Московский скоростной транспорт: гармонизация названий

Jun 17, 2019 10:49




Эскиз перспективной схемы
скоростного транспорта
Москвы с forum.nashtransport.ru,
устаревший, но пусть будет
Система скоростного внеуличного транспорта Москвы бурно развивается. Основная ее часть - метрополитен - растет буквально семимильными шагами, недавно было запущено МЦК, с этого года планируется постепенный ввод системы МЦД. И сразу о названиях: если "центральное кольцо" хоть как-то себя оправдывает, хотя по сравнению с той же Кольцевой линией метро оно далеко не центральное, но "центральные диаметры" - это то ли оксюморон, то ли плеоназм, а в целом просто маразм. Но тем не менее, теперь Москва, а в ближайшем будущем и ближний пояс агломерации, опутана двумя переплетающимися "спрутами" из линий скоростного транспорта - метрополитена и "городской электрички", штадтбана.

Одна из первых очевидных проблем, возникающих или даже обостряющихся при росте размеров и запутанности транспортной сети - это удобство навигации, завязанное прежде всего на систему обозначений, названий. Не буду говорить сейчас об оптимизации самой сети, о перспективных линиях и пересадках - это отдельная тема, здесь отталкиваюсь только от уже запущенного и бесповоротно запланированного и строящегося.

При присоединении пригорода к крупному городу практически всегда приходится убирать дублирующие названия улиц во избежание путаницы. Подключая уже сложившуюся систему железнодорожных платформ к метрополитену, мы приходим к тому же самому: уже сейчас нередки случаи, когда человек, выезжая на автобусе из Шереметьево к метро "Планерная", выходит у ж/д платформы "Планерная", не проехав и полпути. Плюс есть пересадочные узлы, в которых на данный момент разброд и шатание: где-то станции называются по-разному, где-то - одинаково (и требуют указывать еще и линию), есть и гибриды 2+1, так, что даже при 200 станциях у неискушенного гостя столицы голова идет кругом. У москвича с этим попроще в силу привычки, однако не стоит переоценивать - если я хорошо знаю схему метро и не путаюсь, это скорее исключение, чем правило (жаль, что большинству метрофанатов это не очевидно).

Кроме того, имеются факторы: 1) длины названий (и их легкозапоминаемости и легкопроизносимости); 2) ассоциативной привязки названий к другим топонимам местности; 3) необходимости дублировать навигацию на иностранном (английском, как повелось) языке для интуристов; 4) естественно, идеологический фактор, в общем, попунктно по проблемам, затронутым в моем стародавнем посте о переименованиях. Кстати, перед дальнейшим прочтением этого поста рекомендую заглянуть туда.

Да, я считаю, что многие названия необходимо менять. Причем - понимая, сколько это вызывает волнений - менять всё одновременно и затем законодательно урегулировать последующие операции с названиями, чтобы бардак не множился. Экономическая составляющая - минимальна: вывески и указатели меняют и ремонтируют регулярно, звуковые объявления - тоже периодически заменяются, проблема адресации различных компаний в "желтых страницах" - в век Интернета не проблема, настенные вывески - тут да, но это копейки по сравнению с постройкой даже одного нового перегона. Если вы в корне не согласны с самой идеей что-то менять - пост не для вас, не создавая паники, проходите мимо. Если не хотите мимо - можно сюда, но строго добровольно.


Итак, гармонизация названий складывается из двух этапов: названия линий и названия станций. С линиями есть три практики: традиционные названия, цвета и номера. Проблема первых - чрезмерная длина и одновременно с этим схожесть друг с другом, что весьма затрудняет восприятие - всем, кто не попадает в наиболее "продвинутое" меньшинство. Как говорится, "кто отличит корейца от корейца" - одну ***овско-***овскую от другой? На названия работает только сила привычки, но среди молодых поколений она уже уступила свое место цветовым обозначениям. (Борцы за права дальтоников, спокойно, в столице самой политкорректной страны мира линии называются только по цветам, и ничего страшного). Обозначения "красная линия", "зеленая линия" для диаметров в обиходе уже давно не вызывают замешательства, осталось их закрепить. Кольцевые линии в силу их уникальности могут называться соответствующе, то же касается и локальных линий вроде Бутовской, монорельса, возможно Филевской ветки (которая и на самом деле ветка). А диаметры МЦД можно и пронумеровать, пока иной привычки не сложилось.

Пока вижу примерно так (всё, конечно, обсуждаемо):

Линии метрополитена
1 Красная линия (Red line);
2 Зелёная линия (Green line);
3 Синяя линия (Blue line);
4 Филёвская ветка (Fili branch) (голубая, cyan - для различимости);
5 Первое / Малое кольцо (1st / Small ring) (коричневое, brown);
6 Оранжевая линия (Orange line);
7 Фиолетовая линия (Purple line, пусть и неточный перевод);
8 Жёлтая линия (Yellow line);
9 Серая линия (Gray line);
10 Салатовая линия (Lime line, пусть и неточный перевод);
11 Второе / Большое кольцо (2nd / Large ring) (бирюзовое, teal);
12 Бутовская линия (Butovo line) (свинцовая, lead, вроде как);
(13) Монорельс (Monorail) - исключить из метро-нумерации, будет отдельно, как канатная дорога на Воробьевых;
(14) МЦК (MCC) - исключить из метро-нумерации, объединяя с нумерацией будущих МЦД;
(15) Розовая линия (Pink line) - становится №13;
В перспективе - ну, например, еще оливковая линия, есть и другие варианты - становится №14. Номера можно и тасовать, они не так важны.

Линии городской электрички (может, Московские городские поезда, МГП? Звучит нормально, в любом случае понятнее МЦД) - по номерам: Кольцевая - "нулевая", 1-я, 2-я и т.д., на схеме - несплошными линиями, чтобы отличалось от метро. Возможно, штриховой заливкой, традиционный железнодорожный знак.

Станции метрополитена и других видов скоростного транспорта

А здесь Остапа понесло. Из 269 открытых станций метро, МЦК и монорельса предлагаю к переименованию 107, а также 44 ж/д платформы в пределах будущей системы МЦД. Общие принципы:

1) Один пересадочный узел - одно название для всех входящих в него станций;
2) Привязка к называниям других объектов, исторических районов;
3) Громкое "нет" обезличиванию - если есть район -ово, ни к чему -овская и т.д.;
4) Громкое "нет" неоправданно длинным названиям: все "-ский проспект" заменяются на "-ская" и т.д. (особенно если на этом проспекте куча станций);
5) Недопустимость схожих по названию или "сбивающих" относительно другой топонимики названий;
6) Деидеологизация в нагрузку, как правило, идеологически окрашенные названия убираются еще по какому-либо из пунктов.

Очень, очень много спорных моментов, требующих обсуждения - но оставаясь в пределах вышеописанной общей парадигмы. Список ценен хотя бы тем, что даже на Наштранспорте настолько подробно никто свой проект по "ребрендингу" еще не расписывал.

И главное - переименования в дальнейшем следует запретить на длительный период, и не отклоняться от закона об одинаковых названиях для пересадочных станций. Рецепт прост - не заморозить как есть, а прибраться и заморозить. В течение нескольких месяцев можно указывать прежнее название в скобках, но в век приложений вроде Яндекс.Метро привыкание к новому названию происходит довольно быстро, см. недавно переименованные станции - пропадает необходимость запоминать названия, ввиду чего они не застревают в памяти. Да, порой необходимо вывести людей из зоны комфорта, чтобы впоследствии стало легче.

[Смотреть таблицу]

Линия
Текущее название
Новое название

1
Проспект Вернадского
Удальцовская

1
Университет
МГУ

1
Спортивная
Лужники

1
Фрунзенская
Хамовники

1
Парк культуры
Крымский мост

1
Кропоткинская
Волхонка

1
Библиотека имени Ленина
Кремль

1
Охотный Ряд
Центральная

1
Чистые Пруды
Мясницкая

1
Комсомольская
Каланчёвская

1
Преображенская площадь
Преображенская

1
Черкизовская
Черкизово

1
Бульвар Рокоссовского
Богородское

2
Ховрино
Северные Ворота

2
Войковская
Балтийская

2
Аэропорт
Ленинградская

2
Тверская
Пушкинская

2
Театральная
Центральная

2
Новокузнецкая
Замоскворечье

2
Домодедовская
Воронежская

2
Красногвардейская
Зябликово

2
Алма-Атинская
Братеево

3
Пятницкое шоссе
Северо-Западная

3
Молодёжная
Ярцевская

3
Кунцевская
Кунцево

3
Славянский бульвар
Давыдково

3
Арбатская
Кремль

3
Площадь Революции
Центральная

3
Партизанская
Измайлово

3
Измайловская
Парковая

4
Кунцевская
Кунцево

4
Пионерская
Мазилово

4
Филёвский парк
Сеславинская

4
Выставочная
Деловой центр

4
Смоленская
Новинская

4
Александровский сад
Кремль

5
Краснопресненская
Пресня

5
Проспект Мира
Олимпийская

5
Комсомольская
Каланчёвская

5
Добрынинская
Серпуховская

5
Октябрьская
Парк Горького

5
Парк культуры
Крымский мост

6
Проспект Мира
Олимпийская

6
Тургеневская
Мясницкая

6
Третьяковская
Замоскворечье

6
Октябрьская
Парк Горького

6
Ленинский проспект
Гагаринская

6
Новые Черёмушки
Черёмушки

6
Калужская
Обручевская

6
Новоясеневская
Битцевский парк

7
Сходненская
Панфиловская

7
Тушинская
Тушино

7
Щукинская
Щукино

7
Октябрьское Поле
Маршальская

7
Полежаевская
Хорошёво

7
Улица 1905 года
Звенигородская

7
Баррикадная
Пресня

7
Кузнецкий Мост
Лубянка

7
Пролетарская
Заставная

7
Волгоградский проспект
Волгоградская

7
Рязанский проспект
Вешняки

7
Лермонтовский проспект
Косино

8
Боровское шоссе
Боровская

8
Мичуринский проспект
Мичуринская

8
Ломоносовский проспект
Ломоносовская

8
Третьяковская
Замоскворечье

8
Марксистская
Таганская

8
Площадь Ильича
Рогожская

8
Шоссе Энтузиастов
Владимирская

9
Петровско-Разумовская
Петровская

9
Менделеевская
Новослободская

9
Цветной бульвар
Бульварная

9
Чеховская
Пушкинская

9
Боровицкая
Кремль

9
Нахимовский проспект
Нахимовская

9
Севастопольская
Каховская

9
Улица Академика Янгеля
Россошанская

9
Бульвар Дмитрия Донского
Северное Бутово

10
Верхние Лихоборы
Дубнинская

10
Петровско-Разумовская
Петровская

10
Бутырская
Огородная

10
Трубная
Бульварная

10
Сретенский бульвар
Мясницкая

10
Чкаловская
Курская

10
Римская
Рогожская

10
Крестьянская Застава
Заставная

10
Кожуховская
Южнопортовая

10
Братиславская
Перерва

11
Хорошёвская
Хорошёво

11
Петровский парк
Динамо

12
Улица Старокачаловская
Северное Бутово

12
Улица Скобелевская
Скобелевская

12
Бульвар Адмирала Ушакова
Ушаковская

12
Улица Горчакова
Горчаковская

12
Бунинская аллея
Бунинская

13
Улица Милашенкова
Фонвизинская

13
Улица Академика Королёва
Останкино

13
Выставочный центр
ВДНХ

13
Улица Сергея Эйзенштейна
Выставочная

14
Панфиловская
Маршальская

14
Бульвар Рокоссовского
Богородское

14
Локомотив
Черкизово

14
Шоссе Энтузиастов
Владимирская

14
Крымская
Севастопольская

14
Площадь Гагарина
Гагаринская

14
Деловой центр
Международная

15
Улица Дмитриевского
Кожухово

ж/д
Инновационный центр
Сколково

ж/д
Кунцево-1
Кунцево

ж/д
Славянский бульвар
Давыдково

ж/д
Тестовская
Международная

ж/д
Долгопрудная
Долгопрудный

ж/д
Красногорская
Ивановская

ж/д
Павшино
Красногорск

ж/д
Ленинградская
Стрешнево

ж/д
Ржевская
Рижская

ж/д
Москва-Товарная
Рогожская

ж/д
Люблино
Старое Люблино

ж/д
Перерва
Шоссейная

ж/д
Фирсановская
Фирсановка

ж/д
Планерная
Новодмитровка

ж/д
НАТИ
Лихоборы

ж/д
Петровско-Разумовское
Петровская

ж/д
Останкино
Огородная

ж/д
Новая
Авиамоторная

ж/д
Фрезер
Андроновка

ж/д
Перово
Чухлинка

ж/д
Люберцы-1
Люберцы

ж/д
Ильинская
Ильинский

ж/д
Отдых
Жуковский

ж/д
Пл. 42 км
Сосновая

ж/д
Пл. 47 км
Ипподром

ж/д
Внуково
Старое Внуково

ж/д
Сколково
Мещерская

ж/д
Москва-Сорт.-Киевская
Поклонная

ж/д
Серп и Молот
Рогожская

ж/д
Карачарово
Нижегородская

ж/д
Реутово
Реутов

ж/д
Салтыковская
Салтыковка

ж/д
Железнодорожная
Железнодорожный

ж/д
Мамонтовская
Мамонтовка

ж/д
Тарасовская
Тарасовка

ж/д
Тайнинская
Тайнинка

ж/д
Перловская
Перловка

ж/д
Северянин
Ростокино

ж/д
Бирюлёво-Товарная
Бирюлёво

ж/д
Бирюлёво-Пассажирская
Загорье

ж/д
Расторгуево
Видное

ж/д
Калинина
Калиновка

ж/д
Ленинская
Павловское

ж/д
Пл. 32 км
Путейская



Вопросов больше, чем ответов - в комментариях разъясняю отдельные моменты.

переименования, Москва, транспорт, метро, проекты

Previous post Next post
Up