Я думала, что этот пост будет называться "Как мы не сходили на выставку контейнеров". Потому что мы до конца не были уверены, что нам стоит посетить эту выставку, и решили составить впечатление и определиться, посмотрев на контейнеры, которые были выставлены на улице.
Заглянув в первый контейнер, мы увидели композицию из кучи песка и венского стула.
Второй контейнер был закрыт и весь обрисован стилизованными детскими рисунками, а на одном боку красовалась надпись: "Этот контейнер притворяется произведением искусства".
Мы посмеялись и двинулись дальше.
В третьем контейнере даже стула не было - только песок.
Еще пару контейнеров с граффити были похожи на этот, как близнецы братья:
Мы еще прогулялись по улице, заглянули в парочку художественных галерей и решили, что 40 шекелей за билет, 80 шекелей за двоих платить за такое искусство мы не готовы, и направились к машине.
На этом мой пост должен был закончиться. Но по дороге к машине возле касс мы увидели еще один контейнер, и решили его исследовать.
Вдруг из контейнера выскочили странные личности и короткими перебежками двинулись по улице, прячась за пальмами и колоннами, как заправские шпионы.
Такое зрелище мы не могли упустить и двинулись за ними.
Заинтересовав собой небольшую толпу, артисты запели.
Click to view
Они спели несколько песен, это был настоящий мини-концерт, смотреть на них было смешно и приятно. Думаю, это были студенты театрального факультета Хайфского университета. Мне сразу вспомнилось мое театральное прошлое в студенческом театре, а также наша попытка создать театр пантомимы с одним из бывших клоунов группы "Лицедеи". Хорошие были времена, и с тех пор я нежно люблю всяческую профессиональную и самодеятельную театральщину - квны, бардов, капустники и клуб авторской песни "Зимрат а Арец". Как говорится, настроение мое улучшилось, а тут еще и в кассах вдруг выяснилось, что билеты можно купить вдвое дешевле, если ты: 1) студент 2) ребенок 3) старик 4) турист 5) читаешь газеты 6) пользуешься кредиткой. Так что поющие клоуны заставили нас изменить и настроение, и намерения, и таки посетить контейнерную выставку.
Выставка представляла собой два отдельных нагромождений контейнеров в двух концах улицы Немаль в непосредственной близости от порта, и несколько контейнеров, уже обследованных нами ранее, между ними. Цель ее - привлечь собой внимание простого обывателя, проходящего мимо музеев и художественных галерей, а также заинтересовать диссонансом между формой и содержанием обычных грузовых контейнеров.
То, что мы увидели внутри, было несколько поинтереснее предыдущих контейнеров, и очень напомнило мне то, что мы видели в хайфском художественном музее. Впечатление, впрочем, у меня оно оставило то же: современное искусство - это вещь в себе, и понять его человеку неискушенному непросто. Но я честно пыталась.
В контейнере Анны Андерс из Германии демонстрировалась - сюрприз! сюрприз! - очередная куча песка. На песок проецировалась картинка, на которой были изображены руки, копающиеся в песке. Руки то закапывали предметы, то откапывали их. Произведение это носило название "Раскопки в Хайфе 2005, 2010" и кагбы намекает нам на то, что Израиль - это живая история. А то, что руки откапывают и закапывают предметы старины и современные вещи, заставляет задуматься, что когда-нибудь повседневные предметы обихода тоже превратятся в археологические открытия.
Следующее произведение искусства принадлежало сыну румынского рабочего Себастьяну Молдовану, в котором он исследовал сложные отношения со своим отцом. Перед нами жилье румынского рабочего глазами его сына. Его отец в 90-е годы работал в Израиле, и долгие годы единственная связь с ним была только через письма и посылки. Его отец тяжело работал и жил практически в таком же контейнере, но про Израиль всегда отзывался как о стране чудес. Себастьян попытался воссоздать комнату отца, используя картонные ящики от посылок, старые письма, фотографии, подарки отца и настоящие предметы его скудного быта.
Вы, наверное, будете смеяться, но следующим предметом искусства у нас снова будет песок. Это произведение израильского скульптора Буки Шварца называется "Бичбол", по-нашему "Пляжный теннис". На длинном столе насыпан песок, с обеих сторон стола прямо на песке установлены динамики, которые транслируют звуки игры. Этим произведением художник исследует связь между концептуальными понятиями звука и расстояния и своими ностальгическими воспоминаниями. Эту фразу я перевела из буклета, там осталось еще много таких фраз.
В следующем контейнере были развешаны платья Ботейны Абу Мильхем, израильтянки арабского происхождения. Композиция называлась "Игла победила портного". В каждом из своих платьев она оставила много иголок, поэтому примерять их на себя не стоит. Национальные мотивы, старинные легенды, арабские письмена - все это можно найти в ее произведениях, то бишь платьях. Но я не нашла.
Следующим на арене - болгарин Ервин Кавусоглю (извините, мне надоело называть их художниками) из Англии. Он развесил в затемненном контейнере экраны, на которых толпятся люди. Чтобы пройти внутрь, мимо экранов нужно протискиваться, как сквозь толпу. Все это сопровождается шумом рынка и символизирует черный рынок. Я вылетела оттуда, как пробка - не люблю рынки.
Очередной контейнер занимала клетка, к решетке которой были прицеплены кусочки кактуса. Эта инсталляция одновременно обозначало желание жителей стран третьего мира улучшить свои жилищные условния, неоконченное строительство, а также, естественно, несгибаемого уроженца Израиля, символ которого кактус.
Как известно, японцы - самые странные люди на этой планете. Это в очередной раз доказала Марико Асаи своим контейнером, который назывался "Прекрасный город". Заглянув в глазок, вы могли увидеть множество пустых упаковок из-под лекарств на пружинках. А если подползти внутрь и всунуть голову в полость, то можно оказаться внутри этого города, а люди, наблюдающие в глазок, насладятся еще и видом вашей головы. Этим мы кагбы поднимаем проблему влияния медицины на всю нашу жизнь.
Дальше мы набрели на контору для иммигрантов, где чиновница выдавала анкеты, а заполнивший анкету получал желтый ярлык иммигранта. Произвела это на свет Александра Криотору, жительница Румынии, страны, обеспечившей дешевой рабочей силой все страны Европы и не только.
В следующем контейнере спиной к нам сидела девушка в одежде из холста и раздергивала мешковину на веревочки. С двух сторон от нее высились кучи раздерганных веревочек. Если верить программке, это произведение голландской ткачихи Карины Дипенс каким-то образом должно было заставить нас задуматься об образе человеческого тела. Она так соблазнительно дергала за веревочки, что очень хотелось подключиться и тоже подергать. Разрушение заразительно.
Потом мы посмотрели на камешки и хрустальные шарики, красиво подвешенные и освещенные. Смотреть было приятно. Это очередной израильский араб постарался, автору зачет.
Следующие два контейнера занимали фотографии фотографов. Один снимал сценки и быт, второй - книжных шахидов.
Отель "Балканы" - этим все сказано.
На этом теннисном столе с видом на карту Иерусалима можно было поиграть, как заправский политик.
А это "Икеа". Типа, смоделируй свою жизнь.
Дырочки в бетоне наполнены птичьим гуано. Его зовут Виктор Мэн - человека, который сотворил такое.
А в последнем контейнере на экране сидели солдаты и чистили картошку. Смотреть на льющуюся воду, пылающий огонь и чистящих картошку солдат можно бесконечно.
Естественно, я описала далеко не все экспонаты - примерно 2/3 остались невоспетыми, так что вам будет на что посмотреть, если после чтения моего поста вы все-таки решитесь туда заглянуть. Посетив эту выставку, вы здорово сэкономите на культурных мероприятиях - вам еще долго не захочется заходить ни в один музей и ни в одну галерею, а при звуках слов "современное искусство" вы будете обращаться в бегство. Но когда-нибудь это пройдет, обещаю.