ИМХО-чарт. Гимны и другие патриотические композиции РФ, СССР и Российской империи

Jun 12, 2023 18:35



В честь Дня России - пост в рамках старой рубрики субъективных музыкальных хит-парадов в экспериментальном формате: без ранжирования, но с оценками по 10-балльной шкале.

Вначале - личное мнение по поводу композиций, которые использовались в РИ, СССР и современной России в качестве официальных гимнов.



1. Гром победы, раздавайся! (1791-1816, Козловский / Державин) - старинное, но вместе с этим стилистически безнадежно устаревшее. Мимо. 2/10
2. Коль славен наш Господь в Сионе (1794-1816, 1918-1920, Бортнянский / Херасков) - литургическое песнопения характерны для гимнов той эпохи, но с современной колокольни также чересчур скучно. 3/10
3. Молитва русских (1816-1833, Кэри / Жуковский) - мелодия британского гимна прочно ассоциативно закреплена за Британией же, заимствование ее для совсем другой страны вызывает диссонанс, в т.ч. стилистический. 4/10
4. Боже, Царя храни! (1833-1917, Львов / Жуковский) - здесь также чувствуется происхождение из церковной музыки, однако оформлено по-светски, относительно прочего "олдскула" слушается легко. При этом зацепиться слухом особо не за что. 5/10
5. Преображенский марш (1710-е / 1917, неизв.) - один из наиболее известных отечественных маршей по сей день, звучит бодро и свежо, и тем более удивительно, что он - ровесник Баха и Вивальди, древнее всех русских классиков. 7/10
6. Гимн свободной России (1917, Гречанинов / Бальмонт) - первый гимн (в классическом понимании) из списка, звучащий хоть и незатейливо, но попадающий в современный мейнстрим данного жанра. 6/10
7. Рабочая Марсельеза (1917-1918, де Лиль / Лавров) - и вновь, мелодия французского гимна слишком уж характерна, и в переложении выглядит (точнее, звучит) чужеродной. 4/10
8. Интернационал (1918-1944, Дегейтер / Потье/Коц) - типичнейший представитель советской музыкальной традиции (в общем-то даже стоящий у ее истоков). При этом даже на фоне своих музыкальных ровесников - ну ни о чем, без какой-либо изюминки. 3/10
9. Государственный гимн СССР (1944-1991, Александров / Михалков/Эль-Регистан) - при всей своей гармонической простоте сделан очень профессионально, с четким музыкальным настроением, соответствующим заложенной идее. Не будь настолько заезженным, мог быть и выше. 6/10
10. Гимн РСФСР (1946, Прокофьев / Щипачёв) - проект, который так и не был утвержден. Толком не вызывает никаких окрашенных в ту или иную сторону эмоций, максимально нейтральный фон. 5/10
11. Патриотическая песня (1837 / 1990-2000, Глинка) - роскошный вариант, торжественно-величавый и оптимистичный, снова тот случай, когда мотив "вне времени", при своем возрасте не вызывает ощущения анахроничности - ну так, работал профессионал. 7/10
12. Государственный гимн РФ (2000-н.в., Александров / Михалков) - для самоповтора было практически неизбежно отвечать духу эпохи в меньшей степени, нежели отвечал духу своей эпохи оригинал. Несмотря на вышеупомянутую "хитовость" самой мелодии. 5/10
___

А далее выборочно перечислю любимые (7/10 и выше) композиции, которые де-факто никогда не использовались в качестве официальных государственных гимнов и даже не претендовали на это (в отличие от №10), но а) звучат вполне "гимноподобно", б) либо напрямую используются в отдельных случаях как аудиосимвол государства, либо так или иначе ассоциируются с этим в общественном сознании. Вся подборка - полнейшая вкусовщина, я предупредил.

13. Славься (1836 / 2000-н.в., Глинка / Жуковский) - еще один суперхит эпохи классиков, так или иначе присутствовавший в расширенной подборке торжественных мелодий во все эпохи, в том числе - официальная мелодия инаугурации Президента РФ. Имхо, звучит шикарно и вне контекста, и как потенциальный гимн. 8/10
14. Концерт №1 (1875 / 2021-2022, Чайковский) - был принят в качестве нейтральной замены официального гимна для олимпийских выступлений. Считаю выбор весьма и весьма удачным (в отличие от предлагавшейся донельзя попсовой "Катюши"). 7/10
15. Варшавянка (1905, Плавинский / Свенцицкий/Кржижановский) - редкий случай, когда подпольно-бунтарский дух революционной песни ничуть не был утерян при польско-русском переводе. 7/10
16. Прощание славянки (1912, Агапкин / разл.) - также сверх-известный марш, активно использовавшийся при любом строе, видимо в том числе благодаря его объективной офигенности. Версий текста на его музыку были созданы десятки, что также говорит о его универсальности. 8/10
17. Священная война (1941, Александров / Лебедев-Кумач) - по моему мнению безоговорочно лучшая композиция, напрямую связанная с ВОВ, да и вообще одна из лучших мелодий подобного жанра. Филигранная работа. Особенно на контрасте с поздне-советскими и постсоветскими шлягерами, один банальнее другого. 9/10
18. Soviet March (2008, Ханниган) - при всем выпадании из контекста серьезности, и если не обращать внимания на развесистую клюкву в тексте (хотя будто это что-то плохое), эта мелодия-мем настолько эпически попадает в стиль, в который и стремилась попасть, что я не могу ее не упомянуть. Постирония форева. 8/10

Poll

И считаю необходимым предупредить, что комментарии открыты для каждого, со всеми вытекающими :-)

СССР, история, ИМХО-чарт, музыка, опросы, Россия, отзыв

Previous post Next post
Up