Сэнит Зон/Бля! (1990)

Sep 11, 2012 02:09

Сэнит Зон/Бля! (1990)

Режиссёр: Ефим Гальперин
Страна: СССР
Год выпуска: 1990
Авторы сценария: Семен Винокур, Ефим Гальперин
В ролях:  Владимир СамойловСергей Газаров, Борислав Брондуков, Любовь Полищук, Максим Беляков, Александр Леньков, Андрей Бандровский, Андрей Макаров, Богдан БенюкВадим Гемс, Валерий Афанасьев, Владимир Бадов, Екатерина Ленькова, Кирилл Мокеенко Юрий Катин-Ярцев
Жанр: комедия
Производство: АОЗТ "АКВО"
Страница на imdb

У этого фильма был реальный шанс навеки войти в историю советского кино. Не в плане выдающихся художественных достоинств, а в плане провокационности. Он должен был называться коротко и ясно, "Бля!". Совершенно нецензурное и немыслимое ещё недавно название вполне могло привлечь в кинотеатры и так уже сильно шокированного происходящим в кинематографе зрителя. Заодно забив последний гвоздь в крышку гроба цензуры. Не получилось, решением Госкино СССР фильм в итоге получил нейтральное, совершенно невнятное название, являющееся русской калькой с английского sanitary  zone. Санитарная зона, в контексте фильма - туалет. Очень жаль, на самом деле, первое название идеально соответствовало происходящему на экране.
Это политизированная комедия абсурда, одна из сотен снятых в то время, возможно под влиянием фильмов Мамина. Важное замечание, это хорошая комедия абсурда. Всё таки большинство фильмов той волны явно не могут претендовать на звание хорошего фильма, они были скорее странны, чем смешны. А здесь именно комедия, смешная потому, что авторы сознательно делали её смешной.
Маленький город, ещё недавно бывший "закрытым". Руководство города собралось на вокзале и крайне нервно репетирует церемонию встречи уже подъезжающего "Поезда дружбы". Внезапно старый и опытный полковник Косолапов замечает, что вместо десяти хлебов с солью для гостей припасено одиннадцать. Присутствующие сотрудники КГБ подтверждают самые худшие подозрения, накануне при переносе порохового завода была похищена крупная партия взрывчатки. Присутствующий на том же вокзале лидер местной мафии, замаскированный под грузчика, говорит что это не его люди похитили, и что это какие-то очередные экстремисты, не то экологи, не то народный фронт какой-нибудь.
И тут начинается хаос. Весь фильм его герои в панике предотвращают теракт, пытаясь задержать несчастный поезд на путях возле города. Героев, собственно два. В высшей степени патриотичный милиционер, вынужденный в связи с новыми временами скрывать от своей девушки тот факт, что он работает в ненавидимой всеми системе. И интеллигентный мелкий жулик с диссидентскими взглядами, произносящий красивые слова о свободе личности и тянущий все, что плохо лежит. Первого начальство откровенно использует как расходный материал, отправив без малейшей защиты по очереди проверять каждый каравай хлеба, пытаясь сдетонировать возможную бомбу. Второй случайно украл в общей суматохе чемодан с деньгами, принадлежащими мафии, и пытаясь спрятаться залез прямо в помещение вокзального туалета, где эту бомбу и пытаются взорвать. И вот, в запертом помещении, ожидая взрыва, ведут спор фанатик и шкурник. По вокзалу тем временем с матом бегает милицейское начальство и номенклатура, пытаясь держать ситуацию под контролем. С соседней крыши за всем цирком следит милицейский снайпер, жлоб кубаноид. Этого снайпера, в свою очередь, контролирует сотрудница КГБ.
Нормальный фильм. Не шедевр, конечно, но после просмотра не остаётся сожаления о потраченном времени. Всё снято весьма энергично, сам сюжет скорее похож на фильм катастрофу, так что смотреть интересно. Персонажи по крайней мере не штампованные, милиция не выглядят чистым злом, а прогрессивная интеллигенция - ангелами. Актёры тоже нормальные. В качестве  hidden gems, извините за каламбур, меня порадовало появление уважаемого мной режиссёра Вадима Гемса в эпизодической роли. И главное, фильм неплохо передаёт саму атмосферу свихнувшегося времени. Тотального бардака в котором не возможно ничего контролировать, поскольку неизвестно кто противник и есть ли он вообще. Зато точно ясно, что в любой момент может произойти тотальная катастрофа, и даже самые радикальные меру могут её только отложить. Судя по тому, что я знаю про последние годы существования СССР, эта картина полностью отражает реальность своего времени.

















(
Comments
|Comment on this)

рецензия, 1990, СССР, Любовь Полищук, комедия

Previous post Next post
Up