Как не пропасть, когда всё пропало. Часть первая - Вожди vs народ.

Jan 21, 2016 11:27




В прошлой заметке Мудрость толпы против Алексея Кунгурова я позволил себе противопоставить  революционному вождизму  эволюционную кропотливую работу по собиранию, обобщению и популяризации народных рецептов выхода из кризиса, за что немедленно получил свою порцию: "Да что этот народ вообще понимает!" и "мы лучше знаем, чего ему надо..."

За 20 лет работы в кризисном управлении насмотрелся я до несварения на этих гениальных руководителей, ведущих неразумное население в светлое будущее. Наслушался сказок про "тупых подчиненных", которые мешают процветать мудрым начальникам, оскомину набил на попытках найти умное, доброе и вечное в практике разнокалиберных наполеончиков, про которых жёстко, но правильно сформулировали одесситы: "Свою голую жопу не видит только её хозяин"

Всех "Гениальных Руководителей" (они же - Великие Революционеры) объединяет абсолютная уверенность в том, что у них лично всё в порядке. Их логика безгрешна, их размышления бесценны, а сами они находятся на той стадии просветления, после которого уже начинается левитация и общение со Вселенной. Недовольные  окружающей средой,  недостойной их светлости, "Просветлённые" всегда первыми  призывают "не оставить камня на камне", и "разрушить до основания". И они же первыми отрабатывают "Самый полный СТОП!", когда до них доходит, что для того, чтобы изменился окружающий мир, придется в первую очередь меняться самому.

Но самая большая беда и самая большой недостаток дворняг-наполеонов - это  нежелание искать решение насущных проблем в повседневной практике руководимого ими "плебса", которым они "милостиво повелевать соизволят". А "плебс" презрение к себе прекрасно чувствует и не прощает, поэтому отношения с ним скачут от взаимного обожания до взаимной ненависти, в зависимости от погоды, природы, утреннего настроения, гадящих на шляпу птичек и пробок на дорогах.

Любые альтернативы перманентной революции  огорчают дворняг-наполеонов нежеланием ломать и сносить приевшийся им пейзаж, огорчают отсутствием драйва и экшна, вымораживают заменой на скучную регулярную работу весёлых кумачовых тусовок и караоке на броневиках. Хотя собственный финал они почему то в упор не видят, хотя он повторялся много раз в истории, когда тот самый "плебс", осатаневший от  нестабильности и непоследовательности вождей,  снимал таки ррреволюционера с броневика и нёс на руках или в ближайшую психушку, или к ближайшей стенке, как якобинцев и "комиссаров в пыльных шлемах".

Народный опыт выживавания в агрессивной среде никак и нигде не стыкуется ни с якобинским, ни с большевистским мейнстримом, и, когда дело доходит до реального риска помереть здесь и сейчас, рождает простые и гениальные по своей эффективности модели взаимодействия и предприимчивости. А опыта выживания в экстремальных условиях у нашего народа не занимать. Как впрочем и уверенности, что сами экстремальные условия - рукотворное следствие неуёмной энергии собственных вождей и ррреволюционеров. Сбор, обобщение и анализ этого опыта и даст тот наиболее дельный совет: "Что делать, когда делать уже нечего?" и "Как не пропасть, когда "всё пропало"?

Объектами  моего пристального внимания является сегодня опыт выживания в условиях экономической катастрофы:
  • После первой мировой войны на территории Австрии и Германии
  • Время Великой депрессии в США
  • Конечно же СССР в 90е
  • И последние - пылающие регионы Новороссии
Каждый раз - о чем бы не пришлось прочитать, выживание начинается с того, что население посылает куда подальше, трибунных вождей, и, как ртуть, собирается в общины и комунны, организация в которых, уже на вторую неделю, до мелочей начинает напоминать порядки в дореволюционных крестьянских общинах Российской империи, опытом которых мы почему то пренебрегаем и считаем недостойным нашего урбанизированного внимания. А зря.

Сами жители Донбасса признаются в частных разговорах - знай они опыт предков заранее, это могло бы сохранить кому здоровье, кому - нехитрый скарб, а кому и жизнь. А вот опыт вождей (опыт митингов, бунтов и провокаций) не пригодился нигде и никому. Хотя опять же - ну читайте же наконец бессмертные слова классиков о том, кто революции задумывает, совершает, и кто пользуется их плодами.

Что-то мне кажется, что мы как-то надолго застряли в теории. Не пора ли переходить к практике? Точнее - к рассмотрению абсолютно практического народного опыта преодоления разнообразных кризисов. Мне кажется - самое время. А вам?

Государство ltd

Previous post Next post
Up