У замечательного учёного Бориса Рыбакова чётко указано и доказано, что Кощей и все эти покражи им девушки, это прямое указание на циклы полевых работ. В целом к началу государства Руси сказка по сути стала мифом, хорошо проработанным сказителями и волхвами всех мастей. Уже и яйцо добавилось и погоня за зайцем и герой само собой, который всё это против Кощея сотворит.  Рыбаков ясно доказал что поздняя сказка это просто указание на вечную борьбу тёмной и холодной зимы против летней тёплой поры.  Кощей-зима крадёт Марью - Лето и начинается холодная пора, надо освобождать девку.

В общем красивая сказка, но вот под неё явно идёт злое прошлое, когда девку отпускали того, навсегда, особенно если год неурожайный и жертву первую ( девушку красивую ) делали уже в конце лета или осенью. Так же в сказке о Кощее явно прослеживаются древние, ещё греческие и до-греческие мифы и предания. Они при этом намного скупее, проще, менее цветистые. Ну да не дивно, проработка любого мифа это дело сотен людей. Да и стыдно было людям открыто признавать, что некий злой сказочный дух, это просто выражение страха перед зимой и голодом, страх который люди заливали кровью красивых девушек, стараясь умаслить зло. И лишь потом разухабились люди, когда урожаи стали надёжнее и людей больше и придумали наконец мечи, золото, ну то что ближе и понятнее. девушка стала возвращатсья на одном коне с удалым молодцем. Хоть в жизни реальной она уже не возвращалась.

Кощей Бессмертный, Неолит, Железный век, Неолит в Европе, Рыбаков Борис, Антропология, Эпоха Просвещения

Previous post Next post
Up