Как-то, перечитывая "
Путешествие к центру Земли" Жюля Верна, решил спроецировать маршрут героев на поверхность Земли, пользуясь многочисленными разбросанными по тексту данными о пройденном расстоянии... И "что-то пошло не так" - не сходятся цифры. Сразу проверил, может переводчик неверно интерпретировал единицы измерения (распространенная ошибка), но нет, в оригинале то же самое.
В частности, когда путники выбираются наружу и осознают, что находятся на Стромболи, автор от лица Акселя пишет, что этот остров-вулкан находится от стартовой точки (вулкан Снайфедльс на западе Исландии) более чем в 1200 лье. Но лье - это 4,444 км (сухопутное; морское, которое в заглавии понятно какого романа - 5,555 км), и истинное расстояние по большому кругу - 3835 км, или 863 лье:
По ходу движения герои делают пометки, во скольких лье они от Снайфедльса - причем именно по горизонтали, без учета уклона трассы (впрочем, он поменял бы результат на считанные проценты):
1) Конец спуска, берег моря Лиденброка - 350 лье (оценка, что они под гористой частью Шотландии, в целом соответствует действительности);
2) Остров Акселя, середина моря - 350+270 = 620 лье (а вот тут пишется, что они где-то под Англией - явная ошибка, по расстоянию уже ближе к Альпам и в любом случае где-то под материком);
3) Противоположный берег (который, как герои думают, не противоположный, а изначальный, из-за перемагнитившегося компаса) - 350+270+300 = 920 лье: уже дальше, чем Стромболи, а ведь после этого еще примерно такой же отрезок пути они проделали, увлекаемые водой после подрыва скалы.
Кстати, весь путь был ориентирован примерно по ортодромии (большому кругу): в первой половине, и на суше, и на воде на глубине в 30-40 лье - строго на юго-восток; затем, после шторма - на юг (а думали, что на север). Кстати, где-то видел гипотезу, что остров Акселя находится строго под Гамбургом - родным городом профессора и племянника, а гейзер на нем - фаллический символ (не шучу, жаль ссылку потерял).
___
И раз уж затронул тему подземных тоннелей, вспомним и Якова, понимаете ли, нашего Перельмана с его рассуждениями о гравитационных поездах во втором томе "
Занимательной физики": если прорыть тоннель сквозь Землю по хорде и избавиться в нем от трения и сопротивления воздуха, поезд мог ездить бы туда-сюда, сюда-туда за счет одной лишь силы тяжести, причем независимо от длины хорды (даже если это будет диаметр) путь в одну сторону займет примерно 42 минуты, из-за чего я с недавних пор называю это тоннелем Перельмана - Сюткина:
Для понимания масштабов рассчитал, на какой глубине находилась бы середина такого тоннеля, и какие уклоны (в %) при этом были на концах пути, в зависимости от расстояния (по хорде или по поверхности - не суть важно, в пределах погрешности).
Ограничился дистанцией в 1000 км, потому что для нее предельная глубина достигает почти 20 км, что превосходит современные технологические возможности (глубочайший тоннель - менее 300 м ниже уровня моря, глубочайшая шахта - 4 км, скважина шириной менее 1 м - 12 км), и на таких глубинах местами до мантии уже рукой подать.
Кстати, поезд достигал бы скорости звука при длине тоннеля примерно 430 км - но только при отсутствии собственно воздуха, в котором звук бы мог распространяться.
Длина,
км
Глубина,
км
Уклон,
%
Длина,
км
Глубина,
км
Уклон,
%
50
0,05
0,4
550
5,9
4,3
100
0,20
0,8
600
7,1
4,7
150
0,44
1,2
650
8,3
5,1
200
0,78
1,6
700
9,6
5,5
250
1,23
2,0
750
11,0
5,9
300
1,77
2,4
800
12,6
6,3
350
2,4
2,7
850
14,2
6,7
400
3,1
3,1
900
15,9
7,1
450
4,0
3,5
950
17,7
7,5
500
4,9
3,9
1000
19,6
7,8
Сравнительно короткие тоннели в теории ничто не мешает сделать идеально прямыми (в геометрическом смысле), правда, без какой-либо практической выгоды (затраты на ликвидацию трения и сопротивления воздуха будут колоссальными, и затея вряд ли когда-либо окупится). Вся надежда на Гиперлуп...