В музее искусств на выставке современного искусства "Гротеск"

Sep 27, 2009 09:19

Я ничего не понимаю в современном искусстве, поэтому в музей искусств я хотела попасть на экскурсию, чтобы специально подкованный человек рассказал мне, что именно я вижу.



Выставка, которая сейчас проходит в музее искусств, посвящена гротеску. Прямо у входа нас встречал экран, на котором корчило рожи лицо с белилами и красной помадой. Лицо перетекало из выражения в выражение, попутно меняя пол и возраст. Выглядело это неприятно и отталкивающе. Знала бы я тогда, что нас ждет впереди...

Следующий этаж напоминал собой канализационную трубу, выкрашенную тусклой зеленой краской сортирного цвета. В торцах ее были расположены экраны, на которых все время что-то транслировалось, и в стенках тоже были ответвления с экранами или телевизорами. На ближайшем к нам экране показывали, как человек тонет в грязи. Его долго засасывала трясина, он пытался выбраться, у него не получалось, и в конце снаружи оставалось только лицо, которое тоже скрывалось под грязью. Звуковое сопровождение к этому ролику было громкое, сбивающееся дыхание. Как объяснила нам очень милая девушка-экскурсовод, это одно из видов извращений - тонуть в грязи, и есть много людей, которые получали от этого удовольствие.

На следующем экране мы посмотрели кусочек фильма, который назывался "Ча-ча". На раскаленных камнях под слепящим солнцем лежали, плотно обмотанные черным целлофаном, половинки туловищ людей, похожие на личинки. Камера долго бродила между ними в полном молчании. Оказывается, у этой камеры почему-то не работал звук, но мы этого не сразу заметили - настолько нас оглушало сбивающееся дыхание тонущего в грязи мужика из соседнего фильма. Смысла этого фильма я не поняла, но, судя по восторженным придыханиям сопровождающей нас девушки, это тоже был какой-то концептуальный шедевр.

Мне так сильно не нравилось происходящее, что трудно было бороться с непреодолимым желанием покинуть это негостеприимное помещение, и я едва удерживалась, чтобы не подтолкнуть экскурсовода в сторону выхода.

Поднявшись на несколько ступенек вверх, мы уткнулись в еще один экран. На нем старая, сильно накрашенная женщина старательно размазывала свой мейк-ап о прозрачный кусок пластикового стекла. Ее сын, он же художник, помогал ей, удерживая стекло перед ее лицом. Как нам рассказали, его мать растила и воспитывала его одна, у нее были проблемы с алкоголем. Наверное, таким образом фильм рассказывал о его трудном детстве. Смотреть на это было невыносимо. Слава богу, этот фильм тоже был без звука.

Надо сказать, экраны с концептуальным кино попадались нам на каждом углу, и обычно об их наличии мы догадывались по звукам, которые неслись из этого угла. Услышав их, я вздрагивала и уже не ждала от этого угла больше ничего хорошего. Во всем музее мне не попалось ни одного фильма, от которого мне бы не захотелось сбежать, зажмурившись.

Группа, водимая экскурсоводом, в основном состояла из светлых старушек разных возрастов - "йеки", как их у нас называют. Мне в этом названии почему-то сразу вспоминается Свифт. Старушки дотошно пытались проникнуться современным искусством, но у них это так же плохо получалось, как и у меня. Одна из них даже спросила экскурсовода - "Почему они это делают? Неужели им самим не хочется производить что-то более приятное?". Девушка экскурсовод замялась, а мне стало очень жалко бедную старушку...

Следующий ролик в углу начинался с панорамы комнаты. Камера долго бродила по предметам, обстановка напоминала квартиры середины прошлого века, несмотря на то, что титры честно предупредили, что мы находимся в Париже 2015 года. В дверь позвонили, нога выключила старый пылесос, женщина в старомодном платье до колена, с высокой прической и на каблуках подошла к двери и открыла ее. Камера сосредоточилась на ее лице, в дверях стояли две муклы. С насиликоненными губами, с какими-то выступами на щеках, с выпуклым узором под кожей. Мысль этого фильма про итоги моды на пластические операции уловить было несложно, и он напугал меня меньше всего.

Немного разбавляли неприятное впечатление от современного искусства старинные картины и гравюры из запасников музея, которые тоже были выполнены в стиле гротеска. Смотреть на них было приятно, в старину художники были гораздо более сдержанными.



Мы перешли в следующий зал, где нас встретила стена, увешанная скелетами. Старушки сразу спросили, не по мотивам ли это знаменитой анатомической выставки " Body Worlds". После этой нашумевшей выставки теперь любой скелет в позе покажется вторичным.

Но у художника, оказывается, был свой замысел. Он запечатлел на этой стене всех своих бывших, и композиция так и называлась: "хоровод эксих". Старушки все порывались спросить, настоящие ли там вывешены скелеты. Это было сильно...

Картины, развешанные по стенам, все как на подбор отличались резкими красками, местами размазанными. Иногда они казались смещенными, как будто нормальную картину отразили в кривом зеркале. Некоторые художники использовали в качестве материалов отходы с заводов. Например, одна художница, которая живет в киббуце, для картин часто использует типекс, который она ворует на заводе, где работает. К сожалению, ее картин для иллюстрации у меня нет. И вообще снимков с этой выставки вышло на удивление мало. Обычно я почти не прикасаюсь к фотоаппарату, и в качестве фотографа у меня выступает Вовка. Он делает так много снимков, что мне всегда есть, что выбрать, чтобы проиллюстрировать свой рассказ. Но на этот раз его так пришибло этой выставкой, что мне пришлось чуть ли не уговаривать его сделать хоть несколько снимков. Велика сила современного искусства, которое ошеломляюще действует на неподготовленные души...

Следующим отложившим личинку в моем мозгу произведением искусства был фильм о дрессировщице и двух псах. В качестве псов в фильме выступали актеры в костюмах собак. Они ползали на четвереньках и всячески вели себя по-собачьи, часто и подолгу имитируя собачий секс. А потом дрессировщица привела их на выставку собак, и одна из настоящих собак попыталась залезть на переодетую. Зрителей (в фильме) это зрелище привело в восторг, старушки из музея вежливо и молча внимали происходящему. А в конце фильма зрителей обносили подносами с собачим кормом. Мы не преминули спросить экскурсовода, какова идея этого фильма. Оказывается, в фильме идет речь о садомазохизме и играх власти. По дороге нам встретился еще один мультфильм про садо-мазо, где женская кукла сексуально третировала мужскую. Наш бедный экскурсовод проскользнул мимо этого экрана со скоростью света. Мы тоже не стали останавливаться, но ребенок, который затесался со своими родителями среди старушек, очень расстроился.

Целый зал отвели коллекции Коби Оза, солиста группы "Типекс", за которых я так болела на позапрошлом Евровидении. В отличие от музыки, его выбор картин меня не впечатлил, а вот способ развешивания показался интересным. На правой стене верхние, самые большие картины начинались чуть ли не у потолка, постепенно спускаясь, и на левой стене самые маленькие картинки были развешены у самого пола. А посередине зала на кухонном столе зачем-то лежала кучка поваров.



На выставке было еще много интересного - комиксы, в которых розовые решительные анимационные свинки и грозного вида девицы истребляли трогательных чебурашек,



гипсовые доски с утопленными в них предметами обихода,



картины, сделанные тушью, на которых изображены люди в противогазах,



динозавры с человеческим лицом,



скульптуры,



картины,



и просто дрова.



А эта картинко-скульптура с толстым мужиком, питающимся таблетками, была одной из немногих произведений искусства, смысл которых я поняла без подсказок. Хотя, быть может, это только мне кажется, что я его поняла, а на самом деле картинко-скульптура символизирует, например, торжество человеческого духа над плотью, или даже загробную жизнь, кто его, художника, знает...



К этому времени девушка-экскурсовод с нами распрощалась, и мы с облегчением покинули это пристанище искусства, такого манящего и по-прежнему нам недоступного.
Итогом посещения этой выставки стал решительный отказ травмированного Вовки отвезти меня в музей Ралли в Кейсарию. Похоже, еще одна доза современного искусства мне еще долго не светит...

культур-мультур, фото

Previous post Next post
Up