Постоянно повторяющейся системной ошибкой исследователей (и разработчиков) государственной идеологии, является их взгляд на эту штуковину, как нечто самоценное и самодостаточное, или еще того более - как на некую энергетическую субстанцию, способную генерировать цели и задачи, стоящие перед обществом, государством, страной. Хотя это совсем не так.
Идеология, это не вещь сама в себе, а очень конкретный инструмент управления, главная задача которого - обосновать необходимость придерживаться каких то правил и двигаться к какой то цели, которую определила правящая элита. То есть идеология не формирует цели, а создает максимально благоприятные условия для их достижения. Забегая вперед, усугублю: есть цель - будет идеология, нет цели, идеология не состоится, так как нет у нее почвы, на которой она может произрастать и которую призвана обслуживать.
Говоря об идеологии, мы оставляем за скобками не менее интересный процесс целеполагания, который отнюдь не является хаотичным, эвристичным и волюнтаристским (что хочу, то и ворочу), а также процесс возникновения и замещения элит, которые опять же, не есть продукт случайный (на кого Бог пошлет), но является строго обоснованным с точки зрения эволюции социума и его выживания у условиях воздействия агрессивной внешней среды.
Идеология - это инструмент, который отвечает на вопрос “как” при наличии ответа на вопрос “что”. Есть цель - появится инструмент достижения этой цели. Нет цели - не возникнет и самого инструмента.
А что у нас там с целями? А вот с ними то как раз тотальная напряжёнка…
Точнее цели то у элиты есть, но такие, что вряд ли подойдут как интеграционные и уж точно не подойдут, как долгосрочные…
Мне пришлось, багодаря своей профессиональной деятельности, слышать политиков не только с трибуны, но и в рабочей атмосфере. И вот представляете, никаких таких идеологий и даже ссылок на них в быту ни разу никем озвучено не было. Как-то так получалось, что политик круглосуточно занят абсолютно низменными проблемами, а если и озвучивает, то абсолютно банальные вопросы, типа "Где взять денег?" и "Как заставить ИХ работать (думать, отвечать)?" Ни дать, ни взять, идеологические голодранцы.
Причем от ранга политика и страновой принадлежности ну ничегошеньки не зависит. Меняются масштабы, меняются точки приложения сил, но в сухом остатке решаются все те же самые вечные проблемы - ресурсы и кадры, кадры и ресурсы и их воспроизводство. И в этом смысле глава государства ничем не отличается от главы семейства или директора предприятия.
Все решают, каждый на своем уровне, абсолютно бытовые проблемы: как не умереть с голоду и не забыть купить яхту. СМИ даже сократили пирамиду Маслова до двух первых уровней - чтобы не мучаться с последующими. И вот вроде бы, после того, как в 20м веке все переболели всевозможными "измами", получили вроде как кровавую прививку от всех идеологий вместе взятых, сегодня опять, снова и снова поднимается вопрос необходимости примата над человеком какой-то идеи, которой опять можно приносить человеческие жертвы.
Мы который раз становимся невольными свидетелями очередного раунда схватки между двумя антагонистическими проектами:
1. Жизнь ради “построения рая на земле”, который был представлен англосаксонской эгоцентричной моделью общества безграничного потребления.
2. Жизнь, исключительно как подготовка к загробному существованию, который представляет разнокалиберная мусульманская цивилизация.
Схватка эта далеко не первая и предполагаю, не последняя.
Ранее Российская империя, целью которой провозглашалось строительство Третьего Рима по образу и подобию Византии с идеологией (религией) отказа от мирских благ в пользу подготовки к райской жизни на небесах, потерпела фиаско в конкуренции с не менее амбициозным англосаксонским проектом строительства Царства божьего прямо на земле, не дожидаясь отхода в мир иной.
Красный проект, который являлся разновидностью идеи построения рая на Земле, показав недюжинный потенциал истинно верующих людей, также почил в бозе, как только заявленная цель и поддерживающая эту цель идеология стало кардинально расходится с ожиданиями простых граждан, которыая усугублялась диким дисбалансом между призывами партноменклатуры чуть-чуть потерпеть и ежедневной практикой самой партноменклатуры, которая в конце концов собственноручно и продала свою страну идеологическим оппонентам.
И вот сегодня мы присутствуем при крушении очередного проекта строительства потребительского рая здесь и сейчас, которое в условиях, приближенных к лабораторным, велось под знаменами либерализма. И опять все движется строго по уже многократно “утвержденному” сценарию:
1. Разочарованность населения разительным контрастом между обещаниями идеологов и реальной жизнью,
2. Предательство идеологами проповедуемых ими идей,
3. Уже начавшаяся утилизация проштрафившихся идеологов вместе с их идеями, которые признаются социумом негодными для дальнейшего употребления, хотя проблема шире - негодной признана сама цель материального потребления без границ, как высшей стадии человеского развития.
Немного о трагедии этой стадии. Тут нам придется “опуститься” до физиологии.
В человека природой (Богом) заложены два обязательных цикла, невыполнение которых гарантированно ведет к разрушению личности и физической смерти:
Человек обязательно должен в течении своей жизни:
· Уставать и отдыхать
· Отдавать и получать
И как только из этих четырех процессов хотя бы один игнорируется, или их дихотомический баланс нарушается, человек почти гарантированно погибает, сначала, как личность, а потом и как физиологический организм.
Прогресс производительных сил, научившихся штамповать огромное количество дешевых бытовых изделий, и современное постиндустриальное общество “равных возможностей” впервые в истории существования человека смогло предоставить всем желающим возможность испытать то, что всю жизнь было доступно только избранным - возможность в принципе не работать и при этом не умирать с голода. И именно с этого момента стало понятным несостоятельность общества безграничного потребления в качестве земного рая.
“Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть” - говорит поэт о детях тех, кто построил таки рай безграничного потребления, нарушив баланс Главного дихотомическлого алгоритма существования человека:
· Уставать-отдыхать
· Отдавать-получать
Способность к выживанию и к продолжению рода даже среди богатых и очень богатых людей оказалось в прямой зависимости от соблюдения баланса, продиктованного этим законом.
Никто из медиков пока еще не пробовал провести исследование на стыке с социологией (да и методик таких пока не существует), чтобы выяснить, как коррелирует риск возникновения неизлечимых заболеваний с соблюдением этого баланса. Жаль. Думаю зависимость будет явная.
Однако вернемся к сути вопроса:
Итак, сегодня накопилось и грозит прорваться в любое время неудовлетворение сложившимся статус-кво:
1. Дорвавшиеся до безграничного потребления с ужасом поняли, что этот процесс не делает их ни более счастливыми, ни более защищенными
2. Мечтающие, но не дорвавшиеся до такого уровня потребления, не признают справедливость нынешнего распределения материальных благ и маргинализируются, не в состоянии перераспределить их в свою пользу другими способами
3. Группы, не входящие в элитные, медленно, но верно отказывают в легитимности всем имеющимся в наличии элитным группам, справедливо упрекая их в забвении интересов населения и, что греха таить, в скудоумии.
То есть население отказывается признавать элиту элитой. А раз так, то вопрос смены элиты, это дело времени и удачного стечения обстоятельств. Революционная ситуация “на лице” и остаётся только определить час “ч”:
Когда произойдет окончательный слом существующей системы, которую уже все признали неадекватной? Какая идеология придёт на смену сегодняшнему внеидеологическому потреблянтству? Кто (какой гегемон) будет генератором и носителем этой идеологии? Это будет старая политкоманда или какая-то новая? Если новая, то кто конкретно придет на смену нынешним политикам? Какие задачи вынуждена будет решать новая элита? Какова будет конфигурация и принципы построения постреволюционной системы государственного устройства? Во что придется верить и от какой ереси придётся отказаться следующему поколению? Или другими словами - какова будет идеологическая концепция, в которую невозможно заглянуть, не ответив на все вышеперечисленные вопросы?