Лох - победитель воды (1991)

Jul 29, 2012 23:08

Лох - победитель воды (1991)

Режиссёр: Аркадий Тигай
Страна: СССР
Год выпуска: 1991
Автор сценария: Аркадий Тигай
В ролях: Сергей Курёхин, Александр Глазун, Анатолий Журавлёв, Андрей Краско, Андрей Пономарев, Валентин Жиляев, Виктор Трегубович, Владимир Ермилов, Владимир Ерёмин, Габриэль Воробьёв, Игорь Яковлев, Лариса Бородина, Мария Капнист, Олег Косавненко, Татьяна Захарова
Композитор: Сергей Курёхин
Жанр:  детектив, драма, триллер
Производство: ЛенфильмТроицкий мост
Страница на imdb

И когда она кончила песню и сказала слово Нонюдо - стало тихо.И слышен был полёт бабочки. Те же двое оставили сосуд и ушли к подножью гор.

Абсолютно неожиданное кино. От фильма с Курёхиным в главной роли по умолчанию ждёшь или авангарда, или постмодернистского арт-хауса. Тем более, что Тигай - режиссёр связанный с Маминым, он был вторым режиссёром и соавтором сценария фильма "Окно в Париж"(imdb).
Первое впечатление соответствующее, под отличную, как всегда,  музыку, очень странный, даже противный голос читает некий эпос Шии, пока главный герой просто идёт по улице. Сей эпос, судя по названий,  кельтский, Шии - это явно Сид. Народ холмов. Всё вместе  сразу напоминает о том, что "лох" - это не только ценный мех, простите, сленговое название для не очень приспособленных для бизнеса людей, но и озеро в кельтских языках. Однако столь откровенно арт-хаусная подача практически моментально сменяется на вполне обычное кооперативное кино, в смысле кино о тяжёлой доли кооператоров в переполненном рэкетирами мире.
Курёхин играет тут чистого, беспримесного интеллигента по имени Павел Гореликов, вступившего в конфликт с мафией. Конфликт более чем банальный, убийство друга, расследование, страшная месть. Поскольку герой - не афганец, а изобретатель, то привычная и надоевшая сюжетная схема делает лёгкий уклон в сторону. Вместо мордобития творческий подход, и к слежке, и к истреблению врагов. Последнее привело к появлению одной из самых странных сцен фильма. Герой, в семейных трусах, создаёт и испытывает в домашних условиях боевую вундервафлю для борьбы с рэкетом. Орудие возмездия бъёт врага электрическим током. Испытывается всё это великолепие на батарее в доме, а соответственно и на соседях. Если бы весь фильм состоял из таких эпизодов, ему бы просто не было цены. Впрочем это и так хороший фильм. Пусть не оправдывающий никаких предвкушений и ожиданий. Но если его смотреть самого по себе, то это вполне достойная альтернатива перестроечным боевикам, рассказывающая вполне архитепичную историю под неожиданным ракурсом. Курёхин хорошо играет наивного человека с каждым шагом превращающегося в отмороженного и безжалостного убийцу. Неправдоподобность многих эпизодов выглядит сознательной и вызывает улыбку. Есть и эксплотационные эпизоды с обязательной обнажёнкой. И главное - у фильма очень хороший финал. Он неправдоподобен, конечно, но по настоящему мрачен и соответствует многим мифологическим темам.
"По истечению этих же семидесяти четырех лет приснилась ему дева с соколом на плече.
Тогда ему явились семь старцев седовласых и означали они семь степеней удушья.
Сели они в круг и сказавши "Радуйся огонь духа", съели того сокола и томились от боли,
И сказали они Харитону: Ты можешь победить реку, но ты не можешь вернуть жизнь."

Важное замечание, "эпос" явная стилизация. Как я уже упоминал, название кельтское. Но среди ирландских саг мне неизвестно ничего похожего, даже близко. Сам читаемый текст не похож по именам и географическим названиям на кельтский, героя "эпоса" зовут Харитон, упоминается река  Сулейма и так далее. Это скорее похоже не ехидную стилизацию под советские издания ирландских эпических текстов. Вполне в духе Курёхина.

В целом - неплохо. Просто не ждите от этого фильма многого, и вам может понравится то, что есть.

Мне - понравилось.
(
Comments
|Comment on this)

рецензия, драма, 1991, триллер, Сергей Курёхин, СССР, детектив

Previous post Next post
Up