Коронакризис. Пассажиропоток аэропортов РФ и ближнего зарубежья в 2019-2020 гг.
Feb 17, 2021 11:04
Опережая Википедию и некоторые тематические форумы, сделал сводную таблицу пассажиропотока крупнейших аэропортов постсоветского пространства (России и ближнего зарубежья) в коронавирусный 2020 год в сравнении с 2019, за которым по всей видимости еще надолго (не на год и не на два) закрепятся рекорды трафика во всем мире.
К сожалению, за полтора месяца, прошедших с начала года, не появилось официальных публикаций итогов 2020 во многих странах бывшего СССР, в основном в азиатской части, включая Казахстан. Жду и мониторю, как появятся - обновлю расчеты, а пока по десятку аэропортов привожу собственную оценку, опирающуюся на предварительные данные за неполный год, а также на найденное исследование-прогноз. Не отчитался также Жуковский. Кстати, если увидите - пожалуйста, дайте знать.
Таблица - под катом. В ней приведены топ-58 аэропортов, пассажиропоток которых в 2019 г. превысил 900 тысяч человек, а также "маленький, да удаленький" Геленджик (см. далее). Сортировка же - по цифрам на 2020 год: остался топ-55 с понижением порога с 900 до 570 тысяч, а три аэропорта упали ниже и смешались в рейтинге с другими.
Данные - в млн человек, без учета транзита (как в официальной сводной публикации Росавиации), среди зарубежных цифр где-то могли затесаться с транзитом, но там, по правде говоря, разница копеечная и серьезно картину не исказит. В колонке "%" указано соотношение 2020/2019.
Страна Аэропорт / город 2019 г. № 2020 г. %
Страна Аэропорт / город 2019 г. № 2020 г. %
Россия Москва (Шереметьево) SVO 49,44 1 19,57 40 Россия Челябинск CEK 1,71 38 1,15 67
Россия Москва (Домодедово) DME 28,25 2 16,39 58 Россия Пермь PEE 1,65 40 1,12 68
Россия Москва (Внуково) VKO 24,00 3 12,57 52 Россия Омск OMS 1,35 45 0,93 69
Россия Санкт-Петербург LED 19,58 4 10,94 56 Россия Мурманск MMK 1,03 53 0,90 87
Россия Сочи AER 6,76 7 6,51 96 Украина Львов LWO 2,22 33 0,88 40
Украина Киев (Борисполь) KBP 15,26 5 5,16 34 Киргизия Бишкек FRU 2,17 35 0,87 40
Литва Вильнюс VNO 5,00 14 1,31 26 Литва Каунас KUN 1,16 50 0,37 32
Узбекистан Ташкент TAS ~4,5 17 ~1,3 ~30
Туркмения Ашхабад ASB ~2,7 27 ~1,3 ~50 Россия Москва (SVO+DME+VKO+ZIA) 103,0 - ~49,0 ~48
Россия Сургут SGC 1,87 37 1,30 70 Украина Киев (KBP+IEV) 17,88 - 5,86 33
Россия Владивосток VVO 3,08 22 1,29 42
Россия Хабаровск KHV 2,19 34 1,27 58 Россия ЧПК (AER+AAQ+GDZ) 8,74 - 8,80 101
Картинкой (раскрашено по динамике 2020/2019):
Главная и очевидная закономерность - чем больше доля международного трафика в пассажирских перевозках аэропорта, тем сильнее коронакризисное проседание, поскольку международная авиация пострадала существенно больше внутренней. Антирекорд принадлежит Тбилиси - поток упал в шесть раз, недалеко от него ушли аэропорты почти всех столиц небольших по площади стран, т.е. единственные крупные в своих странах. Рига провалилась с 6-го места на 17-е. В России максимальный обвал у главной московской гавани - аэропорта Шереметьево, и у Владивостока, в котором международный трафик превышает внутренний. А вот Калининград прямо-таки бодрячком, еще лучше дела у Симферополя (которому чуть-чуть не хватило до киевского Борисполя, хм).
Но безусловно главным выгодоприобретателем от ковида стало Черноморское побережье Кавказа (ЧПК) - один из немногих регионов в мире (если не единственный), который суммарно вышел в плюс по сравнению с 2019 (!), пусть и менее чем на 1%. Адлер (Сочи) просел на 4%, зато Анапа выросла на 10%, а Геленджик - на целых 42%, за что его и включил в таблицу.