А то те,кто не видел, не могут сравнить:
Данный список не претендует на полноту, являясь своего рода джентльменским набором кинокартин, нужных для общего образования в области кинематографа. Фильмы отобраны по трём критериям: a) фильмы, имеющие большое значение в развитии кинематографа; b) фильмы, являющиеся наиболее характерными примерами явлений, имеющих большое значение в истории кино; c) наиболее характерные или наиболее удачные фильмы режиссёров, имеющих большое значение в киноистории. Соответственно, фильмы в списке не вполне равноценны - если одни из них не могут быть заменены ничем иным (такие, например, как “Дорога” или “Седьмая печать”, а тем более подчёркнутые фильмы - те, которые явились разного рода революциями в кинематографе), то другие выбраны достаточно произвольно, и иногда даже субъективно (поскольку не принципиально, какой именно выбрать фильм Пазолини или Форда, притом, что эти режиссёры несомненно должны быть представлены в списке). В последнем случае иногда после знака ‘»’ приводятся более или менее равноценные замены - фильмы, успешно репрезентующие того же режиссёра.
“Фред Отт чихает” - Томас Эдисон и Уильям Диксон, 1891 (» “Поцелуй”, 1896 и др.)
“Прибытие поезда” - Братья Люмьер, 1895
“Политый поливальщик” - Братья Люмьер, 1895
“Бабушкина лупа” - Джордж Смит, 1900
“Путешествие на Луну” - Жорж Мельес, 1902
“Большое ограбление поезда” - Эдвин Портер, 1903 (» “Жизнь американского пожарного”, 1903)
“Много лет спустя” (“Энох Арден”) - Девид Гриффит, 1908 (» “Энох Арден”, 1911)
“Рождение нации” - Девид Гриффит, 1915
“Нетерпимость” - Девид Гриффит, 1916
“Сломанные побеги” - Девид Гриффит, 1919
“Кабинет доктора Калигари” - Роберт Вине, 1919
“Усталая смерть” - Фриц Ланг, 1921
“Носферату - симфония ужаса” (“Вампир Носферату”) - Фридрих Мурнау, 1922
“Нанук с севера” - Роберт Флаэрти, 1922 (» “Человек из Арана”, 1934)
“Колесо” - Абель Ганс, 1923
“Механический балет” - Фернан Леже, 1924
“Антракт” - Рене Клер, 1924
“Алчность” - Эрих фон Штрогейм, 1924
“Золотая лихорадка” - Чарльз Чаплин, 1925
“Броненосец «Потёмкин»” - Сергей Эйзенштейн, 1925
“Последний человек” - Фридрих Мурнау, 1925
“Метрополис” - Фриц Ланг, 1926
“Мать” - Всеволод Пудовкин, 1926
“Шинель” - Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1926
“Страсти Жанны д’Арк” - Карл Дрейер, 1927
“Наполеон” - Абель Ганс, 1927
“Берлин - симфония большого города” - Вальтер Рутман, 1927
“Октябрь” - Сергей Эйзенштейн, 1927
“Андалузский пёс” - Луис Бунюэль, 1928
“Кинооператор” - Бастер Китон (реж. Э. Седвик), 1928 (» “Генерал”, 1927; “Три эпохи”, 1923; “Шерлок младший”, 1924)
“Человек с киноаппаратом” - Дзига Вертов, 1929
“Дождь” - Йорис Ивенс, 1929 (» “Мост”, 1928)
“Земля” - Александр Довженко, 1930
“Счастье” - Александр Медведкин, 1935
“Пляска скелетов” - Уолт Дисней, 1929 (» “Параходик Вилли”, 1927 и др.)
“Под крышами Парижа” - Рене Клер, 1930
“М” (“Убийца”) - Фриц Ланг, 1931
“Огни большого города” - Чарльз Чаплин, 1931
“Утиный суп” - братья Маркс (реж. Лео Мак-Кери), 1933
“Окраина” - Борис Барнет, 1933
“Аталанта” - Жан Виго, 1934
“Триумф воли” - Лени Рифеншталь, 1935
“Новые времена” - Чарльз Чаплин, 1936 (» “Великий диктатор”, 1940)
“Александр Невский” - Сергей Эйзенштейн, 1938
“Правила игры” - Жан Ренуар, 1939
“Дилижанс” - Джон Форд, 1939
“Фантазия” - Уолт Дисней, 1940
“Гражданин Кейн” - Орсон Уэллс, 1941
“День гнева” - Карл Дрейер, 1943 (» “Слово”, 1955)
“Ворон” - Анри Клузо, 1943
“Дети райка” - Марсель Карне, 1944
“Иван Грозный” (вторая серия) - Сергей Эйзенштейн, 1945 (прокат 1958)
“Рим, открытый город” - Роберто Росселлини, 1945
“Пайза” - Роберто Росселлини, 1946
“Похитители велосипедов” - Витторио де Сика, 1948
“Верёвка” - Альфред Хичкок, 1948
“Дневник сельского священника” - Робер Брессон, 1950
“Расёмон” - Акира Куросава, 1950
“Угэцу монагатари” (“Луна в тумане”) - Кэндзи Мидзогути, 1953
“Токийская повесть” - Ясудзиро Одзу, 1953
“Семь самураев” - Акира Куросава, 1954
“Дорога” - Федерико Феллини, 1954
“Песнь дороги” - Сатьяджит Рей, 1955 (» “Мир Апу”, 1959)
“Приговорённый к смерти бежал” - Робер Брессон, 1956
“Седьмая печать” - Ингмар Бергман, 1956
“Земляничная поляна” - Ингмар Бергман, 1957
“Летят журавли” - Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1957
“Пепел и алмаз” - Анджей Вайда, 1958
“Головокружение” - Альфред Хичкок, 1958
“Назарин” - Луис Бунюэль, 1958
“400 ударов” - Франсуа Трюффо, 1959
“Хиросима, моя любовь” - Ален Рене, 1959
“Сладкая жизнь” - Федерико Феллини, 1959
“Приключение” - Микеланджело Антониони, 1960 (» “Ночь”, 1961; “Затмение”, 1962)
“На последнем дыхании” - Жан-Люк Годар, 1960
“Рокко и его братья” - Лукино Висконти, 1960
“Психо-” (“Психоз”) - Альфред Хичкок, 1960
“Тени” - Джон Кассаветес, 1960
“В прошлом году в Мариенбаде” - Ален Рене, 1961
“Жюль и Джим” - Франсуа Трюффо, 1962
“Иваново детство” - Андрей Тарковский, 1962
“Молчание” - Ингмар Бергман, 1963
“8 1/2” - Федерико Феллини, 1963
“Красная пустыня” - Микеланджело Антониони, 1964
“Я - Куба” - Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1964
“Без надежды” - Миклош Янчо, 1965 (» “Звёзды и солдаты”, 1967;“Тишина и крик”, 1968)
“Тени забытых предков” - Сергей Параджанов, 1965
“Персона” - Ингмар Бергман, 1966
“Фотоувеличение” (“Блоу-ап”) - Микеланджело Антониони, 1966
“Андрей Рублёв” (“Страсти по Андрею”) - Андрей Тарковский, 1966
“Импровизация на тему рассказа Сарояна «В горах моё сердце»” - Рустам Хамдамов, 1967
“2001: Космическая одиссея” - Стенли Кубрик, 1968
“Млечный путь” - Луис Бунюэль, 1969
“Гибель богов” - Лукино Висконти, 1969
“Цвет граната” (“Саят-Нова”) - Сергей Параджанов, 1969
“Декамерон” - Пьер Пазолини, 1970 (» “Цветок тысячи и одной ночи”, 1973)
“Заводной апельсин” - Стенли Кубрик, 1971
“Жил певчий дрозд” - Отар Иоселиани, 1971
“Последнее танго в Париже” - Бернардо Бертолуччи, 1972
“Крёстный отец” - Френсис Коппола, 1972
“Кабаре” - Боб Фосс, 1972
“Шёпоты и крики” - Ингмар Бергман, 1972
“Скромное обаяние буржуазии” - Луис Бунюэль, 1972 (» “Дневная красавица”, 1966)
“Амаркорд” - Федерико Феллини, 1973
“Большая жратва” - Марко Феррери, 1973
“Профессия: репортёр” - Микеланджело Антониони, 1974
“Зеркало” - Андрей Тарковский, 1974
“Призрак свободы” - Луис Бунюэль, 1974
“Полёт над гнездом кукушки” - Милош Форман, 1974
“Любовь моя, Электра” - Миклош Янчо, 1975
“XX век” - Бернардо Бертолуччи, 1977
“Апокалипсис сегодня” - Френсис Коппола, 1978
“Замужество Марии Браун” - Райнер Фассбиндер, 1978
“Сталкер” - Андрей Тарковский, 1979
“Сказка сказок” - Юрий Норштейн, 1979 (» “Ёжик в тумане”, 1975)
“Манхэттен” - Вуди Аллен, 1979
“Человек-слон” - Девид Линч, 1980 (» “Голова-ластик”, 1976)
“Стена” - Элан Паркер, 1982
“Наш век” - Артавазд (Артур) Пелешян, 1982
“Бал” - Этторе Скола, 1983
“Фавориты Луны” - Отар Иоселиани, 1984 (» “Прощай, дом родной!” (“In vino veritas”), 1999)
“Зет и два нуля” (“Зоопарк”) - Питер Гринуэй, 1985 (» ”Отсчёт утопленников”, 1988; “Повар, вор, его жена и её любовник”, 1989)
“Небо над Берлином” (“Крылья желания”) - Вим Вендерс, 1987
“Красный гаолян” - Чжан Имоу, 1987
“Время цыган” (“Дом для повешения”) - Эмир Кустурица, 1988
“Женщины на грани нервного срыва” - Педро Альмодовар, 1988 (» “Матадор”, 1986)
“Бульварное чтиво” - Квентин Тарантино, 1994
“Мертвец” - Джим Джармуш, 1995
“Рассекая волны” - Ларс фон Триер, 1996
“Вкус черешни” - Аббас Киаростами, 1998
“Юха” - Аки Каурисмяки, 1998
“Хрусталёв, машину!” - Алексей Герман, 1998 (» “Мой друг Иван Лапшин”, 1984)
“Беги, Лола, беги” - Том Тыквер, 1998
Важнейшие режиссёры (рекомендуется смотреть и все остальные их фильмы):
Микеланджело Антониони, Ингмар Бергман, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Девид Гриффит, Акира Куросава, Фриц Ланг, Роберто Росселлини, Андрей Тарковский, Ларс фон Триер, Орсон Уэллс, Федерико Феллини, Сергей Эйзенштейн