Бриллиантовый юбилей правления королевы Елизаветы II. Cобытия английской истории последних 60-ти лет

May 24, 2012 18:25


Вчера ходил на вручение премий литературным переводчикам в большом книжном магазине Waterstones на Пикадилли. Сеть Waterstones купил российский олигарх Мамут, поэтому на Пикадилли есть большой отдел русской книги, где все и происходило.

По дороге проходил мимо Академии Художеств. Вокруг стояла толпа, несколько полицейских в желтых нейлоновых куртках символизировали общественный порядок. Прямо передо мной дорогу перебежал человек со знакомым лицом. Порывшись в памяти, я понял, что это - Roger Daltry, легендарный вокалист из The Who. Сегодня узнал, что он тоже торопился на вручение наград. В рамках своего Бриллиантового Юбилея, ее Величество Королева Елизавета Вторая чествовала лауреатов, сделавших выдающийся вклад в национальную культуру.

Шестьдесят лет на троне, шесть десятилетий совместной истории. Газета «Таймс» начала большой проект - История Бриллиантового Юбилея, в котором вспоминает происходившее за эти годы. Запоминаются, как вы сами понимаете, лучше всего скандалы, потрясшие общество.

«Таймс» напоминает один из них. В мае 1963 года в отставку ушел тогдашний министр обороны Джон Профьюмо. Так случилось, что в то самое время я плавал третьим помощником на теплоходе «Верхоянск» Эстонского пароходства, и в мае 63-го оказался в английском порту, кажется в Гулле (Hull). Еще одно странное обстоятельство - у нашего матроса сильно воспалилась нога, меня вызвал капитан и попросил сопроводить больного в больницу.

В те годы на берег ходили только по трое, а тут получилось, что сдав матроса на обследование, я на несколько часов оказался совсем один в капитализме. Вот тогда, на свои скудные инвалютные средства я купил в киоске две газеты и иллюстрированный журнал. В журнале подробно описывалось дело Профьюмо, девицы по вызову Кристины Килер и военно-морского атташе СССР Евгения Иванова.

Сейчас эта история описана журналистами до мельчайших подробностей, но тогда, в 63 году о ней знали очень немногие. Я чувствовал посвященным в некую тайну. Английские газеты писали о Евгении Иванове с тайным восхищением. Мужественный, видный, мог выпить бутылку водки, не пьянея. Свободно вращался в высоких кругах, заводил знакомства.

Думаю, что британская контрразведка знала, что он работал на ГРУ в чине капитана третьего ранга. На одном из светских загородных сборищ Иванов оказался в одной кампании с Кристин Килер, которая открыто заигрывала в бассейне с министром обороны Профьюмо. Глухо намекали, что она купалась голой. Вполне допускаю, это было лихое время сексуальной революции, а Кристин была в этом плане несомненной революционеркой.

Такой, во всяком случае, ее описал Евгений Иванов в своей книге «Голый Шпион» опубликованной в 1992 году в Лондоне. По просьбе Профьюмо, Евгений повез Кристину в Лондон от греха подальше, но получилось совсем наоборот. Кристина затащила его к себе на бесстыдный, даже сказал бы, животный секс. У меня, молодого штурмана, тогда от чтения под мичманской просто волосы дыбом вставали.

Штука в том, что и министра обороны ненасытная Кристина тоже собой угостила и тот, как теперь говорят, подсел. Иванов сумел проникнуть в дом к Профьюмо и даже сфотографировал кое-какие важные бумаги на его столе. Контрразведка известила кого надо, парламент сделал запрос и после полутора месяцев запирательства Профьюмо сознался и подал в отставку.

Репутации консерваторов был нанесен удар и в следующем году к власти пришли лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном, тем самым, который выдвинул «Битлз» на ордена. Кстати, когда Вильсон намеревался впервые прибыть в Москву в качестве премьер-министра, одним из его первых пожеланий было встретиться с капитаном Евгением Ивановым.

Никита Хрущев поначалу дал согласие, но когда узнал об истории с Профьюмо, то велел сделать программу пребывания Вильсона в Москве такой плотной, чтобы у того не оставалось даже минуты для встречи. Что и было выполнено.

Тогда, в мае 63 года, читая газеты в городском сквере Гулла, я смутно догадывался, что Иванову служить в британщине оставалось недолго. В действительности к тому моменту его уже в Англии не было, ГРУ отозвало Иванова, и дальнейшая судьба героя сложилась грустно. Его оставила жена, Иванов спился и умер в одиночестве в своей двухкомнатной квартирке.

...Тем временем истекли часы ожидания, надо было возвращаться в больницу за нашим матросом. Газеты и журнал выкидывать было жалко, но и провозить их в СССР было опасно, поскольку судно по приходу тщательно обыскивали.

Я спрятал все под матрас в комнатке рядом со штурманской рубкой, в лоцманской каюте, то есть там, где по определению могли отдыхать только иностранные лоцманы. А с них - что возьмешь?

Так примерно и выразились доблестные пограничники, когда они нашли там под матрасом мои газеты. «Хотел буржуазную пропаганду в нашу страну заслать!» - сказал их старший лейтенант и я понял, что скандальная шпионская тайна начала свое шествие по советским просторам...
Previous post Next post
Up