Поединок Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой.

Jun 12, 2021 23:17


Как нам известно из курса истории, перед самой Куликовской битвой состоялся поединок двух богатырей - Челубея и Пересвета, оба участника которого в этом поединке погибли.



Александр Пересве́т - русский монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с товарищем - Ослябей, тоже монахом, участвовал в Куликовской битве. Оба были благословлены перед походом самим святым Сергием Радонежским.



Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле - самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова.
Сам поединок "Сказание о Мамаевом побоище" описывает так:

"Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступив из рядов сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его шлем как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову - мир и благословение!» - бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и

свалились оба с коней на землю и скончались"



Отдельного внимания заслуживает личность Челубея. Согласно сказанию, богатырь Челубей (по другим версиям - Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Встречающееся иногда другое имя - Темир-Мирза тоже о многом говорит. Мирза, на самом деле не имя собственное, а титул. Этим титулом именовали как правило знатное дворянство у тюркских народов, но при этом не связанное кровным родством с родом чингизидов. Таким образом, Челубей был не простым воином, а знатного происхождения и мог позволить себе лучшее оружие и броню.

Есть предположение, что Челубей был адептом одной из буддистских сект - "бонг по", мистического культа, последователи которого добивались больших возможностей от своего тела подобно индийский йогам и высокого мастерства в боевых искусствах.

Как сообщил однажды в беседе с одним журналистом настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове (там сейчас покоятся мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби), протоиерей Владимир Силовьев, адепты учения «бонг-по»  даже приезжали в Россию специально для того, чтобы выяснить, почему их «великий предшественник Челубей» проиграл поединок. В частности, они побывали в Троице-Сергиевой лавре, пытаясь понять, каким образом кресты монашеской схимы и молитвы к «русскому Богу» лишили Челубея его способностей, которые он не сумел продемонстрировать в поединке.



Бой Пересвета и Челубея, Васнецов, 1914 год.
По легенде, Челубей до этого поединка якобы участвовал в 300 боях и всегда выходил победителем. Благодаря своим способностям Челубей мог сражаться копьем гораздо большей длины, чем мог использовать любой обычный воин и за счет этого первым поражал противника и даже если тот был в хороших доспехах - просто выбивал его из седла.



Преподобный Сергий Радонежский
Однако, в этот раз для Челубея все не было так просто. Преподобный Сергий, отличался, помимо прочих духовных достоинств, и даром прозорливости. Известно, например, что, находясь в своей обители, за сотни километров от Куликова поля, он с момента начала битвы быстро собрал братию монастыря на панихиду, и в то время, когда наши предки сражались и гибли в этой схватке, святой, буквально, видя отлетавшие на небеса души русских воинов, вслух перечислял их имена - для того, чтобы монахи соборно тут же молились об их упокоении! Выбор преподобного видимо не случайно пал на Пересвета и Ослябю - воинов-монахов. Возможно он понимал, что сила Челубея - не от Бога и только воин Христа сможет встать у него на пути и победить.



Пересвет, как мы знаем, сам вызвался на бой, понимая, что преподобный Сергий отправил его именно для этого и именно сразить этого вражеского богатыря наделенного темной силой - его миссия на земле.



Преподобный Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед походом
Видимо Пересвет вовремя оценил ситуацию и поняв, что копье Челубея длиннее его собственного, пошел на хитрость. Как мы видим - на большинстве картин изображающих этот поединок, Пересвет сражается в одной лишь монашеской рясе без доспехов. Он снял доспехи, чтобы позволить Челубею поразить себя. Оставшись без доспехов, он стал более ловок и мог так подставить себя под удар, быстро поменяв позу в седле незадолго до него за счет отсутствия тяжелых доспехов, чтобы копье противника поразило его в мягкие ткани, прошло насквозь, но при этом не убило его на месте и в то же время он сам не потерял бы сознание. Пересвет прекрасно понимал, что Челубей слишком опытный воин и у него не получиться просто увернуться от удара его копья и приблизится для удара. Таким образом, пронзенный насквозь копьем, но живой и в сознании Пересвет нанес Челубею смертельный удар, от которого вражеский богатырь выпал из седла и скончался на месте.



П.В. Рыженко. "Победа Пересвета"
В некоторых версиях сказаний об этом поединке говорится, что после этого Пересвет еще успел живым доскакать до строя русского войска. Сказание "Задонщина" вообще утверждает, что Пересвет выжил после поединка и сражался в рядах русских войск и был убит лишь во время основной битвы т.к. там имеется отрывок где Пересвет «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвечивает», когда уже «иные лежат посечены». Это рождает версию о том, что Пересвет был лишь ранен Челубеем (например копьем в бок) и смог принять участие в последующей битве. В других источниках наоборот говорится, что Пересвета к русскому войску принес конь уже мертвым, но поскольку в отличие от Челубея он остался в седле - он должен считаться победителем.



Дмитрий Донской на месте поединка
Такое количество довольно противоречивых версий пусть вас не смущает. В те времена было не очень много грамотных людей, а книги писались вручную и чтобы их скопировать - их надо было также вручную переписывать. Людей с каллиграфическим почерком, кто мог бы не просто писать, а красиво оформить летопись, было соответственно еще меньше. Из-за сложности в изготовлении и немногочисленности мастеров, кто мог бы это сделать, русские летописи, как правило, отличались сухостью, лаконичностью и небольшим описанием деталей. Зато было очень развито устное народное творчество. Сказания часто даже не записывались, а передавались из уст в уста, а каждый сказитель стремился что - нибудь да приукрасить в ту или иную сторону.



Сказитель и его слушатели
Так или иначе важность поединка нельзя переоценить. Прямо перед битвой на глазах у всех был побежден сильнейший воин Мамаева войска, а заодно была продемонстрирована сила веры Христовой. Это несомненно положительно сказалось на моральном духе русского войска, одержавшего в итоге важную победу.

Герои, Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Святые

Previous post Next post
Up