Цирк - это мир с особыми людьми...

Oct 11, 2013 07:23




Александр Алексеевич Маркеллов родился 30 июня 1895 года в селе Подвязье Нижегородской губернии в семье управляющего имением миллионера С.М. Рукавишникова. Учился в реальном училище Нижнего Новгорода, по окончании которого стал актером. После Октябрьской революции работал в драматических театрах.


Работал под театральным псевдонимом «Вадимов». Позже переоформил паспорт на фамилию Вадимов-Маркеллов. Нередко встречаются документы, где его полная фамилия ошибочно написана через одну букву «л».
В 1918 году женился на Вере Георгиевне (по отцу Григорьевне) Рябовой (1896 - 1967), которая станет спутницей всей его жизни не только как супруга, но и как постоянная ассистентка.
В начале гражданской войны Вадимов был командирован из Саратова в Озинки, где тогда дислоцировался штаб 25-й стрелковой дивизии (чапаевской), и организовал там театр. После взятия Красной Армией в январе 1919 года Уральска, труппа театра переехала в этот город. 20 апреля после переброски крупных сил Красной Армии с Уральского и Оренбургского направлений на Самаро-Уфимское, началась 80-дневная осада Уральска белоказаками Уральской армии. Вадимов с женой оказались в осажденном городе и стали участниками этого героического эпизода гражданской войны. Оборона города продлилась до 11 июля 1919 года.
Летом того же года Вадимов по инициативе В.И. Чапаева организовал небольшой цирк для красноармейцев. По окончании гражданской войны Вадимов с супругой едут в Москву.
В 1919 году основал профсоюз «Арти-Фото-Кин», за что в 1924 году был награжден почетным знаком «5 лет Рабис - 1919-1924».

В 1921-1927 гг. работал актером в различных театрах, в том числе у В.Э. Мейерхольда, был конферансье, артистом разговорного жанра. Вот некоторые роли, сыгранные Вадимовым в театре: Лука в пьесе М. Горького «На дне», купец Иван Восмибратов в комедии А.Н. Островского «Лес», профессор Максим Горностаев в пьесе К.А. Тренева «Любовь Яровая».
В 1926 году снялся в художественном фильме «Машинист Ухтомский».
В 1927 году за свой счет Александр Алексеевич направился в Берлин, где в «Академии магических искусств» Ф.В.Конради-Хорстера приобрел аппаратуру для демонстрации фокусов и прошел курс обучения по ее использованию. Согласно некоторым источникам, включая предисловие Ю.А. Дмитриева к книге А.А.Вадимова «Искусство фокуса», поездка в Берлин была инициирована Профсоюзом работников искусств, однако весьма вероятно, что эта версия озвучивалась исключительно для «политкорректности», поскольку, по свидетельствам родственников Вадимова, ему пришлось даже распродавать личные вещи, чтобы оплатить эту «командировку».
По возвращении в Москву Вадимов долго не мог получить ангажемента на свое выступление, поэтому он прибег к хитрости, назвавшись индийским факиром по имени Алли-Вад. Несмотря на то, что очень скоро он разоблачил себя перед зрителями, псевдоним «Алли-Вад» сопутствовал всей карьере иллюзиониста. В некоторых источниках отмечается, что трюк с лжеиностранцем был подсказан известным советским театральным критиком В.И.Блюмом (псевдоним «Садко»).
В 1931 году А.А.Вадимов поступил на службу в систему Советских цирков и стал много гастролировать. Выступал в Москве, Ленинграде, Ростове, Ижевске, Грозном, Баку, Тбилиси, Минске, Брянске, Магнитогорске и других городах. Работая в цирках, А.А. Вадимов изобретал, конструировал и изготавливал новые иллюзионные трюки, например «Тамбурин», «Саркофаг», «Портрет», «Винная бочка».
Алли-Вад был главным конкурентом циркового иллюзиониста Э.Т.Кио, который, по свидетельствам родственников Вадимова, однажды переманил у него двух ассистенток - девушек-близнецов Зою и Веру Арабажиевых.
Постоянной ассистенткой Алли-Вада была его супруга, которая под псевдоним Вера Мирова также выступала с самостоятельными номерами «Протыкание шпагами» и «Ваза».
Книги, написанные А.А. Вадимовым
В годы Великой Отечественной войны Вадимов с труппой дал сотни концертов в воинских частях, госпиталях, на предприятиях. Он помогает создать в разрушенном врагом Сталинграде цирк и возглавляет его художественную часть. Александр Алексеевич отмечен многими благодарностями и почетными грамотами, в том числе благодарностью И.В. Сталина за сбор денег на строительство танка «Советский цирк» и Почетной грамотой Президиума Верховного совета Таджикской ССР.

А.А. Вадимов с супругой работали в цирке до выхода на пенсию в марте 1956 года. Позднее они переехали из Мерзляковского переулка (дом 18, комната 27) в отдельную квартиру на Красной Пресне (Москва, Звенигородское шоссе, дом 1).
Будучи пенсионером, Вадимов написал ряд книг об иллюзионном искусстве и его истории. Некоторые его труды переведены на иностранные языки (польский, чешский).
Александр Алексеевич являлся членом Магического круга ГДР (Magischer Zierkel) и членом Международного братства магов США (International Brotherhood of Magicians).
А.А. Вадимов собрал обширную библиотеку магической литературы. Перед смертью часть библиотеки была передана в дар цирковому музею в Ленинграде. Остальные книги стали достоянием театральной библиотеки дома актера в Москве.
По информации, полученной от приемного сына Вадимова и Рябовой - Петра Николаевича Антошина (р. 1928), А.А. Вадимов никогда не был членом компартии. На него приходили доносы в НКВД. Чтобы избежать обвинений в аполитичности, в 50-е годы Вадимов посещел курсы в Института Марксизма-Ленинизма в Москве.
Александр Алексеевич Вадимов-Маркеллов скончался 5 марта 1967 года в своей московской квартире. Похоронен на Ваганьковском кладбище (25 участок). Вера Мирова умерла вскоре после мужа. Похоронена там же.

иллюзия, ссср, артисты, цирк, россия

Previous post Next post
Up