Раздолбай и властвуй. Мысли об административном делении

Aug 07, 2015 08:09


Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем...

Любому человеку, понимающему термин административно-территориальное деление (АТД), знающему о текущем устройстве сабжа в России, способному и (что немаловажно) желающему критически мыслить очевидно, что это самое АТД России не просто попахивает идиотизмом и бредятиной, а представляет собой одну из тяжелейших их форм.
Как знаток систем АТД пяти десятков стран (плюс еще два десятка прежних вариантов), ответственно заявлю, что ни в одной стране на данный момент нет более сложного и запутанного территориального устройства. Ближайший конкурент - Великобритания, но там чисто формально на первом уровне все очень четко - лишь 4 исторических провинции, трэш начинается на более низких уровнях. Возникает аналогия с СССР - на первом уровне все чинно-благородно, 15 (в разное время от 4 до 16) равноправных ССР, а вот потом... Кстати, РСФСР - единица АТД - была крупнейшей в мире как по площади, так и по населению. И если второй рекорд уже побит провинцией Уттар-Прадеш в Индии, то побить первый можно только в случае воссоединения какого-либо союза с участием России либо вообще глобальным переделом.

О чем это я? Ах да. Во-первых, кому интересна эта тема, рекомендую собственный дипломник, по крайней мере первые две части. Текст ТУТ. А во-вторых, с прискорбием отмечаю, что на низших уровнях АТД все не менее запущено. Кто в курсе матчасти, знает разницу между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, а кто не знает, но хочет понять - вот, покурите. Вообще как предполагалось? Районы делятся на городские поселения (бывшие города районного подчинения) и сельские; помимо районов в субъекте есть не входящие в их состав городские округа (города прямого подчинения субъектам). Но как бы не так, мы же не ищем легких путей. Некоторые районы начали преобразовывать в ГО, избавляясь от внутреннего поселенческого деления. На первый взгляд благое дело, меньше чиновников, но если посмотреть, как это сделали (и продолжают), "то лучше бы мы этого не видели" (с): непоследовательно (в каждом регионе по-своему), не согласовывая муниципальное и административное устройства.

АдЪ прекрасно демонстрирует пример Свердловской области. С административной точки зрения там, как во многих других крупных субъектах, есть несколько десятков районов и несколько десятков городов областного подчинения, причем часть райцентров выведена из состава районов (по весьма мутным критериям), а часть - нет. Но на муниципальном уровне все районы, кроме 5, преобразовали в ГО, да еще и с весьма замысловатыми названиями (без еиного принципа, что уже и неудивительно, правда?) Так что райцентр и район - "бублик без дырки" теперь запросто могут быть равноправными ГО со схожими, образованными от названия райцентра, наименованиями, что неиллюзорно путает даже местных. Далее, в Сахалинской и Магаданской областях в ГО преобразовали чуть менее, чем все районы (название "Городской округ "Александровск-Сахалинский район"" символизирует). Ну и так далее.

Недавно, с приходом новой власти в лице Воробьева, заразу подцепила и Московская область. Была сделана ставка на объединение муниципальных образований в новые большие городские округа. Причем ГО по сути может иметь лишь один город в своем составе, так что при объединении двух ГО сами городские населенные пункты сливаются воедино в монструозные образования. *Кстати, пример ГО Ялта с двумя городами в его составе никого не смущает* В итоге буквально за год было сделано следующее:
  • ГО Королев + ГО Юбилейный = ГО Королев (восстановление исторической справедливости, ибо Юбилейный был по дурости выделен из Королева же в начале 90-х, когда каждый пытался урвать "столько суверенитета, сколько мог унести" (с), и мелкие чинуши в том числе);
  • ГО Балашиха + ГО Железнодорожный = ГО Балашиха (при том, что сам ГО Балашиха - это бывший район). Население объединенного города, внимание - более 412 тыс. человек (российский топ-50), при том, что в Подмосковье никто ранее даже 250 не достигал;
  • ГО Подольск + ГО Климовск + Подольский район (жалкие остатки от реформы по образованию Новой Москвы, которую тоже можно отнести в топ-5 админреформ современной России по дебилизму) = ГО Подольск. В объединенном городе почти 300 тысяч человек, помимо этого в ГО есть множество сел (в соседнем Домодедовском ГО, бывшем районе, еще хлеще);
  • Озерский район => ГО Озеры (сельские поселения расформированы). По такому же образцу намерены преобразовывать еще с десяток районов, а также объединять ГО Коломна с Коломенским районом, ГО Котельники и Дзержинский друг с другом - и это при том, что местные жители традиционно против, невзирая на то, разумно то или иное объединение или нет ( к вопросу о застойности мышления, см. недавний пост о переименованиях). Совершенные реформы тоже были против воли населения, в Железнодорожном даже было подобие референдума, который ровным счетом ни на что не повлиял.
Итог: маразм крепчает, сложность и запутанность системы управления растет на глазах. Самое главное - утрачивается единообразный подход, каждый субъект извращается по своему (одно из немногих доказательств, что РФ таки обладает некоторыми признаками федерации, а то по централизованности управления и не скажешь).

Но после всего вышесказанного, учитывая свое обостренное чувство справедливости и страсть к унификации, я вполне осознанно поддерживаю подобные начинания. Нет, я не шизанулся и принципам не изменяю. Так почему же? Для объяснения включу язык и зопа Эзопа.

Представим, что система АТД государства - это дом. Здание, которое должно отвечать требованиям - для чего его будут использовать, в каких условиях. Ясно, что в разные исторические периоды дома должны строиться из разного материала; смена государственного строя (часто влекущая за собой изменение назначения постройки, т.е. изменение функций, приоритетных в территориальном управлении) означает глобальную перепланировку. Все это вполне ясно - в деревянную избу постройки 18 века не проведешь современные технологии, из бывшей армейской казармы не сделать детский сад, ничего не меняя и только привнеся элементы внутреннего обустройства (мебель и прочее).

Что же у нас? До сих пор стоит сталинка, капремонт в которой (границы субъектов) не делался с 1957 года (десяток мелких изменений вроде сноса перегородок между областями и автономными округами не в счет), хотя очевидно, что внешние условия значительно изменились. Сменилась власть, политическое устройство государства, и это должно было повлечь за собой даже не масштабную перепланировку, а ни много ни мало снос старого здания и постройку нового. Что уж говорить, если раньше это была большая коммуналка, а теперь 15 семей приватизировали каждый свою долю этого строения, причем каждый стал гнуть свою линию с переобустройством собственного надела. Советское АТД было предназначено для командного управленческого аппарата. Не что иное, как казармы, где жесткая иерархия "и все идет по плану" (с). При этом некоторым жителям выделены привилегированные комнаты (нацреспублики), а эти привилегии чаще всего несоразмерны фактическим потребностям этих жителей и выписывались левой пяткой очередного генсека. Теперь же некоторые из этих жителей периодически проявляют попытки развода и девичьей фамилии, забирая при этом совместно нажитое имущество как само собой разумеющееся.

С провозглашением Российской Федерации, демократического капиталистически-ориентированного государства, сменилось назначение нашего дома. Основополагающий принцип новой системы территориального управления - социально-экономический, человеко-ориентированный. АТД в первую очередь должно быть удобно самим жителям, т.к. теперь взаимодействие с ним затрагивает все больше сфер жизнедеятельности. К тому же, АТД должно быть оптимальным для грамотного экономического планирования (рыночная экономика, оперирование природными ресурсами), а также учитывать отношения между жильцами (этническими, социальными группами населения). В общем, требуется большое многофункциональное здание - квартиры, офисы, элементы инфраструктуры. Сейчас же люди и организации вынуждены ютиться в казарменных помещениях, с нарушением всех норм жилой площади на человека; новые технологии есть, но висят на соплях. Можно, конечно, затеять ремонт, но в подобном строении его результаты будут весьма недолговечными. Да и соседи зальют, если вы понимаете, о чем я :-)

Так вот, старое АТД требует сноса, нужно строить новое, причем обязательно с консультацией архитекторов-профессионалов. Бездумно копировать чью-либо систему, как некоторые, неразумно - внешние условия у всех разные. Бунгало в тундре не катит, проще говоря. Только вот два "но". Первое - власти крайне ленивы в этом вопросе, не хотят тратить на это деньги и придумывают всевозможные отмазки, мол, и так проблем по горло. А жители потерпят, и не такое терпели, да и не особо жалуются, как мы поглядим. А это, кстати, и есть второе "но". Да, от жителей инициативы не дождешься: "Мы хоть и живем не особо хорошо, но и не особо плохо. Главное - стабильно. Нас все устраивает, ничего не меняйте". В душе прекрасно понимают, что можно сделать лучше, но кому-то лень, кто-то боится, а главное - все понимают, что к ним не особо прислушиваются. Не хватает народу прыти, чтобы начать серьезно отстаивать свои права на лучшие жилищные условия. Их того, они крепчают... И обе стороны не понимают (а кто понимает, не придает значения), что когда халупа внезапно обвалится (а это неизбежно, 60 лет без капремонта и все вышесказанное), всем будет хуже. Придется в спешном порядке строить. Не проще ли сразу об этом позаботиться?..

О чем это я? Ах да. Почему же я поддерживаю весь этот бред с перестановкой мебели, как то муниципальные реформы с объединением ГО и т.д.? Да потому что чем больше этого бреда, тем громче дом будет трещать по швам и тем скорее поймут, что это серьезная проблема. И будут решать. Иначе без пинка под зад, пардон, никто с места не сдвинется.

Согласны?

АТД, бред, серьезный разговор, Россия

Previous post Next post
Up