Будни злобного препода

Feb 12, 2010 01:54

У меня чем дальше, тем больше складывается впечатление, что для родителей частный репетитор, приглашенный "подтянуть" их чадо по соответствующим предметам или подготовить к экзаменам - эдакий чудотворец по вызову. "Хочешь максимум - требуй невозможного", очевидно так. Ребенку не нравится предмет и вообще не нравится учеба в школе - "но Вы же педагог, Вы должны найти подход". У ребенка большие проблемы с системным мышлением - "но Вам же платят за то, чтобы Вы научили". За два (два!) урока необходимо получить результат - "А вдруг у Вас есть методика".

Приходится объяснять, что стопроцентно работающей универсальной методики для научения разных по характеру детей, имхо, не существует. Что если ребенок ничего не учит и не делает домашние задания, то результата не будет, даже если я вывернусь наизнанку. Что свои мозги невозможно имплантировать моментально и напрямую, если с мозгами проблема - на сдвиги в мышлении и приобретение знаний нужно много времени и усилий не только педагога, но и в первую очередь самого ученика.

Одна из самых тяжелорешаемых проблем, однако - некоторые (так называемые) учителя, для которых оценка по предмету и оценка за поведение на уроке является единым целым, и снижается в целях утихомирить класс, который другими способами такой "учитель" не в состоянии держать под контролем. Обычно ситуация, о которой, конечно же, никто прямо не скажет, выплывает косвенным образом - когда по уровню знаний и умения соображать ребенок не производит впечатления нуждающегося в репетиторе, а родители паникуют по поводу плохих отметок. Тогда я обычно советую - ученику попытаться "быть хитрее", поладить с учителем и вести себя спокойнее, а родителям - даже сменить педагога.

А есть и такое явление, как "глюки" школьной программы. Свежий пример - химия за 8 класс у одной из учениц. Они еще год назад прошли понятие "валентность" и на контрольных сами пишут уравнения по цепочке превращения одних неорганических веществ в другие, все как положено, с уравниванием. Что такое "валентность", девочка толком не понимает, просто у ребенка хорошая память, и формулы зубрятся наизусть. В процессе объяснений выясняется дивное: ребенок понятия не имеет о том, что такое атомы и молекулы, а строение атома они даже по физике еще не проходили! Вот и обьясни ей, что такое эта загадочная штука-валентность непонятно-чего. Что вы думаете, пришлось сочинять объяснение "на пальцах" и придумывать сказки в духе "Представь себе атомы в виде человечков, которые держатся за руки. Если валентность 2 - ручек две, а если 5 - то их пять, со сколькими человечками этот человечек возьмется за руки?".

В сомнениях, не лучше ли было побыть занудой и объяснить ей все вне программы по-научному, с протонами, электронами и электронными оболочками. Дети, они часто гораздо умнее тех учебников, которых для них пишут. И даже иногда читают "Картины современной физики" в возрасте 5 лет и в 7 лет учебники по электронике - правда, таким репетитор в школе оказывается уже не нужен :)

будни злобного препода

Previous post Next post
Up