День любви (1990)

Aug 11, 2012 00:01

День любви (1990)

Режиссёр: Александр Полынников
Страна: СССР
Год выпуска: 1990
Авторы сценария: Юрий Манусов, Игорь Побережский, Григорий Елисаветский
В ролях: Андрей Болтнев, Анна Назарьева, Андрей Смоляков, Сергей Газаров, Сергей Чернов, Татьяна Бедова, Анна Иваницкая, Владимир Наумцев, Руслан Ангельчук, Лев Перфилов
Композиторы: Виктор Голубец, Георгий Черкасов
Жанр:  sexploitation, боевик, драма, эротика
Производство: Алан, Одесская киностудия
Страница на imdb

При всём моём глубоком интересе и уважении к русскому экспло, я вынужден признать, что не представляю себе большинство этих фильмов с успехом показываемыми в американском грайндхаусе где-нибудь в конце семидесятых. Всё очень просто, за короткий период свободы не успели вырасти циничные профессионалы. Были яркие, оригинальные художники вроде Светозарова, были не менее оригинальные графоманы вроде Музыки и Кучкова. Не было производителей, спокойно отмеряющих процентовку секса и насилия для удовлетворения зрителя, изголодавшегося на пресном в этом плане советском кино. Подобный перекос был неизбежен, ведь американское экспло развивалось десятилетиями, уцелев даже в эпоху Кодекса Хейса. Появлению Расса Мейера предшествовали целые десятилетия медленного развития соответствующих жанров. Русское немое экспло, процветавшее до самого конца НЭПа, было ликвидировано с корнем на многие десятилетия. Того короткого периода, когда рухнула прежняя система и не успела зародится новая, явно не хватало для навёрстывания упущенного. В итоге появились десятки очень необычных, по хорошему экзотических фильмов. Более менее профессионального продукта оказалось куда меньше.
Если был среди жанровых режиссёров хоть один, двигавшийся, на мой взгляд, в нужном направлении, то это был Александр Полынников. Его невозможно назвать "художником", его самые известные фильмы - абсолютно конъюнктурный, коммерческий продукт. В основном он известен как автор русского аналога "nudist films", эротических комедий, в которых стриптиза больше, чем шуток. При этом его лучшие фильмы легки, ненавязчивы и абсолютно адекватны своей нише. Довольно редкие качества для фильмов того времени.
Впрочем самый заметный его фильм трудно назвать лёгким. Боевик "День Любви" способен удивить даже самого опытного зрителя. Это нечто. Лютое, совершенно отмороженное экспло про коварный план мафии, решившей отвлечь милицию от расследования крупного хищения путём организации массовых изнасилований. Я не шучу, это и есть сюжет. С завода планируют угнать большую партию Камазов. В городе появляется следователь, который знает и время, и место. Для того, что бы милиция не мешала, молодёжной группировке "моталка" даётся большой заказ, с оплатой за каждые трусики, сорванные с девушки в процессе отвлечения внимания милиции. Фильмы про изнасилование и последующую месть злодеям всегда были популярны, ведь сексуальное насилие как раз и состоит сразу из обоих ключевых для экспло кинематографа понятий. Секса и насилия. Но я лично не видел другое "Revenge" такого безумного масштаба.
Фильм затрагивает сразу несколько популярных в то время тем. Эротика? Сколько угодно. Молодёжные преступные группировки? Моталка выглядит как окончательно озверевшие любера. Проблема отцов и дочерей, столь часто всплывавшая в чернушных социальных драмах? Героиня, раскованная провинциальная королева красоты в исполнении действительно красивой и действительно раскованной  Анны Назарьевой презирает своего пролетарского отчима и с нетерпением ждёт поездки на запад со своим настоящим отцом, немцем. Мода на западные боевики? Ключевая сцена, когда герой пытает лидера "моталки" подвесив его на заводе на крюк и прогоняя через раскалённую печь, полностью повторяет сцену из боевика со Сталлоне, которую до этого герой смотрел на видео. Эта мешанина, безусловно, конъюнктурна до невозможности, но вот в чём загвоздка, реализовано всё вполне качественно. Редкий случай, когда дешёвый чернушный боевик, снятый в последние годы существования СССР, смотрится с интересом и удовольствием.
Впрочем я повторюсь, неплохая реализация вовсе не отменяет того факта, что перед нами неправдоподобная дичь. Выпадающая за рамки логики уже сюжетной предпосылкой. Возможно это связанно с тем, что среди сценаристов затесался Юрий Манусов, человек с очень богатым и не вполне здоровым воображением. В итоге многие сцены вызывают восхищение своей абсурдностью, начиная от истребления злодеев немцем инженером с помощью роботов сборщиков на линии и заканчивая моей любимой сценой фильма, погромом в управе. В этом эпизоде толпа, возмущённая бездействием милиции и требующая расправы над насильниками, фактически возглавляется этими самыми насильниками из "моталки" в полной униформе банды. Это при том, что "День Любви" был объявлен бандой открыто и они не скрывали ни лиц, ни одежды. Полный абсурд, мне очень понравилось.

Хороший фильм, кроме шуток. Мрачная параноидальная чернуха, заметно превосходящая по качеству своих конкурентов. Если есть русский фильм, который можно представить показанным в грайндхаусе, то это он и есть.













(
Comments
|Comment on this)

1990, sexploitation

Previous post Next post
Up