Крупнейшие аэропорты России и ближнего зарубежья и население их зон охвата на 2018 год

May 04, 2019 15:21

Долгожданное для себя самого продолжение рубрики " авиационная статистика". Предупреждаю, пост довольно объемный и трудозатратный, зато один.

Вначале отмечу, что идея того, что будет ниже, возникла еще в 2017 году в процессе обсуждения данных о пассажиропотоках аэропортов бывшего СССР у periskop. Тогда возник вопрос, чей аэропорт эффективнее относительно численности населения - рижский или сочинский? Естественно, чтобы это понять, нужно брать население не городов в административных границах, а зон охвата аэропортов (международный термин - catchment areas).

Год назад я опубликовал - видимо первую в истории, доказательства обратного не найдены - карту крупнейших аэропортов России и ближнего зарубежья по пассажиропотоку за 2017 год, которая обрела определенный успех в Сети и даже обросла "кавер-версиями". Надеялся выпустить в этом году обновление по данным за 2018, но Росавиация устроила подлянку:

Как сообщили ATO.ru в Росавиации, регулятор не занимается сбором данных, а получает их от Транспортной клиринговой палаты (ТКП). В предыдущие годы аэропорты жаловались на публикацию данных по пассажиропотоку без разрешения, в связи с чем было принято решение согласовывать публикацию производственных показателей со стороны ТКП. Следовательно, данные публикуются только по тем аэропортам, которые ответили положительно. Если ответа не было либо ответ был отрицательный, данные не публикуются.

То есть в то время, когда космические корабли Илона Маска бороздят просторы Вселенной, и появились свежие данные - шок - по аэропорту Ашхабада, по России бродит призрак Чебурнета и доступ к статистической информации только ухудшается. Ну что ж, простого апдейта той карты не будет, но...


Ниже приведены данные о населении 129 зон часовой транспортной доступности аэропортов и узлов России и ближнего зарубежья. Под узлом подразумевается система нескольких действующих пассажирских аэропортов, находящихся друг от друга на расстоянии меньше критического. Критерий в 1 час (замеры по гугл-картам с небольшой поблажкой, условно до 65 минут без пробок) взят из тех соображений, чтобы московские аэропорты (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский, Остафьево - да-да, и такой есть) попали в один узел, но при этом в регионах практически ничего не пообъединялось. В итоге помимо Москвы нашлось 7 дуплетов - жутко асимметричные Архангельск, Красноярск, Тюмень, Хабаровск (аэропорт-сателлит совсем мелкий, но функционирующий), и просто асимметричные Киев, Ульяновск и система Владикавказ - Магас (при всем уважении, между осетинским и ингушским аэропортами полчаса езды, и ингуши, если им надо куда-то кроме двух столиц, реально едут в сторону Беслана, откуда сейчас значительно большее количество открытых направлений).

Порог включения зоны охвата в таблицу - пассажиропоток аэропорта или узла более 100 тысяч человек в 2018 году. Таких аэропортов 134: 83 российских, 12 казахстанских, 9 украинских и так далее, но с учетом объединения остается 129 зон (минус второй киевский, Магас и три из 4 крупных московских). Поскольку население повсеместно оценивалось на момент 1 января 2018, взяты наиболее актуальные данные о потоках из имеющихся в доступе: в лучшем случае - за январь-декабрь 2018, если нет - за январь-декабрь 2017, если и их нет - приблизительная дооценка по ошметкам информации за 2013-2016 годы (особенно погуглить пришлось по Узбекистану и Туркмении).

Население - в большинстве случаев из официальных источников (госкомстатов разных стран). Для вахтовых поселков Сабетта, Бованенково и Талакан - информация из СМИ, по вышеуказанным -станам пришлось прибегнуть к просчету по пропорции от более древних данных вплоть до 1989, но понимая, насколько это неточно, округлил до 100 тысяч. "Кванты" учета населения - города / горсоветы (городские округа), районы и их половинки (если явно делится на две сопоставимые части, брал 1/2 района, если нет - округлял до целого, либо брать, либо не брать). В итоге все полученные цифры округлены до 5-10-20-100 тысяч, условно до 1%-ной погрешности, для различных диапазонов населения.

Полные размеры всех табличек-картинок - по клику. В первой из них приведены составы рассчитанных зон охвата:




Эта же таблица в копирабельном виде (без последней колонки):

[Spoiler (click to open)]

Место
Место
по стране
Гос-во
Аэропорт / узел
Население,
тыс. (2018)
Пассажиро-
поток, млн
Поток /
/ население

1
1
Рос
Москва (узел)
19500
97,54
5,0

2
2
Рос
Санкт-Петербург
6300
18,12
2,90

3
1
Узб
Ташкент
4800
3,50
0,75

4
1
Укр
Киев (узел)
4400
15,42
3,5

5
2
Узб
Фергана
3000
0,10
0,05

6
3
Узб
Самарканд
2900
0,50
0,15

7
1
Азер
Баку
2820
4,43
1,55

8
1
Каз
Алматы
2760
5,69
2,05

8
1
Бел
Минск
2760
4,54
1,65

10
1
Тадж
Душанбе
2700
1,34
0,50

11
3
Рос
Ростов-на-Дону
2360
3,24
1,35

12
4
Рос
Самара
2260
3,09
1,35

13
5
Рос
Екатеринбург
2220
6,10
2,75

14
4
Узб
Ургенч
2100
0,15
0,05

15
6
Рос
Нижний Новгород
2080
1,14
0,55

16
2
Укр
Харьков
2020
0,96
0,50

17
1
Арм
Ереван
1990
2,69
1,35

18
7
Рос
Новосибирск
1970
5,91
3,0

19
3
Укр
Львов
1800
1,60
0,90

20
2
Каз
Шымкент
1740
0,81
0,45

21
8
Рос
Челябинск
1700
1,66
1,00

22
1
Молд
Кишинев
1680
2,83
1,70

23
1
Груз
Тбилиси
1670
3,81
2,30

24
4
Укр
Днепр
1620
0,40
0,25

25
1
Кирг
Бишкек
1610
2,08
1,30

26
5
Узб
Бухара
1600
0,20
0,15

27
9
Рос
Волгоград
1580
1,15
0,75

28
10
Рос
Казань
1550
3,14
2,05

29
5
Укр
Одесса
1470
1,45
1,00

29
11
Рос
Уфа
1470
3,24
2,20

31
12
Рос
Краснодар
1440
4,17
2,90

32
13
Рос
Омск
1430
1,11
0,80

33
14
Рос
Махачкала
1390
1,29
0,95

33
2
Кирг
Ош
1390
1,40
1,00

35
15
Рос
Воронеж
1380
0,77
0,55

35
15
Рос
Красноярск (узел)
1380
2,62
1,90

37
17
Рос
Пермь
1340
1,53
1,15

38
18
Рос
Саратов
1310
0,43
0,35

39
19
Рос
Минводы
1290
2,41
1,85

40
2
Тадж
Худжанд
1280
0,60
0,45

41
6
Укр
Херсон
1190
0,15
0,15

42
20
Рос
Владикавказ - Магас
1180
0,69
0,60

42
3
Каз
Нур-Султан
1180
4,50
3,8

44
21
Рос
Ижевск
1150
0,35
0,30

45
22
Рос
Грозный
1130
0,46
0,40

45
7
Укр
Ивано-Франковск
1130
0,11
0,10

45
1
Лат
Рига
1130
7,06
6,2

48
23
Рос
Симферополь
1120
5,15
4,6

49
1
Турк
Ашхабад
1100
2,45
2,25

50
2
Азер
Гянджа
1090
0,35
0,30

51
24
Рос
Иркутск
1070
2,21
2,05

52
25
Рос
Нижнекамск
1060
0,78
0,75

53
26
Рос
Владивосток
1040
2,63
2,55

53
26
Рос
Ульяновск (узел)
1040
0,31
0,30

55
28
Рос
Новокузнецк
1020
0,25
0,25

56
2
Турк
Мары
1000
0,25
0,25

57
29
Рос
Чебоксары
985
0,27
0,25

58
8
Укр
Запорожье
980
0,30
0,30

59
30
Рос
Тюмень (узел)
945
1,99
2,10

60
31
Рос
Ставрополь
920
0,39
0,40

61
32
Рос
Барнаул
905
0,52
0,55

62
3
Турк
Дашогуз
900
0,20
0,20

63
33
Рос
Белгород
880
0,46
0,50

63
4
Каз
Караганда
880
0,25
0,30

65
34
Рос
Нальчик
855
0,14
0,15

66
35
Рос
Пенза
840
0,18
0,20

67
1
Лит
Каунас
815
1,01
1,25

68
36
Рос
Астрахань
810
0,60
0,75

68
2
Лит
Вильнюс
810
4,92
6,1

70
37
Рос
Томск
785
0,63
0,80

71
38
Рос
Калининград
780
2,15
2,75

72
39
Рос
Оренбург
775
0,79
1,00

73
40
Рос
Кемерово
770
0,49
0,65

74
41
Рос
Хабаровск (узел)
720
2,15
3,0

75
3
Тадж
Куляб
705
0,10
0,15

76
4
Турк
Туркменабат
700
0,20
0,30

77
1
Эст
Таллин
685
3,01
4,4

78
42
Рос
Киров
675
0,13
0,20

79
43
Рос
Магнитогорск
655
0,19
0,30

80
44
Рос
Саранск
645
0,13
0,20

81
45
Рос
Калуга
630
0,10
0,15

82
46
Рос
Архангельск (узел)
605
0,97
1,60

83
47
Рос
Сургут
580
1,76
3,0

84
5
Каз
Актобе
555
0,39
0,70

85
2
Груз
Кутаиси
550
0,62
1,15

85
48
Рос
Улан-Удэ
550
0,38
0,70

87
49
Рос
Анапа
540
1,49
2,75

88
50
Рос
Абакан
525
0,22
0,40

89
51
Рос
Сочи
505
6,35
12,6

90
6
Каз
Костанай
465
0,15
0,30

90
6
Каз
Павлодар
465
0,19
0,40

90
6
Каз
Усть-Каменогорск
465
0,35
0,75

93
3
Азер
Нахчыван
435
0,50
1,15

94
52
Рос
Череповец
430
0,15
0,35

95
3
Лит
Клайпеда
425
0,32
0,75

96
53
Рос
Геленджик
420
0,29
0,70

97
54
Рос
Чита
415
0,40
0,95

98
55
Рос
Мурманск
400
0,94
2,35

98
9
Каз
Уральск
400
0,25
0,65

100
10
Каз
Кызылорда
375
0,21
0,55

101
3
Груз
Батуми
365
0,60
1,65

102
11
Каз
Атырау
360
0,75
2,10

103
12
Каз
Актау
355
1,07
3,0

104
56
Рос
Нижневартовск
350
0,66
1,90

105
57
Рос
Якутск
340
0,91
2,70

106
58
Рос
Сыктывкар
310
0,57
1,85

107
2
Арм
Гюмри
305
0,17
0,55

108
59
Рос
Благовещенск
290
0,42
1,45

108
60
Рос
Южно-Сахалинск
290
1,07
3,7

110
61
Рос
Петропавловск-Камчатский
265
0,70
2,65

111
62
Рос
Братск
255
0,12
0,45

112
63
Рос
Норильск
200
0,50
2,50

113
64
Рос
Новый Уренгой
115
0,97
8,4

114
65
Рос
Магадан
110
0,39
3,5

114
65
Рос
Ханты-Мансийск
110
0,31
2,80

116
67
Рос
Ноябрьск
105
0,20
1,90

117
5
Турк
Туркменбашы
100
0,40
4,0

118
68
Рос
Салехард
85
0,30
3,5

119
69
Рос
Нерюнгри
75
0,12
1,60

120
70
Рос
Когалым
65
0,14
2,15

121
71
Рос
Надым
45
0,20
4,4

121
71
Рос
Усинск
45
0,16
3,6

123
73
Рос
Мирный
35
0,34
9,7

123
73
Рос
Нарьян-Мар
35
0,18
5,1

123
73
Рос
Сабетта
35
0,37
10,6

126
76
Рос
Анадырь
20
0,10
5,0

127
77
Рос
Бованенково
5
0,13
26

127
77
Рос
Игарка
5
0,28
56

127
77
Рос
Талакан
5
0,27
54



Стоит сразу подчеркнуть, что зоны охвата аэропортов - это не агломерации! Где-то они совпадают, но чаще всего шире или уже их. К примеру, Курумоч стоит на полпути между Самарой и Тольятти, часовая зона охватывает их, захватывает даже глубинную Елховку, но не захватывает Новокуйбышевск, который стоит вплотную к Самаре. Новороссийск чуть ли не по живому разрезан между зонами аэропортов Анапы и Геленджика (но все-таки сам город отнес к Геленджику, а остатки городского округа - пополам). Но при этом - что в конкретном случае важнее - выдержано единообразие. Больше часа езды - давай, до свидания.

Из занятного: зоны Минска и Алматы отличаются в пределах погрешности; Каунас чуть выше прижатого к границе Вильнюса.

И наконец то, ради чего все это затевалось - своеобразный показатель эффективности: отношение пассажиропотока к населению часовой зоны охвата. В лидерах - вахтовые поселки, но даже их обогнала Игарка (как 5-тысячный город без пригородов и без нефти-газа может нагенерить 280 тысяч пассажиров в год, уму непостижимо). UPD: пояснили про нефть в Игарке, тогда все понятно. Среди крупняка впереди все-таки Сочи. Кстати, для него сделано следующее допущение: в зону охвата аэропорта Адлера фактически попадает абхазкая Гагра с районом, но не попадает самый север города (Лазаревское и окрестности), но так как они примерно равны по населению, взял просто цифры по Большому Сочи. Рига, Вильнюс, Москва, потом наиболее крупные хабы. А на последних местах - среднеазиатские аэропорты: зона охвата Ферганы - 3 миллиона человек, но пассажирский поток еле-еле дотягивается до 100 000 по моим прикидкам (в СМИ вообще только цифра в 70 000 на 2013 год фигурирует). Причем соседний киргизский Ош куда успешнее, вот что ЕАЭС животворящий делает.

Таблицы с сортировкой по пассажиропотоку и по отношению потока к населению (кстати, цветами подкрашены Россия, пять -станов и 9 остальных республик от Эстонии до Азербайджана):





Ну и как же без карты? Вот она! Но на этот раз - по последнему из перечисленных показателей (а диаметр значков - по пассажиропотоку). Да, еще одна причина того, что обновления прошлогодней карты с самолетиками не будет - не могу найти векторный исходник :-(




С подписями на Кавказе и в Средней Азии помучиться пришлось, но вроде бы понятно, что к чему. Зато на карте видны главные белые пятна - с тундрой-тайгой Сибири и степями-пустынями Туркестана все явно, но также налицо эффект "черных дыр" - Москвы и Киева. Стрельнувшая в прошлом году Калуга на этом фоне несколько удивительна.

Традиционно зазываю целевую аудиторию - acer120, doncunita, harding1989, oleg_lisowski, reissig и многие другие.

Надеюсь, хоть кому-нибудь это окажется полезным.

P.S. В комментариях заметили, что перепутал местами потоки у Днепра и Запорожья.

население, СССР, Россия, ©, транспорт, карты, статистика, города, авиация

Previous post Next post
Up