Девиз монахов бенедиктинцев - "Ora et labora" - "Молись и Трудись"
Хотя должен быть - "Ora, labora, bibere bersabee" - "Молись, Трудись, Пей пиво"
Так повелось, что, в силу географических особенностей, в Англии, Германии, Бельгии и на севере Франции не так много виноградников. И, как следствие, было не особо много вина. Зато там прекрасно растёт хмель. Но галлы не знали, как варить пиво из хмеля. Изначально крестьяне варили сброженый напиток из пророщеного зерна - прототип современного эля.
Но тут появились бенедиктинские монахи. Обучение в монастырях аристотелевской логике развивало критическое мышление. Кроме того, из-за развития письменности, происходил обмен опытом с братьями из других монастырей, что выгодно отличало монахов от ремесленных пивоваров. Сочетание усердия с творческим началом позволили немецким монахам создать запоминающиеся вкусы и первые пивные бренды. А способствовал этому технологический прорыв, который произошел в пивоварении.
Если в прошлом посте вы не нашли достаточно аргументов постричься в монахи-бенедиктинцы.
В мире, где чистые источники воды и сбалансированные диеты были неизвестны, пиво было условно безопасной и здоровой пищей. А для монахов и монахинь, с их суровым распорядком, питанием раз в день, подушками-из-камня и лечением молитвой, такое питательное вещество позволяло поддерживать необходимый заряд бодрости.
Упоминаемый в прошлом посте Святой Бенедикт, монастырей создатель и правил написатель, постановил, что монахи должны быть самодостаточными. Для этого им выделялось по 5 литров пива в день.
В Лотарингии, в хартии аббатства Сен-Дени в 768 году появилось первое упоминание хмеля: cervesia lupulina, буквально «ячменное пиво с хмелем».
Знаменитым стало английское пиво из Бартона-на-Тренте, где в 1000 году бенедиктинцы основали аббатство. Даже название города Мюнхен происходит от слова «монах».Реформатор бенедиктинского ордена св. Бенедикт Аньянский позволял пить монахам по две гемины пива, то есть вдвое больше, чем вина. В Клюни пиво пили без ограничений. В бенедиктинском аббатстве в Трире во время поста выдавали по краюхе хлеба с солью и воду или пиво - на выбор.
Тут, к слову, изображены трапписты (совсем строгие цисторианцы из
предыдущего поста).
Аскетство и самоограничение, конечно, хорошо. Но не в пиве же)
Монахи аббатства Бек пили пиво вечером в Страстную пятницу вопреки монашеским обычаям того времени (еще одно подтверждение их нежелания умерщвлять свою плоть). Сборник обычаев этого аббатства предусматривал, что должны делать монахи, если ночью они захотят пить (в Средние века для сохранения продуктов обычно использовалась соль). Монахи могли утолить жажду водой или пивом в трапезной, но никогда - вином. Показательно также, что столь подробный Эйнсхемский сборник обычаев не уточняет, какое количество пива позволительно, а довольствуется лишь тем, что рекомендует: надо пить только по необходимости, а не ради удовольствия.
Также очень важным нам кажется аргумент бенедиктинцев из Норсии, о том, что пивоварение - это «поиск пути к тем людям, которые не интересуются религией», поскольку пивоварни являются точкой соприкосновения служителей церкви и мирян. А в последнее время католическая церковь стремится к большей открытости и большему участию в жизни общества, такие контакты ей необходимы.
А как Бенедиктинцы оказали огромное влияние на пивоварение и популяризацию пива - в следующем посте.