Этот фантастический мир. Выпуск 15. Абсолютная защита (1989)
Режиссёр:
Антонина ЗиновьеваСтрана:
СССРГод выпуска:
1989Автор сценария:
Валерий Вейцлер по рассказу
Роберта Шекли (Robert Sheckley)
В ролях:
Пётр Фёдоров,
Павел Андреев,
Евгений Фёдоров,
Александр Очеретянский,
Семен ГригорьевКомпозитор:
Михаил ЧекалинХудожник:
Валерий Вейцлер Жанр:
TV,
комедия,
телеспектакль,
фантастикаПроизводство:
Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ В
детстве я очень легко пугался происходящего на экране. Возможно я
просто очень сильно сопереживал героям, а может быть был просто нервным,
если не сказать хуже. В любом случае, среди обрывочных воспоминаний про
фильмы, вызывавшие у меня страх, пусть даже и не сильный, затесалось
одно очень странное воспоминание. Это был фильм, который я видел по
телевизору, там был монстр, пытавшийся отъесть голову человеку, причём (как я тогда понял)этот человек уговорил потребителя себя, что есть его нужно только с шоколадным кремом. Когда я вспомнил про это безумие в зрелом возрасте, то очень загорелся желанием пересмотреть, а точнее посмотреть, поскольку только этот эпизод и помнил. Ну ещё ожившую одежду, но её вообще смутно. Было ясно, что это русский фильм. Что он дешёвый. Очень дешёвый, куклы предельно простые. Но крайне оригинальный.
Только начав изучение
сериала "Этот фантастический мир" я понял, что же встретилось мне в
позднесоветском телеэфире.
Первым впечатлением было всё же
разочарование, я знал, что это телеспектакль, но в происходящем было
слишком много от спектакля обычного. Откровенная сцена провинциального
театра, космический антураж ограничен старинными рисунками созвездий на
стенах, что привычно для ранних выпусков "ЭФМ", но в случае с Зиновьевой
сильно удивляет.
На этом фоне два весьма артистичных молодых
человека громко сочиняют рекламные слоганы для своей фирмы, занимающейся
очисткой планет. Играет музыка, столь же несерьёзная и дурашливая, как
поведение героев, при всём уважении к Чекалину.
Одним словом я
приготовился к худшему. И сильно ошибся. Уже через пять минут начался
лучший телеспектакль, известный мне на настоящий момент.
Это
экранизация Шекли. Конкретно одного из рассказов цикла про "Лучшую
Службу Очистки Планет". Другой рассказ из этого цикла уже был
экранизирован Тамарой Павлюченко в рамках спектакля "Случай с
полковником Дарвиным". Получилось ужасно. Поэтому мне трудно избавиться
от подозрения, что Зиновьева просто показала коллеге, как нужно снимать
юмористическую фантастику. Этот спектакль ещё более дешёвый, чем "Случай
с полковником Дарвиным", но при этом абсолютно адекватный изначальному
тексту. Имеется планета РЖС5. На этой планете никак не могут удержаться
люди, поскольку всех колонистов жестого убивают призраки. Фирма
"ЛУСЛОПС" получает заказ на очистку планеты от любой возможной угрозы.
Прибыв на место, один из героев обнаруживает, что призраки есть, они
вполне материальны и способны атаковать. И что он их всех прекрасно
знает, поскольку они все пришли из его детских страхов. Сперва оживает
одежда, висящая на стуле. Затем приходит монстр Хвататель поедающий
детей с шоколадным кремом. Потом шепчущая тень с летающими зубастыми
рыбами. И в итоге взрослому мужчине нужно срочно вспомнить те трюки, с
помощью которых он в детстве отпугивал буйные порождения своего
неокрепшего подсознания.
Реализованно всё просто замечательно. Тут
достижение даже не самой Зиновьевой, и сценарий, и декорации, и,
главное, куклы монстров сделал один человек, Валерий Вейцлер . Судя по
этому спектаклю он был в состоянии за копейки реализовывать очень
качественный комедийный хоррор в лучших традициях западного кино
категории Б из блаженных восьмидесятых. Ему бы продюсера вроде Чарльза
Бэнда, и лицо советского кино навсегда бы изменилось. Причём к лучшему.
Достаточно сказать, что эпизод на космическом корабле, с
материализовавшимся Ворчуна буквально является единственным в истории
советского/российского кино подражанием "
Чужому/
Alien".
Отличный фильм, показывающий весь потенциал команды создателей. Антонина
Зиновьева сейчас считает его неудачным, поскольку считает, что нужно
было делать больший упор на юмор. На мой же взгляд, в этом спектакле был
выдержан идеальный баланс между юмором, хоррором и фантастикой.
И
кстати, музыка Чекалина в итоге оказалась очень даже неплохой.
Талантливый но несерьёзный синти-поп, включая очень странную песню
монстров про то, как есть людей с шоколадным кремом.
(
Comments |
Comment on this)