Аннотация
Эта статья предлагает новый взгляд на понятие политеистических богов, переосмысливая их не просто как антропоморфизированные природные явления, но как культурные выражения базовых сложных систем, многие из которых демонстрируют свойства рассеивющих структур. Мы предлагаем утверждение, что богатый гобелен божеств в различных пантеонах является непрекращающимся усилием человечества стремиться к пониманию, взаимодействать с, и извлекать смыслы из динамических самоорганизующихся систем, формирующих наш мир.
Введение
Политеистические религии, населенные множеством богов и богинь, предоставляют уникальный феномен, который дает возможность взглянуть на вековые стремления человечества к постижению управляющих вселенной сил. Традиционно эти божества воспринимались как сверхъестественные существа, обладающие властью над природными событиями. Однако тенденции научного прогресса ставят под сомнение эту точку зрения. Мы выступаем за смену парадигмы: интерпретацию богов как культурных проявлений сложных систем, часто демонстрирующих свойства рассеивающих структур. Такая точка зрения способствует диалогу между древними верованиями и современной наукой, подчеркивая сложную связь между человеческим восприятием и динамичным миром, в котором мы живем.
Сложные системы и рассеивающие структуры
Сложные системы, характеризующиеся многочисленными взаимодействующими компонентами и самовозникающими свойствами, повсеместно распространены в природе и социологии [1]. Рассеивающие структуры, подмножество этих систем, поддерживают свою неравновесную организацию за счет постоянной подпитки энергей [2]. Их отличительные черты - самоорганизация, адаптивность и взаимосвязанность - отражают атрибуты, часто приписываемые божествам.
Боги как выражения сложных систем
Мы предлагаем рассматривать политеистических богов как культурнологические репрезентации этих сложных систем.
- Природные явления: Погодные системы (Зевс, Тор), реки (Ганг, Осирис) и небесные тела (Гелиос, Селена) являются примерами богов, связанных с рассеивающими природными явлениями [3]. Их непредсказуемое поведение, циклы создания и разрушения и взаимосвязанность отражают динамику этих систем.
- Социальные структуры: Боги войны, урожая или любви могут представлять сложные социальные системы [4]. Их влияние на человеческие дела отражает эмерджентные свойства, возникающие из коллективного человеческого поведения и взаимодействий.
- Абстрактные концепции: Даже боги, воплощающие абстрактные концепции, такие как мудрость или справедливость, могут быть связаны со сложными когнитивными и социальными процессами, которые формируют человеческое понимание и поведение [5].
Антропоморфизм: инструмент понимания
Антропоморфизм, приписывание человеческих характеристик нечеловеческим сущностям, сыграл важную роль в формировании нашего понимания богов [6]. Хотя он служит ценным инструментом для понимания, он также несет в себе риск упрощения. Важно распознавать уникальные свойства сложных систем за пределами человеческих проекций.
Рассмотрение контраргументов
Критики могут утверждать, что эта точка зрения принижает духовное значение богов. Однако мы утверждаем, что она предлагает более глубокое понимание сложных систем, лежащих в основе нашего существования. Она не отрицает эмоциональную и культурную силу божеств, но переставляет их в рамках, которые резонируют с современным научным пониманием.
Заключение
Переосмысливая политеистических богов как выражения сложных систем, мы получаем свежий и проницательный взгляд на древние верования. Этот подход способствует плодотворному диалогу между наукой и духовностью, признавая потребность человека в поиске смысла в динамичном мире, в котором мы живем. Он призывает нас оценить красоту и сложность систем, которые нас окружают, признавая, что даже без сверхъестественного вмешательства они обладают силой и величием, достойными почтения.
Ссылки
- Митчелл, М. (2009). Сложность: Экскурсия . Oxford University Press.
- Пригожин, И. (1977). Время, структура и флуктуации . Нобелевская лекция.
- Элиаде, М. (1959). Священное и мирское: природа религии . Houghton Mifflin Harcourt.
- Дюркгейм, Э. (1912). Элементарные формы религиозной жизни . Free Press.
- Лакофф, Г. и Джонсон, М. (1980). Метафоры, которыми мы живем . Издательство Чикагского университета.
- Гатри, С. (1993). Лица в облаках: новая теория религии . Oxford University Press.
https://medium.com/@seva.lapsha/gods-as-expressions-of-dissipative-structures-788aa20bfbfa