Сегодня ночью мне приснилась бабуля. Сюжет я не запомнила, только образ. Говорят, когда снятся умершие, надо помолиться за них.
Кажется, мое сознание еще не воспринимает бабулю как ушедшую навсегда. В четверг Алексей стал смотреть фильм, в котором актеры изображали какой-то уральско-сибирский говор (может такой и не существует). А может они так наобум окали и вставляли диалектизмы.
Бабуля моя говорила на необычной языковой смеси. Она жила в свое время и под Томском, и в Новосибирске, и в Гомеле. В моем детстве она была фольклорным элементом, иногда говорила фантастические вещи, рассказывала такие истории, что волосы немножко дыбом и немножко мурашки.
Я до сих пор не знаю, что означало выражение "цыган на копытах проскакал". Зато очень мне нравилось "дождетесь, когда полетят белые мухи" или "когда жареный петух клюнет".
Бабуля приносила два ведра молока - от двух коров - Зорьки и Чернухи. Мы считали (почему-то), что Чернуха дает молоко парное, а Зорька - простое. Парное было теплое и с пенкой, мы больше любили зорькино. Бабуля сама взбивала масло в маслобойке, которую сделал Дедушкаданил (он умер еще до моего рождения, поэтому вариантов его имени у меня в активном словаре нет, только так, одним словом), бабуля делала творог - это было настоящее действо: она процеживала простоквашу через марлю, потом отжимала остатки сыворотки, потом завязывала в узелок и вешала сушиться на несколько дней. Сухой творог по форме напоминал кочан капусты. Марлю разворачивали, а он сохранял ее складки. Было красиво. Ранней весной мы с сестрами пытались повторить это, играя в грязи около дома.
Бабуля держала кур. Совсем крохотные цыплятки зимой жили у нее в комнате в загончике. Она говорила им "кути-кути-кути", но и сурово разбиралась с курами-для-супа, ощипывала, опаливала их и разделывала (тоже все по системе, смотреть было очень интересно).
А однажды бычок Буян провалился в траншею, вырытую у нас во дворе. Но провалился не до конца, а застрял на весу, толстыми боками зацепился. Как его вытаскивали! Хотя строго говоря я этого не помню, но это что-то вроде домашнего фольклора. Я это помню, потому что это много раз рассказывали старшие и я это прекрасно представляю и этому верю.
Бабуля заплетала нам с Анной очень тугие косы, мы были этакими китайчиками еще часа два после плетения. Если мама уезжала или не могла вымыть нам голову, то бабуля мыла нас в очень горячей воде. На всякий случай, против вшей (я думаю), тк выросла она в детдоме, вшей в своей жизни повидала.
Если я сейчас не остановлюсь, то будет еще два километра воспоминаний. Бабуля много времени проводила со мной и Анной. Лет до семи в храме мы стояли рядом с ней, а не на клиросе. Она рассказывала нам про праздники, причем это было не пересказывание Библии или житий святых, а какое-то очень образное, народное и свое понимание.
Если вернуться к фильму, который смотрел Алексей, мне показалось там все очень нарочитым, неискренним, ненастоящим. Даже этот их говорок. Даже их способ ругаться. Бабуля очень круто ругалась. Словечки там попадались знатные, все очень более-менее приличные, но такие меткие! Иногда аж до слез продерёт.
Иногда на меня накатывает осознание того, что она умерла. Обрушивается. И мне кажется, что больше ничего настоящего не будет, потому что она - это самое настоящее, что я когда-либо встречала.
Я тут уже реву во всю, а мне еще собираться домой.
Да, я ж домой сегодня еду. Я очень соскучилась.