После книги "Замок из стекла" мне все время попадалась эта книга, и я в конце концов решила ее прочитать. Это автобиографический роман про девочку, которая выросла в семье наркоманов и про голодное детство за гранью нищеты. В семье две сестры, которые так непохожи одна на другую, и которых зовут почти одинаково - Лиза и Лиз (Елизабет). Старшая Лиза при всем том, что творится вокруг нее, каждое утро встает и идет в школу, у нее есть там друзья и социально она вполне успешна, но мы мало про нее знаем. А младшая часто пропускает, потом и вовсе бросает учиться, а со временем вообще оказывается на улице, становится подружкой наркоторговца, ворует в магазинах и спит в подъездах, разве что наркотики не употребляет, у нее на это прививка благодаря родителям. Кажется, что ей нужно упасть на самое дно, чтобы оттолкнуться и выплыть наверх. Интересно, что в этой дисфункциональной семье в детстве не сложилось теплых отношений между сестрами, психолог объяснял это тем, что им пришлось с самого детства сражаться за ресурсы, и старшая видела в младшей только конкурентку. Не имея нормальной семьи, младшая Лиз создает себе круг близких из своих друзей, которые помогают ей выжить. Это очень мотивирующая и вдохновляющая история о том, что никогда не поздно начать все снова. Меня поразило, как Лиз так быстро и с таким рвением бросилась в учебу, и что ей удалось поступить в Гарвард, и вообще наладить свою жизнь после такого провального начала, если бы это не была реальная история, я бы сказала - не верю.
2. Сорокин "День опричника"
Я когда-то давно попробовала почитать книгу Сорокина "Голубое сало" и была так травмирована этой книгой, что долгие годы даже слышать не могла об этом писателе. А тут в нашем книжном клубе выбрали обсудить Сорокина, так что пришлось читать. Самое невероятное в этой повести это год написания - 2006, почти 20 лет назад. Удивляюсь, как эту книгу до сих пор не запретили, написанное в ней это самое ближайшее будущее, к которому сейчас эта страна несется семимильными шагами. Я даже засомневалась, а вдруг он это все всерьез? и пошла читать про политические взгляды автора, и оказалась вполне удовлетворена нагугленным. Тяжко было продираться через сцены насилия и убийств, но написаны они были таким прекрасным, сочным, великолепным русским языком! Я уже много раз слышал, что Сорокина считают лучшим русским писателем современности, и, пожалуй, соглашусь с этим утверждением. Хотя рекомендовать его к прочтению не буду, потому что это чтение только для сильных духом.
3. Сорокин "Метель"
Из трех прочитанных мной рассказов этот был для меня самым мучительным, я страдала и мерзла, пока его читала. Главный герой доктор едет спасать людей и везет вакцину. Все его продвижение по маршруту тяжелое, полное препятствий и соблазнов, которые он преодолевает или отдается им, отставив на время в сторону долг и цель. Неудивительно, что до цели он не доехал и вакцину не довез. И вообще, чем ближе его узнаешь, тем меньше он мне нравится.И вообще хотелось бы посмотреть на экранизацию или хотя бы на иллюстрации, потому что эти маленькие люди и лошадки, устройство самоката, витаминдеры с пирамидками - все это мне не удалось себе визуализировать и хоть как-то представить, хотя обычно мое внутреннее кино намного круче любой экранизации. Конец трагический, мне было очень жалко Перхушу - лежишь себе на печи, пережидаешь метель, а тут на тебя сваливается требовательный, капризный и противный доктор и тащит его к погибели. С удивлением обнаружила, что это только первая книга цикла, есть еще две, "Доктор Гарин" и "Наследие", обязательно их прочитаю, мне стало интересно узнать, как доктор живет дальше после всего пережитого.
4. Сорокин "Сахарный Кремль"
Это сборник из 15 рассказов, объединенных лакомством - башенками Сахарного кремля, который они целуют, лижут, едят, грызут, обменивают, делят, отправляют в посылках, украшают ими стол, хрустят, рушат и даже кладут в виски. Он мне показался самым слабым и скучным. А потом я почитала википедию и обнаружила, что все эти рассказы это пародии на Юлиана Семёнова, на Булгакова, на Рыбакова, на святочные рассказы, на Лескова и на Пелевина. К сожалению, мне не хватило начитанности, чтобы понять, что это были пародии, и обнаружить все референсы, которыми вдохновлялся Сорокин. Но вот удивительное дело, когда я читаю Пелевина, я тоже не всегда его понимаю, но мне просто нравится его читать, как в анекдоте "ты просто ходи туда, сюда, а мы смотреть будем и хлопать будем". А вот прозой Сорокина я не наслаждаюсь, отдавая дань его писательскому мастерству, я все время настороже, боясь обнаружить на его страницах какой-то подвох, какую-нибудь дохлую обезьяну. Но это было интересно.
5. Кристин Ханна "Соловей"
Книжка про вторую мировую и про жизнь французов в оккупации. Это история двух сестер, очень разных и непохожих друг на друга, одна примерная жена и мать, вторая строптивая девушка с характером ужасного подростка. И обе они, каждая своим путем, примут участие в Сопротивлении, спасая летчиков и еврейских детей.Этот роман стал мировым бестселлером, но его и ругают много, в частности, я читала претензии, что автор не упомянула роль советских солдат в освобождении Франции, хотя ее освобождали только американские и французские войска. Довольно мило, довольно предсказуемо, довольно сентиментально, а в конце, признаюсь честно, я даже прослезилась.
6. Джек Лондон "Мартин Иден"
[Очень длинный отзыв]Любимая книга моего детства, трудно даже посчитать, сколько раз я ее перечитывала. Для меня тогда это была история о том, как человек сделал себя сам, и как упорным трудом Мартин идет к своей мечте и добивается ее. К мечте, которая казалась ему недостижимой, ведь между ним и миром, куда он так стремился, лежит пропасть. Но Мартин смог сделать невозможное и перепрыгнуть ее. Есть люди-катализаторы, сами по себе они могут ничего особенного не представлять в своей среде, но для кого-то они просто открывают целый мир. Руфь самая обычная девушка, не слишком умная, не слишком смелая, болезненная и не слишком красивая, но для Мартина она открыла целый мир, который он решил завоевать ради нее, из-за нее, для нее. Не будь Руфи, Мартин так бы и остался простым славным парнем и женился на Лиззи, и еще неизвестно, что бы было для него лучше. А Руфь разбила ему сердце, так разбила, что он так и не оправился от этого удара, и даже после того как она решила к нему вернуться, ему это было уже не нужно. Для меня это история клинической депрессии. Наши допаминовые рецепторы очень нежная штука. Если организм все время пришпоривать и жить на грани выживания, то рано или поздно наступит выгорание. Себя надо любить, надо давать себе время отдыхать, перезагружаться, спать достаточно, потому что потом расплата будет жестокой - нервное истощение. Если бы Мартин жил в наше время, его бы положили в психиатрическую больницу, накормили бы вкусными таблетками, и постепенно смысл жизни вернулся бы к нему. И возможно, он мог бы продолжать писать. Хотя вдохновение это такая штука, к спокойным, довольным и сытым оно редко приходит, а лучше всего оно себя чувствует у голодных, несчастных и сжигаемых внутренним огнем. [Про самоубийства]
А еще лучший друг Мартина покончил жизнь самоубийством, а самоубийство очень заразительно, в новостях не пишут о самоубийствах, потому что после каждого такого случая, особенно у подростков, есть волна самоубийств, (вспомните синий кит), как будто они жили себе и даже не думали об этом, но когда это случается с кем-то близким, поневоле начинаешь об этом думать, а уж если ты несчастен, а подростки и молодые люди в большинстве случаев по умолчанию несчастны, то результат предсказуем, у большинства хватает здравого смысла, опор в жизни, чтобы не делать глупости, но всегда находится слабое звено. Кстати, поэтому в школе бьют тревогу и буквально дуют на воду, едва им хоть немного почудится, что кто-то из детей задумался о самоубийстве, сразу принимают меры, это самое страшное, что может случиться. Над взрослыми, конечно, уже не так трясутся, просто нет ни рамок, ни ресурсов, ни возможности все это отслеживать. Кстати, по статистике, в большинстве случаев те, кто пробовал самоубиться, на пороге смертного одра начинают об этом жалеть, жажда жизни берет верх. В случае Мартина он должен был передумать, как только окажется в воде, и стал бы бороться за жизнь. Тут мы можем только гадать, как все было, все-таки Мартин литературный персонаж, а не живой человек. А еще он очень очень молоденький, почти мальчик, и самоубийство его друга сильно на него повлияло.[Про эзотерическую муть]
А еще для меня это история, вы сейчас будете надо мной ржать, но может, кто-нибудь из вас читал Зеланда? трансерфинг реальности? Эту эзотерическую муть? Я вот читала. И в одной из его книг говорится о том, что страстное сильное желание отпугивает свою реализацию, мешает его осуществлению. Нельзя хотеть так сильно, когда мы придаем желанию слишком большую важность, ему очень трудно почти невозможно осуществиться. Слишком большое желание создает избыточный потенциал, и в результате равновесные силы отбирают у человека желаемое. Надо снизить важность, хотеть, но так, слегка, вполшишечки. Заметьте, что когда Мартин потерял Руфь и всякую надежду, стал равнодушным, все, что он хотел раньше, он получил. Маятник качнулся в обратную сторону. Если бы Мартину хватило сил очухаться от своей хандры, он бы мог оседлать волну успеха и жить счастливо с Руфь или с Лиззи. Но по законам жанра Джеку Лондону нужен был эффектный конец. Хотя этот роман автобиографичный, и сам Джек Лондон вполне себе жил и процветал.[Про фанфики]
Удивительно, но на него не написали ни одного фанфика! Наверное, этот роман слишком классический для этого. Я не любитель фанфиков, но мы в чатике с ходу придумали кучу разных способов развить сюжет, вот например: Мартин всплыл, его подобрала случайная лодка, он очнулся в госпитале, а возле его кровати дерутся Лиззи и Руфь...
Перечитывание этого романа пробудило во мне много разных мыслей, я даже не все записала (и слава богу, скажут некоторые). Прекрасный роман.