Мама-логопед или как развивать речь ребенка дома? (Галка-игралка)
https://www.youtube.com/watch?v=c9R0e0xSu30 От Анны Андреевой:
1) Аудио-вебинар Анны Андреевой
http://blog.danilova.ru/novosti/zapisi-vebinara-desyat-retseptov-razvitiya-rechi-dlya-malyishey.html - Речь - не произношение слов, а механизм мышления
- Развитие речи начинается в утробе
- Для развития речи полезно читать, разговаривать, делать пальчиковую гимнастику.
- Когда нужно поговорить с ребенком, а не о чем, легче всего использовать стишки (до 1 года любые)
- Стиль речи для общения с ребенком - какой ближе маме (допустимо и сюсюканье, литературная или разговорная речь)
- Среда у современных детей разнообразная, слышат аудио, видео, разговоры...
- Если появляются проблемы - сходить к нескольким разным специалистам, у спецов не говорить о реб, а слушать, что они скажут о ребенке
- Если звук не ставится, возможно, это особенность ребенка, это не критично для жизни
- Легко поставить звук Л: прикусить язык передними зубами, покусывая, говорим лалала, лололо, лулулу, лапа...
- Логопед - не волшебник, подобрать не так просто; каждый день хотя бы 5 минут дома делать домашние задания логопеда.
- Сделайте занятия простыми и приятными, не нагружать сложным
- Если ребенок заменяет слова придуманными - не плохо, это признак освоееия языка
- Каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке (и для изучения языка, и эмоциональней будет разговор)
2) Еще вебинар анны Андреевой (сентябрь 2014)
Что самое важное в развитии ребёнка до четырёх лет (Анна Андреева)
- взаимное влияние физического и речевого развития! основное - развивать физически - влияет на речь, и наоборот, речь подтягивает физ.умелки
- проблема с речью - не ответственность логопеда, занятия с логопедом - не гарантия успеха, заниматься самим почаще
- лучше начинать заниматься как можно раньше, особенно если негативные предпосылки - сложные роды, беременность - кровообращение мозга нарушено
- для реб. 1,3 года упражнения - наклоны, приседания, потянулись, помахали ручками
- с 1 до 2 лет реб не может придерживаться темпа - движения под песенки Железновых не рекомендуются в этом возрасте. можно самому петь с паузами, необходимыми ребенку для повторения движений
- ходить по ступенькам очень полезно. В дальнейшем - игры на слова с помощью ступенек
- если до 6 лет познакомить с иностр. языком - будет совсем другой уровень освоения
- отсутствие активной речи до 2,5 лет может быть в пределах нормы, главное - динамика
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ (для деток от 10 мес и до 7 лет) (первоисточник не сохранила)
Учим куклу говорить
Возраст: от 10 месяцев до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем активную речь
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас.
Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу».
Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь.
Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».
Ежик - потеряшка
Возраст: от 1 года до 2 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем мелкую моторику
• Тренируем пинцетный захват
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик.
Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!»
Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 - 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись.
Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику.
Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.
Покажи да расскажи!
Возраст: от 1,5 до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Расширяем словарный запас
• Развиваем коммуникативную функцию речи
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее:
«Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу.
Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.
Мы поэты
Возраст: от 2 до 5 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем фонематический слух
• Развиваем словесно-логическую память
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек.
Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например:
Дождик капает с утра,
Значит, нам домой (пора)!
Детский сад идет гулять,
Будут весело (играть!)
Вот машина, вот мой дом!
Вот мы с мамочкой (идем!).
Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение.
После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка.
Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы - то есть активно использовать свою словесно-логическую память.
При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний - это отличный тренинг для фонематического слуха.
Волшебные слова
Возраст: от 3 до 7 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
• Развиваем концентрацию внимания и фонематический слух
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Скажите малышу, что вы знаете волшебные слова, которые начинаются на букву «М»: мама, мир, молоко, машина, мороженое, мы, малыш, мишка.
Теперь попросите ребенка внимательно выслушать один интересный рассказ. Но с одним условием: когда он услышит волшебное слово на букву «М», пусть хлопнет в ладошки.
Начинайте рассказ: «Жила на свете добрая мама. У нее был прелестный малыш. Он очень любил мороженое. Мы видели малыша, он катал машину. На машине сидел мишка».
Если ребенок не хлопнул в нужный момент, повторите предложение, выделяя нужное слово голосом.
И еще немного игр для деток 1-2 года
Игры на развитие речи способствуют появлению у ребенка желания и потребности говорить. (взято
отсюда)
Повторялки
Учите малыша произносить разные звуки. Говорите: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «а-гу», «а-бу», «бу-бу», “га-га” и т.д. Если малыш повторит за вами звук, ответьте ему, произнеся тот же звук.
Облегченные слова
Показывайте ребенку на предметы и называйте их облегченными словами: «ляля», «кися», «бибика», «ням-ням», «бай-бай» и т.д.
Ам
Спросите ребенка и помогите ему ответить «ам»:
Как кошка кушает? - АМ
Как собачка кушает? - АМ
Как … (имя ребенка) кушает? - АМ
Ау - уа
Покажите малышу две картинки: с нарисованным грудным младенцем и с детьми, заблудившимися в лесу. Скажите: «Малыш плачет УА-УА. А дети в лесу кричат АУ! АУ!». Вместе с малышом озвучьте картинки.
На - дай
Сядьте с ребенком друг напротив друга. Скажите малышу: «НА машинку». Когда ребенок возьмет у вас машинку, скажите ему: «ДАЙ машинку». Побуждайте малыша использовать в своей речи эти два слова НА и ДАЙ. Когда он протягивает вам машинку, говорите за него или вместе с ним: НА, когда просит у вас машинку, озвучивайте его желание: ДАЙ.
Кто тут?
Положите на столе перед ребенком три фотокарточки: мамы, папы и самого ребенка. Переверните одну из фотографий и спросите: «Кто тут?» (постучите пальцем по перевернутой фотографии). Помогите малышу ответить: «мама» («папа», « …» (имя ребенка).
Ма-ма-ма
Пропойте с ребенком слоговые цепочки:
Ма-ма-ма - мамочка
Па-па-па - папочка
Ба-ба-ба - бабушка
Де-де-де - дедушка и т.д.
Кто как говорит
Посадите перед ребенком несколько хорошо знакомых ребенку игрушечных животных и спросите:
- Где кошка? (ребенок показывает) Как кошка говорит? (ребенок отвечает «мяу-мяу»).
- Где собака? (ребенок показывает) Как собака говорит? (ребенок отвечает «гав-гав») и т.д.
Большая и маленькая кошка
Вам будут нужны парные игрушки или картинки: две кошки (большая и маленькая), две собачки (большая и маленькая) и т.д. Вы берете большую кошку и говорите, что большая кошка громко мяукает: «МЯУ-МЯУ», а маленькая кошка тихо «мяу-мяу». Попросите малыша повторить за вами.
Тоже самое с собаками: «ГАВ-ГАВ» и «гав-гав» и т.д.
Цыплята и коршун
Вы и малыш - цыплята: ходите по комнате и пищите: «пи-пи-пи». Скажите: «Вон коршун летит, уууу, прячемся». Вы и малыш должны присесть и замолчать. Вы делаете вид, что прогоняете воображаемого коршуна и снова начинаете вместе с ребенком пищать: «пи-пи-пи».
Дятел
Возьмите себе и дайте ребенку игрушку птички (желательно дятла). Покажите, как дятел клюет червячков (постучите птичкой по столу или ладошке), приговаривая:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Побуждайте ребенка повторять за вами и озвучивать свои действия: «тук-тук-тук».
Кто спрятался?
Эту игру целесообразно проводить после игры «Кто как говорит». Перед ребенком сидят игрушечные животные. На глазах у ребенка вы накрываете одного из них платком и спрашиваете: «Кто спрятался?».
Позови
В коробку положите несколько игрушечных животных. Скажите ребенку: «Тут кто-то спрятался. По моему, котенок. Позови его». Ребенок зовет: «Мяу» или «Кися! Иди!». Котенок вылезает из коробки и ласкается к ребенку. Потом вы говорите, что в коробке еще спряталась собака и предлагаете ребенку позвать её и т.д.
Первые диалоги
Оденьте на руку пальчиковую куклу и поговорите от её имени с ребенком:
- Как тебя зовут, мальчик/девочка?
- Сколько тебе лет?
- Где твоя мама?
- Во что ты играешь?
- Покажи, какие у тебя есть игрушки.
Побуждайте малыша не только показывать, но и говорить.
Разговор по телефону
Возьмите с ребенком по пластиковому стаканчику и поговорите по ним, как по телефону. Когда кто-то говорит - подносит стаканчик ко рту, когда слушает - к уху. Вместо стаканчиков можно использовать длинную пластмассовую трубу или рулон бумаги.
Домашние животные и их детеныши
Выложите перед ребенком карточки с изображением детенышей домашних животных: котенка, щенка, теленка, цыпленка и т.д. Покажите малышу кошку и скажите: «Это мама-кошка. Она зовет своего котенка: мяу-мяу. Где её котенок? Как он ей ответит? (мяу-мяу)». Положите кошку и котенка рядом друг с другом. Далее найдите следующие пары мам и их детенышей.
Артикуляционная гимнастика
Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.).
"Играть на дудочке" - прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.
Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз).
Вот некоторые примеры:
1. Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
2. Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
3. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
4. Облизать тарелочку, как это делает киска.
5. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
6. Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
7. Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
8. Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
9. Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
10. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
11. Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
12. Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
13. Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
14. Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
15. Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т.д. Проявите фантазию.
http://azps.ru/articles/kid/razvitie_rechi_u_rebenka.htmlhttp://medportal.ru/enc/parentschildren/infant/17/http://psyznaiyka.net/view-rech.html?id=razvitie-rechi Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.
http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40388