(no subject)

Dec 10, 2016 00:01

При встрече с Валерием Романовичем регулярно передавал приветы от Изольды Васильевны Хвацкой (они начинали вместе на Воробьевых горах) и от него обратно ей... Вчера передать не смог...

Владимир Юрьевич Вяткин на лекциях по фоторепортажу говорил как-то, что один из самых трудных для фотографа аспектов работы - это не лежать в окопе под пулями, не ехать на перекладных по африканским пустыням за тысячи километров от родных, это не постоянное одиночество.

Трудно узнавать о том, что вот этот человек, еще такой живой на твоей фотографии, уже не улыбнется тебе в объектив. Он приводил примеры фотографий: юный худенький солдатик в вечерних сумерках в Чечне в окопе. Сделал кадр и поехал дальше, а потом узнал, что утром парнишку выдолбили из окопа вместе с куском льда, в который вмерзли его ноги за ночь... Но то война с ее ужасами и трагедиями...

Хуже, когда вдруг обычную круговерть твоих дел прерывает звонок: а ты знаешь, что...? - Как? Когда? - Боже! Конечно поищу, конечно есть фотографии. Да, да, пришлю...

И каждый кадр тогда пытается выйти за рамки, он уже стал историей - то, что прежде отсеивал в брак, становится архиважным для кого-то.

Работая с фотоархивом то и дело останавливаешься - лица друзей, известных людей, просто знакомых - родных или не очень... Плачешь или улыбаешься, погружаясь в воспоминания о них, живых. И надо каждый раз брать себя в руки, чтобы продолжить работу. Это невидимая трудность. Хороший фотограф должен быть незаметен, как муха на стене, любит повторять Владимир Юрьевич.

На репетициях иногда повторяю актерам слова Владимира Вяткина, подтвердившие мои собственные внутренние ощущения. Секрет хорошего портрета в том, чтобы непосредственно перед нажатием кнопки влюбиться в человека, на который направлен твой объектив. И если это есть, то все остальное - дело техники.

И вот ты влюбился, а он умер.
И вот ты влюбился, и он жив - навсегда в этом снимке...

Хоронил дорогую нашу однокурсницу Ксению Данилову, безвременно погибшую в автоаварии вместе с мужем и мамой. Провожать их вышел весь поселок, в жизнь которого Ксюша принесла огромное количество радости, света, культуры, любви. Мой удивительный педагог, Изольда Васильевна Хвацкая, твердо шепнула мне: "У меня с собой фотоаппарат - возьми, сделай хоть пару кадров. Это надо не тебе, это надо другим - тем, которые не смогли приехать и попрощаться с нашей Ксенечкой." Так и было.

Как-то помогал хорошим людям разбирать семейный архив, настоял на том, чтобы они подписали имена всех людей на фотографиях - это была большая работа, которая заняла почти полгода. И часть из этих фотографий была с траурных церемоний. Но именно на них вдруг нашлись лица людей, с которыми давно была прервана связь. Родственники нашли друг друга вновь. Это театр жизни - трагическое всегда вплетено в нее через одну нитку со смешным, горе потерь и радость обретения.

Сделаю закрытый альбом прощания с Валерием Романовичем. Кому будет надо - дам ссылку. Для меня он жив, я чувствую объятия и радость от встречи.

фото, МГУКИ, жизнь, театр на Юго-Западе

Previous post Next post
Up