Цирк - это мир с особыми людьми...

Jun 18, 2016 19:42




Братья Ширманы - старший Александр и близнецы Роман и Михаил жили впроголодь вместе со своими родителями в годы гражданской войны и нэпа. Однако родители сумели воспитать своих мальчиков честными, духовно развитыми людьми.
Очень много из всего, что видели в детстве, братья Ширманы перенесли впоследствии на арену цирка: бюрократическую показуху, светское хамство, чванство обывателя... Настоящие одесситы, они впитали юмор родного города, неповторимые его интонации и весь его дух.
Когда к Роману пришло понимание, что его призвание - цирк, в скором времени в Одесском цирке состоялся его
дебют на батуте. Дело было В 1930 году.
В этом же году приняли решение посвятить жизнь цирку его братья - Александр и Михаил. Братья объединились в 1938 году и стали работать как жонглеры под общим псевдонимом Шор. После чего, благодаря Роману, попробовав себя в клоунаде, имели ошеломляющий успех на протяжении всей своей жизни. Братья Ширман работали втроем тридцать шесть лет, вплоть до 1974 г. К этому времени Роману было уже 65, а близнецам - по 63 года.В Одессе в доме № 16 по Театральному переулку в начале ХХ столетия жила бедная еврейская семья Ширман. Полутемная комната, в которой они ютились, находилась в конце двора в глубоком подвале: окна на уровне земли почти не пропускали свет. Детей в семье было пятеро: старший Эмиль, ровесник века, Александр 1908 года рождения, близнецы Роман и Михаил родились в 1911 году, и сестричка Сонечка 1915 года рождения.

По информации известного краеведа и писателя Ростислава Александрова, Эмиль Ширман был незаурядным поэтом и печатал свои стихи в одесских газетах под псевдонимом Владимиров. В начале 20-х годов он был автором нескольких поэтических сборников и входил в литературную группу "Коллектив поэтов". Одновременно служил в органах ОГПУ, но в 1937 году был репрессирован и расстрелян. Никогда ни в одном интервью братья не упоминали имя Эмиля Ширмана.
А Шура, Рома и Михаил в детстве увлекались цирком, их цирковые способности проявились уже в раннем возрасте. Дети бегали на Театральную площадь, где в балагане, установленном недалеко от Городского театра, выступали эквилибристы, жонглеры и фокусники, и, подражая им, разыгрывали в своем дворе представления - прыгали, кувыркались, делали стойки и мостики, жонглировали камушками - играли в "кремушки" - подбрасывая один, ловко захватывали остальные, смешили собравшуюся детвору, пели и играли.
В Театральном переулке была пекарня, где выпекали сдобные булочки, пирожные, торты, и братья разносили свежую выпечку, водрузив на голову подносы, в кафе Печеского и кондитерскую Фанкони. На заработанные деньги можно было попасть в настоящий цирк Вильгельма Санценбахера на Коблевской улице и смотреть захватывающие представления.


Цирк манил, для братьев Ширман он стал делом жизни. Пролетели годы детства. Позади остались мировая война, революция, голод и разруха. Надо было думать о будущей профессии.
Первым определился Роман. Подростком он начал работать статистом в Городском театре. Но его влекли манеж, неповторимый запах цирковых кулис, мир смелости и красоты, который создавали артисты цирка.
В 1928 году Роману удалось устроиться на работу в одесский цирк униформистом. Вскоре он вошел в группу прыгунов на батуте "Амос" под руководством артиста-одессита, гимнаста А. Бараненко в амплуа комика.
Александр и Михаил тем временем поступили в Москве в техникум циркового искусства (ТЦИ), и окончив его в 1932 году, подготовили групповой жонглерский номер, с которым работали на манеже до 1938 года. Тогда же братья объединились в общем жонглерском номере, пригласив Романа. Уже позднее по совету Романа братья создали клоунское буффонадное трио.
В предвоенные годы братья Ширман с семьями переселились из Одессы в Москву. Супруга Романа Семеновича Белла Аронова (Бетя) окончила консерваторию в Бухаресте, выступала в джаз-оркестре Шико Аранова и была соавтором многих музыкальных программ клоунской группы Ширман, часто выходила на манеж с аккордеоном, аккомпанируя артистам.
Александр был женат на одесситке. Михаил нашел свою вторую половину в Харькове. Его жена Анастасия Михайловна также принимала участие в работе братьев. Их сын Анатолий пошел по стопам отца - занимался цирковой клоунадой в аттракционе А. Фурманова, а затем у Альбины Зотовой. На манеже он представал в облике скомороха. У него была своя маска, свой имидж. В книге "Цирковая Одесса", изданной в 1998 году, автор, историограф одесского цирка А. Кучер, поместил фотографию Анатолия Михайловича с автографом: "Дорогим одесситам от последнего представителя династии Ширман, июнь 1994 г.".

В 1942 году братья приехали на гастроли в Ташкент и выступили в большом сборном концерте. Михаил Ширман исполнил знаменитую песню "Ты одессит, Мишка" композитора М. Воловец на стихи поэта В. Дыховичного. Публика рыдала. Зрители стоя приветствовали артиста. Песня трогала
ердца, волновала душу так же, как и песенные шедевры "Священная война", "Синий платочек", "Вечер на рейде", "Темная ночь" и др. И хотя песня "Ты одессит, Мишка" была написана специально для Леонида Утесова, ее исполняли все известные артисты. Она звучала на всех фронтах войны и в глубоком тылу нашей огромной страны. В тот вечер в Ташкенте Михаил Ширман вышел на сцену в тельняшке и морской фуражке с кокардой. Одессит Мишка стал для Михаила Ширмана театральным образом, в котором он выступал все последующие после войны годы.
В репертуаре братьев Ширман преобладали интермедии и сценки, в которых текст дополнялся комедийными трюками. Гастролируя по городам Союза, они разыгрывали на манеже репризы на темы местной жизни, и эти сценки-антре были всегда актуальны. Самые известные из них - "Ресторан", "Садиться - не садиться", "На коммунальной кухне", "Свидетель", "Семейная драма" - вошли в историю циркового искусства.
Содержание интермедии "Свидетель" не оставляло зрителей равнодушными. Персонаж, которого изображал Роман Ширман, взволнован тем, что хулиган на улице толкнул женщину. Возмущен он до такой степени, что не может ничего рассказать о случившемся. Ему приносят стакан воды. Но руки дрожат. Он судорожно хватает стакан, жадно пьет воду и лишь потом может сбивчиво сообщить о том, что произошло, чему он был свидетель. В этой сценке высмеивался колоритный тип мещанина-обывателя. Актуальная тема, разрешенная средствами цирковой клоунады, - острый конфликт, динамичное действие и неожиданный финал - все это обеспечивало интермедии долгую жизнь на манеже. Сценка "Свидетель" стала классикой советской цирковой клоунады.
В блестящем антре "Семейная драма" зрители - вовсе не беспечные свидетели очередной супружеской размолвки, а судьи мещанства. Всем ясно - для этих родителей их ребенок лишь средство любой ценой досадить друг другу. Ребенок потянулся к отцу. Может ли такое допустить "любящая" мать? "Вовочка, иди к мамочке". И добавляет: "Иди, я дам тебе рубль". Отец не остается в долгу и увеличивает сумму вдвое. Торг продолжается, ставки увеличиваются. "Вовочка, иди к мамуле, я дам тебе три рубля"… "Вовочка, иди к папочке - дам десять".

Но вот беда - в наличии только восемь. Он лихорадочно ищет по карманам - нет. "Граждане, - обращается он в отчаянии к зрителям. - Граждане, одолжите… Из-за двух рублей сына теряю". И низость временами бывает смешной. Но это смех презрения к мизерности чувств. Испытывая стыд за родителей, Вовочка выворачивает карманы - мятые рубли падают на ковер манежа, и с понурой головой мальчик медленно уходит. Теперь это уже трагедия - трагедия искалеченной детской души.
"Вовочка, скажи, сынок, к кому ты пойдешь, - к маме или к папе?" - "К бабушке", - отвечает малыш.
Маму играл Роман Ширман. "Это моя пятая женская роль, - вспоминал артист. - Каждую я старался сделать не похожей на предыдущую. Я уделял много внимания своеобразию характера, искал выразительные детали, вкладывал в них одесский акцент. В таком конкретном образе я стремился передать не только смешные, но и трагические черты". Отца играл Александр Ширман - респектабельный человек в строгом черном костюме. Сыночка - Михаил Ширман.
Остросюжетные клоунады братьев Ширман надолго остались в памяти благодарных зрителей. На манеже каждый из братьев создал свой комедийный образ, имел свое амплуа, свою маску, свой характер.
Роман Ширман изображал шумного деятельного пожарника Чижикова. В нем бушевала энергия. Он всегда куда-то спешил, разговаривал громко, широко размахивая руками. На полном добродушном его лице выделялись крупный нос и узкие щелочки глаз. Надевал он широкий, не по размеру пиджак, узкие брюки, большие ботинки и маленькую шляпку. Все он делал страстно и увлеченно, но по большей части невпопад.
Михаил Ширман создавал образ электрика Кнопенко. Небольшого роста, флегматичный, медлительный, но хитроватый увалень. Говорил он тихо, слегка растягивая слова. Одет был в тельняшку и комбинезон, из коротких штанин которого высовывались ноги в полосатых носках, обутые в больше ботинки. На голове красовалась морская фуражка, на левой руке огромные часы, на поясе спасательный круг - брелок. Перед зрителями представал такой "сухопутный" моряк, парень себе на уме.
Александр Ширман - резонер и инспектор манежа. Наводя порядок, он выступал в облике рассудительного человека.
В первые послевоенные годы (1945-1950) братья Ширман работали в группе "Цирк на сцене" (филиал Одесского цирка) музыкальными эксцентриками и вели групповой конферанс.
В этой клоунской группе выступал коверный клоун одессит Гарри Шпанье, который копировал великого Чарли Чаплина.
После освобождения Одессы от фашистских захватчиков перед одесситами выступал Карандаш, о чем он ярко и проникновенно писал в своих воспоминаниях.

С 1950 по 1974 гг. братья Ширман работали в системе Союзгосцирка, где создали сатирические клоунады, ставшие основой их творчества. В эти же годы при Одесском цирке была организована первая в стране детская акробатическая студия под художественным руководством Эвальда Александровича Мюльберга. Творчество талантливых артистов цирка, их поиски и устремления поддерживали и поощряли замечательный организатор, директор цирка, заслуженный работник культуры УССР Павел Петрович Ткаченко и его бессменный заместитель Гарри Аронович Гурман. Приветливо встречали зрителей ветераны цирка, старшие билетеры М.Ф. Голштейн и И.А. Березин.

Цирк - искусство молодых. Пришло время и братьям Ширман оставить манеж. В 1974 году клоунское трио прекратило существование. Александр Семенович поселился в Одессе на Соборной площади, и его часто можно было встретить в кругу футбольных болельщиков. Михаил Семенович также обосновался в Одессе, получив квартиру в районе Черемушек. Роман Семенович жил в Москве, продолжал работать режиссером-постановщиком цирковых программ, занимался коллекционированием кукол-артистов.


Знаменитая клоунская группа Ширман проработала на манежах цирка в жанре сатирической клоунады почти полвека. За эти годы они обрели известность, на них шли зрители, их любили стар и млад. А вот партийное руководство их не очень жаловало. Их не запрещали, но относились к ним с предубеждением, обходя наградами и почетными званиями. Высшим признанием заслуг клоунов Ширман было их участие в программах выдающихся артистов цирка, особенно в представлениях непревзойденного иллюзиониста Э.Т. Кио.

Братья Ширман входили в число звезд советской клоунады, таких, как Абрам  Юсупов, Михаил  Румянцев (Карандаш), Олег  Попов, Виталий  Лазаренко, Юрий  Никулин и Михаил Шуйдин.
Известный клоун Б.П. Вяткин, размышляя о своей профессии, писал: "Работа клоуна сложная и ответственная. Она требует от артиста кроме комедийного таланта знания многих цирковых жанров, находчивости, ума, постоянных репетиций. Клоун должен быть мастером на все руки: и акробатом, и фокусником, иногда дрессировщиком и даже канатоходцем. Исполняя сложные трюки, он должен быть улыбчивым и простым". Такими были выдающиеся артисты, клоуны советского цирка братья Ширман.
У братьев Ширман провалов не было никогда. По словам Юрия Никулина, они были подлинными кумирами манежа.

братья Ширман, цирк в мире, клоуны, цирк в России, клоун, цирковая история, цирк, союзгосцирк

Previous post Next post
Up