В нём есть два конных памятника (помимо 100500 других). Один - первому императору, второй - почти последнему.
Первый - памятник Петру Первому на Сенатской площади. На пьедестале из монолитного, необработанного и "дикого" гранита, раздавив по пути змею, горцует конь с Петром-наездником. Памятник - пример динамичности. Пьедестал динамичен, конь вздыблен, Пётр - смотрит вдаль и указывает в её сторону рукой. Всё устремлено вперёд и вверх. Пётр в простой одежде, кажется, даже бос, вместо богатого седла - медвежья шкура. Венок из лавра на голове и меч у пояса - атрибуты полководца-победителя.
Это - памятник императору-реформатору.
Второй - карикатурная пародия на первый. Памятник Александру Третьему, расположенный изначально на Знаменской площади. Он не параден. Алескандр III одет в мешковатую одежду-мундир, грузно сидит в седле на тяжелом, понуром безхвостом коне, как будто вдавливая того в постамент-кирпич. Цитата, приписываемая скульптору - "не занимаюсь политикой. Изобразил одно животное на другом". Не удивительно, что заказчикам из царской семьи памятник не особо понравился, но скрепя зубами, его таки открыли, не пригласив, правда, скульптора.
Это - памятник императору-реакционеру.
Отзывы о памятнике:
Третья дикая игрушка Для российского холопа: Был царь-колокол, царь-пушка, А теперь ещё царь-жопа. - Эпиграмма А. Рославлева
Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает, Того под арест.
- В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX - начале ХХ века [Ещё парочка]
Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий. - Успенский Л. В. Одни ушли, другие живут рядом
«Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад» «Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!» - И. Е. Репин
Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают… - Борис Кустодиев Два императора, два коня, два постамента. А какие разные.