Сегодня я выступала в классе с презентацией пациента. Пациентом был Вовка.
У нас на курсе после практики каждая студентка должна подготовить презентацию про какую-нибудь болезнь и рассказать про больного этой болезнью. С начала месяца каждый учебный день мы прослушиваем одну-две презентации, обычно это связано с темой, которую мы в этот день проходим. Обычно эти презентации проходят очень скучно - девочки включают слайды, в которых напихивают информацию, и зачитывают их перед классом. Мне было скучно такое делать, захотелось выпендриться, и моя презентация вышла совсем-совсем другой…
Я вышла перед классом, помахала на себя листочком, сказала: "Ах, как я волнуюсь, как волнуюсь!". И каменным голосом, уставившись в листочек, прочитала: " Меня зовут Женя, я учусь на курсе повышения квалификации, и тема моей презентации - метаболический синдром". Класс привычно заснул, и тут же проснулся от моей следующей фразы, и больше не засыпал. От меня не отводили глаз, от каждого моего слова ржали, возбужденно переговаривались, ловили каждое мое слово и очень бурно реагировали.
Я показала эту картинку (она повторялась на всех слайдах, где я говорила про пациента) и сказала:
Познакомьтесь - это мой пациент Владимир. 48 лет, здоров как бык. Его история болезни пуста, как чистый лист - табула раса. Он никогда не ходит к врачам и с трудом помнит, к какой больничной кассе он относится. Сегодня он пришел в поликлинику из-за… ДРУГОЙ проблемы. Допустим, у него колючка в пальце, и он пришел к медсестре. Никогда не приходил, а тут пришел. Бывает.
Что делает обычная медсестра в… ДРУГОЙ поликлинике, когда к ней приходит такой пациент? Когда снаружи ее ждет очередь из 20 пациентов?
Она делает ему перевязку! И все!
Но если он попадет к медсестре в поликлинике Меухедет, может, у нее будет чуть больше времени, потому что Меухедет в несколько раз меньше, чем ДРУГАЯ больничная касса. Может, снаружи у нее сидит не двадцать пациентов, а всего лишь пять. Хотя нет, пять это много, такого ни разу со мной не случалось, допустим, их там снаружи двое.
На этих словах все присутствующие в классе заржали и больше не останавливались.
И вот этот пациент приходит ко мне, и я решаю немного заполнить это пустое пространство. Я спрашиваю его - женат, не женат? - он строит мне глазки.
Эта фраза мне особенно нравится, с учетом того, что я задаю этот вопрос своему собственному мужу, но никто в классе еще об этом не подозревает.
Я собираю анамнез, начинаю задавать вопросы, и он мне отвечает - нет, нет, нет, нет! (на экране в это время демонстрируется список из ответов, начинающийся на "не" - не курит, не пьет, нет хронических болезней, нет операций в прошлом и т.д.
Идеальный пациент!
Что еще я могу с ним сделать? Я начинаю с тривиальных вещей - рост, вес.
Рост 176, вес 99. BMI=33
Валла! Есть у нас лишний вес, ожирение первой степени!
И в самом деле, вы можете видеть у Владимира есть лишний вес (я показываю на картинку). Скоро мы поговорим об этом подробнее.
Я двигаюсь дальше, и меряю пациенту давление. Давление у него 140-90.
Валла! У Владимира есть повышенное давление!
Со всем этим я посылаю Владимира к врачу. Допустим, врач как раз освободился, никто не назначил к нему очередь, и я завожу Владимира к врачу - он не хочет, он не понимает, зачем, но я настаиваю.
Врач проводит карточку, видит пустую историю болезни и посылает Владимира на анализы. Самые простейшие - состав крови, жиры, сахар.
И что мы видим в его анализах?
Высокие липиды, сахар натощак 126, HBA1C - 6.5!!
Вы понимаете, что произошло? Человек приходит в поликлинику из-за ранки в пальце, только переступает порог - и у него уже есть несколько диагнозов! Невероятно! Я превратила здорового человека в больного. Так он думает!
Собственно, все эти диагнозы можно сократить до одного основного - метаболический синдром, и о нем мы сегодня и будем говорить.
Я говорю пациенту: "Владимир, у тебя проблемы! У тебя ожирение 1 степени, гиперлипидемия, высокое давление, метаболический синдром и диабет! Тебя нужно лечить, Владимир!"
А он мне говорит: "Я только зашел в поликлинику, и ты уже прилепила мне 5 диагнозов! Вам нечего делать? Я чувствую себя прекрасно! Я здоровый человек! Идите лечите больных людей, а я здоровый, я не хочу лечиться!"
И тогда я сделала ему короткий инструктаж на одной ноге, быстрый, ясный и немного жестокий. Я сказала:
Владимир, диабет - это дорога в один конец, и обратного пути не бывает, нелеченая болезнь наносит непоправимый вред всем органам и поражает кровеносные сосуды во всем теле, и если ты не возьмешься за ум, не изменишь образ жизни, не начнешь принимать таблетки, соблюдать диету и заниматься спортом, то ты ослепнешь, и тебе будет очень тяжело добираться в больницу делать диализу, потому что тебе отрежут обе ноги!
Класс рыдал, обнявшись. У нашей преподавательницы глаза были как два блюдца, и она хрюкала от смеха. Я продолжала:
Наше тело создано, чтобы работать! Работать - это не значит весь день сидеть за компьютером и ходить только в туалет. Ты должен работать, чтобы поесть! Ты не должен открыть холодильник, ты должен бегать за мамонтом! Ты должен вспотеть! Твой пульс должен подняться до 140! Ты должен двигаться! И если ты этого не делаешь - это цена, которую ты платишь!
И я широким жестом показала на экран, где в ряд висели картинки - очки слепого, страдающая почка и мужик без двух ног.
Владимир, ты знаешь, что такое метаболический синдром? Болезни, которые у тебя есть - все они часть одного синдрома под названием метаболический синдром. Его еще называют синдромом невосприимчивости к инсулину. Он включает высокий уровень триглицеридов в крови, высокое давление, высокий уровень сахара в крови.
Все это начинается со скопления висцерального жира на животе.
Дальше я показывала умные картинки, иллюстрирующие патологические процессы, и рассказывала про метаболический синдром - эпидемиолонию, патолонию и симптомы (не буду вас этим грузить). По этой теме материала довольно мало, метаболический синдром обычно описывается в двух словах, и дальше лектор продвигается к диабету, давлению, сердечным болезням или другим патологиям. А я хотела сосредоточиться только на метаболическом синдроме, и мне пришлось очень постараться, чтобы накопать материала на эту тему, и я все время переживала, что материала у меня недостаточно, и лекция получится жидкой. Но слушатели остались очень впечатлены глубиной моих знаний, так что с этой задачей я справилась.
По статистике количество больных с метаболическим синдромом только в Европе больше 60 миллионов человек. В Америке это треть, в остальных странах - четверть населения. Если взять любого из хронических больных, то у большинства найдем МС, которому 10-20 лет. Считается, что метаболический синдром - болезнь людей среднего и старшего возраста, но сейчас количество молодых людей, страдающих синдромом X (это еще одно название метаболического синдрома), оценивается более чем в 2 миллиона. Метаболический синдром - одна из наиболее актуальных проблем современной медицины, связанная с ведением нездорового образа жизни.
Дальше я говорила о причинах синдрома, как его диагностируют, и как избежать и предупредить его развитие, не забывая прибавлять к каждой фразе: "Да будет тебе известно, Владимир… А знаешь ли ты, Владимир…", иллюстрируя презентацию умными и страшными картинками по теме.
И после всей этой лекции Владимир сказал: "Ладно, ты меня убедила. Что же делать?"
И мы с врачом построили ему программу лечения, очень простую - таблетки, спорт, диета.
Дальше я заставила студенток хором назначать Владимиру таблетки на каждую из его болезней.
Описала его поход к диетологу, специализирующуюся по диабетикам, и диету, которую она ему составила - без соли, без сахара, без жира.
Про спорт я рассказала, что он очень важен для снижения веса, для снижения сахара в крови, для повышения чувствительности к инсулину. И сказала, что у Владимира несколько лет был абонемент в спортзал, за который он платил каждый год много денег, но не ходил. И именно в этом году его жена сказала - хватит выбрасывать деньги. Хочешь заниматься спортом - иди на улицу и иди пешком.
И он пошел. Каждый день после работы он выходил из дома, один день он шел направо, второй день он шел налево. В день, когда он шел направо, он ходил в парк на углу его улицы, где муниципатитет установил тренажеры под открытым небом, и делал упражнения. В день, когда он шел налево, он спускался с горы Кармель (300 метров высоты) к морю, и ходил по набережной от Студенческого пляжа до Рамбама и обратно, а потом поднимался в гору домой (20 километров). И так он ходил каждый день, один день направо, другой день налево.
И я проиллюстрировала свой рассказ Вовкиным треком из Эндомондо с записью его двадцатикилометрового похода! Но даже тогда никто из студенток и преподавательниц ничего не заподозрил! Я продолжала:
Через три месяца Владимир пришел в поликлинику за новыми рецептами на лекарства. (я проиллюстрировала это той же самой картинкой, но в три раза уже).
Что с ним случилось за эти три месяца?
Он похудел на 25 килограмм. У него пропал сахар, давление, жиры.
И врач отменил ему все лекарства!
Через 3 месяца он повторил все анализы, все они остаются прекрасными.
Но он знает, что если он потолстеет, все его недуги вернутся.
И в конце я показала фотографии Вовки, и сказала:
Так как совершенно случайно Владимир - это мой муж, он разрешил мне показать свои фотографии в классе. Так он выглядел раньше - и так сейчас.
Что творилось с классом в этот момент, описать трудно! Я видела восхищенные глаза, девочки повскакивали с мест и орали, преподавательница утирала слезы! Это был триумф!! На место меня провожали аплодисментами, и потом еще долго не могли успокоиться, и цитировали мне мои же слова, и смеялись, и перебивали других выступающих! И даже по дороге домой соученицы подходили ко мне, поздравляли, говорили, что никогда не слышали такой чудесной и оригинальной презентации, и что они получили огромное удовольствие!
Честно говоря - я тоже!