Насколько безопасно жить в Тольятти? (Не особо)

Sep 03, 2017 17:48

Я инженер и люблю цифры. Особенно их связь с реальной жизнью в формате статистики. Этот пост - про загрязнение города Тольятти его химическими предприятиями. Но сначала - история.

Советский Тольятти - Город большой химии



На закате СССР в городе работал целый комплекс крупных химических заводов: СинтезКаучук, КуйбышевФосфор, Волгоцеммаш, КуйбышевАзот, Азотреммаш. Первая проверка того, как они влияют на воздушный бассейн, почвы и водоемы прошла в 1988 году. И оказалось, что влияют они мама не горюй. К примеру, сбросы от предприятий в Волгу превысили нормы:  нефтепродуктов в 50-70 раз, нитритов - в 25 раз, аммиака - в 10 раз. Общие выбросы в атмосферу составили 103 200 тонн. Результат - 26 запретов эксплуатации установок и цехов. По 394 нарушениям наложены штрафы.

[Spoiler (click to open)]


Председателем Госкомгидромета СССР Ю.А. ИзраэльСпециальная комиссия во главе с Ю. Израэлем подготовила программу спасения города на 1988-1995 годы:

Перевод на обогащенную руду производства желтого фосфора на ПО «Куйбышевфосфор»;
обеспечение Тольяттинской ТЭЦ на 85 процентов топливом в виде природного газа, а в период неблагоприятных метеоусловий  (частые штили, не сносящие выбросы от города) - использование только газа;
закрытие некоторых устаревших производств на ПО «Куйбышевазот»;
перевод не менее 50 процентов грузового автотранспорта в городе на газовое топливо;
установку автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;
строительство полигона для захоронения токсичных отходов и мусороперерабатывающего завода.
воздержание от строительства новых и расширения действующих производств.

Часть программы с вмешательством Совета Министров СССР осуществили, а на вторую часть забили болт на волне гонки за прибылью, нехватки бюджетных субсидий  и прочего.

Большая химия и люди.



Прифигев в далёком 1988 от результатов проверки, Тольяттинский исполком создал спецгруппу по изучению влияния всего этого счатья на людей. Наблюдаться должны были группы по 20 тысяч человек в Центральном и Автозаводском районе. Предварительные данные должны были появиться к концу 1989 года, но результатов так и не появились.

Зато в 2003 году появилась статистика по заболеваниям:

Общая заболеваемость детей в Тольятти в 2 раза выше средней по России и в 1,5 раза выше средней для Самарской области.
Заболеваемость взрослых на 80 % выше общероссийской и на 60 % областной.

Опухоли у детей города встречаются в 3,8 раза, а у взрослых в 4,3 раза чаще, чем в России.

Болезни крови встречаются в 1,5-2 раза выше среднероссийских и среднеобластных значений.
Болезни, связанные с нарушением питания, эндокринными органами у детей в Автозаводском районе в 6,4 раза выше среднероссийского уровня.

Более подробно такая плодотворная для исследования тема не анализировалась. Но есть личный опыт знакомой аллергика:

Тольятти:
Приступы астмы: стабильно 2-3 раза в месяц зимой и 4-5 раз в неделю летом.
Курс лекарств от аллергии: с апреля по октябрь по неделе в месяц.
Раздражение на коже от воды.

Москва:
Приступы астмы: 1-2 раза в месяц зимой и 1-2 раза в неделю летом при контакте с аллергеном.
Курс лекарств от аллергии - не требуется. Раздражения нет.

Почему так? Возможно, с районом повезло.

Российский Тольятти - статистика



Проблема с Куйбышевфосфором отпала с закрытием предприятия в 2003 году, но почти все остальные предприятия остались в строю.
Раз уж Тольятти до сих пор Город большой химии, то и контроль за влиянием Большой химии на население города должен быть на уровне.
Но поверхностное гугление упорно не даёт подробной статистика по выбросам и превышении ПДК.

Основных посылов несколько:
Мы снижаем выбросы. "С 2004 года предприятия снизили объем выбросов в атмосферный воздух в 45%"
И не мы главный загрязнитель. "В 1988 выбросы автотранспорта составляли 29% от всех выбросов, а сейчас - 60%. На втором месте не химические предприятия, а ТЭЦ"

Сначала разберёмся со вторым аргументом. Сравним с Москвой. Судя по статистике, в Москве концентрация автомобилей на квадратный километр в 3,2 раза больше, чем в Тольятти. Но резких статистических отклонений в заболеваемости москвичей от остальной России нет. Значит виноват не транспорт.

ТЭЦ есть во всех городах, значит и на статистику заболеваний сильно повлиять не должны.

Значит виноваты химические предприятия. Самые упоминаемые - Тольяттиазот и Синтезкаучук.


И тут выясняется интересное. По Тольяттиазоту статистики много. И старой, и свежей. После того, как его сильно поругали в 1990 за выбросы в 9942 тонны в год (превышение на 400 тонн), он начал работать над своей экологичностью. Недавно  сильно обновил очистные сооружения и в итоге выбрасывает сейчас 6622 тонны (на 27% меньше нормы). Так что кроме устаревшего логотипа, Тольяттиазот обвинить не в чем.



А вот по Синтезкаучуку (ака Сибур) статистики сильно меньше. Зато много рассказано про экологические программы. В ответ на петицию "Прекратить травить выборосами с хим заводов жителей Тольятти" Сибур ответил, что "Мы всё контролируем, превышения ПДК не зафиксировано".

Выбросы СИБУРА специфические, содержащие такие вещества, как, например, альфаметилстирол. По таким выбросам тольяттинская гидрометобсерватория не аккредитована, и другой подобной лаборатории в Тольятти нет. Органы местного сомоуправления не имеют компетенции контролировать данные выбросы, а некоторые из веществ вообще не входят в перечень веществ, подлежащих государственному контролю и регулированию. Именно этим «СИБУР Тольятти» оправдывает превышение нормативов, обнаруженное в 2017 году прокуратурой г.Тольятти совместно с Управлением Росприроднадзора по Самарской области.

Зато у Сибура красивый фирменный стиль, листочек на фирменном знаке и улыбчивые девушки на фотографиях.



Вместо вывода

То ли действительно виноваты автомобили, то ли то, что площадь лесных насаждений составляет 42% от нормы, то ли несовершество законов, позволяющее превышать концентрацию некоторых веществ, но факт того, что аллергикам в Тольятти живётся не сладко остаётся. Ну а кто виноват и что делать - огромный простор для анализа, исследований и расследований.

Как минимум, стоит завершить план Совета министров СССР на 1988-1995 годы и перевести не менее 50 процентов грузового автотранспорта в городе на газовое топливо, установить автоматизированные системы контроля за состоянием окружающей среды и воздержание от строительства новых и расширения действующих производств.

Город, Тольятти, могло быть и лучше, статистика

Previous post Next post
Up