Безумие / Sileni (2005)

Mar 02, 2009 05:08

Безумие / Sileni (2005)
Режиссёр: Ян Шванкмайер (Jan Svankmajer)
Страна: Чехия, Словакия, Япония
Год выпуска: 2005
В ролях: Павел Лиска (Pavel Liska), Ян Триска (Jan Triska), Павел Нова (Pavel Nový), Анна Гейслерова (Anna Geislerová), Ярослав Душек (Jaroslav Dusek), Мартин Губа (Martin Huba), Стано Данчак (Stano Danciak), Йири Критинарж (Jirí Krytinár), Стирад Гётц (Ctirad Götz), Ива Литтманова (Iva Littmanová)
Автор сценария: Ян Шванкмайер (Jan Svankmajer) по мотивам произведений Эдгара По (Edgar Allan Poe) и Маркиза де Сада (Marquis de Sade)
Жанр: арт-хаус, драма, сюрреализм
Производство: Athanor, C-Ga Film, Ceská Televize , Barrandov Studios
Страница на imdb

Самую лучшую рецензию на данный фильм вы услышите в его начале. Из уст самого Шванкмайера.
Первые кадры. Грустный старик смотрит в камеру и говорит следующее:
Дамы и господа, фильм, который вы сейчас увидите - фильм ужаса,со всем упадничеством, присущим этому жанру.
Это не произведение искусства.
Сегодня искусство почти мертво, его заменило некое рекламное отображение лица Нарцисса в зеркале воды.
Можно воспринимать этот фильм как посвящение Эдгару По, у которого я позаимствовал некоторые мотивы, и Mаркизу Де Саду, которому этот фильм обязан богохульством и всеми ниспровергающими идеями.
В сущности, фильм предлагает идеологическую дискуссию о том, как управлять сумасшедшим домом.
В принципе, существует два способа это делать. Оба в равной степени экстремальны. Один поощряет абсолютную свободу, другой, старый и опробованный, - абсолютный надзор и наказание.
Но есть и третий метод, который комбинирует и обобщает худшие стороны двух первых. Это сумасшедший дом, в котором мы живём.

Примерно на середине речи по полу проползает самый натуральный отрезанный язык.  Всё. Добавить нечего. Поэтому мой текст является скорее не рецензией, а размышлениями на тему фильма…
По большому счёту Шванкмайер никогда не был кинорежиссёром. Он реализовал свой талант как мастер сюрреалистической кукольной мультипликации, гений короткометражных работ. И первые полнометражные фильмы он стал снимать как продолжение своих экспериментов. "Алиса/Neco z Alenky" вообще выглядит как набор самодостаточных эпизодов, объединённых в общую систему целой сетью сквозных образов и вниманием к мельчайшим деталям. Да и "Фауст/Faust" ещё остаётся чистым авангардом, где персонажи средневекового кукольного театра ведут свою кровавую буффонаду на улицах постсоветской Праги. Переломный фильм - "Полено/Otesánek", в нём Ян впервые смог смирить свою буйную фантазию и сделать фильм фильмом. Причём фильмом великолепным во всех смыслах и совершенно узнаваемым по стилю. Экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем пути. Это Вам не буратины с пиноккио… На фоне всего этого «Безумие» выглядит шагом в сторону. Шванкмайер не стал повторять «Полено» и вплетать фирменные образы в ткань повествования как отдельные детали. Он просто разделил фильм на два потока. Собственно история передаётся подчёркнуто лаконичным и бедным видеорядом, в который лишь изредка вплетаются кошмары героя. Но действие всё время прерывается жутчайшими мультфильмами, где все действия персонажей карикатурно повторяют куски мяса и вырванные глаза. По моему решение более чем удачно.
Сюжет, как и всегда у Яна, представляет собой своеобразную обработку классической истории. В данном случае это рассказ Эдгара По «The System of Doctor Tarr and Professor Fether» в русском переводе известный как «Система доктора Смоля и профессора Перро». Естественно, столь культовый текст уже становился объектом для экранизации, например именно он стал основой для дебютного фильма "Особняк Безумия/The Mansion of Madness", снятого замечательным мексиканским режиссёром сюрреалистических хорроров Хуаном Лопезом Моктемумой. Впрочем не ждите следования тексту рассказа, это скорее вариация на тему. И первое отличие от оригинала - фигура Маркиза.
Ещё недавно образ аристократа либертарианца Донасьена Альфонса Франсуа, графа Де Сада (известного под псевдонимом Маркиз Де Сад) был необычно актуальным, особенно во французской культуре и философии. Его бескомпромисно-жуткие идеи и образы влияли на романтиков, сюрреалистов, ситуационистов. Философы уровня Камю, Батайя и Ролана Барта посвящали ему свои тексты. Наверное лучше всех сформулировал причины актуальности Де Сада гениальный ситуационист Рауль Ванегейм:
Маркиз и санкюлот, Д.A.Ф. де Сад объединяет в себе совершенную гедонистическую логику великого плохого сеньора и революционную волю к безграничной радости, получаемой от субъективности, наконец-то освобождённой от иерархических рамок. Его отчаянная попытка упразднить и негативный и позитивный полюс отчуждения ставит его в ряд самых важных теоретиков целостного человека. Настало время, когда революционеры должны читать де Сада так же тщательно как и Маркса.
Рауль Ванегейм - «Революция Повседневной Жизни»
Кинематограф тоже не избежал этого очарования, образы Де Сада заметны как у Бюнуэля, так и у Ги Дебора. (самый известный фильм этого философа назывался "Вопли в Защиту Де Сада/Hurlements en faveur de Sade".) В конце концов Пазолини закрыл тему насилия и подавления в философии Де Сада своим титаническим "Сало или 120 дней Содома/Salò o le 120 giornate di Sodoma", после которого любая попытка использовать эти образы кажется жалкой. Только тема освобождения осталась нераскрытой никем, так как в дальнейшем Де Сад стал слишком серьёзен и спорен для постмодернистского сознания. Но Шванкмайер художник старой закалки, абсолютно безразличный к веяниям моды.
Его Маркиз - буквально воплощает в себе всю противоречивость исторического прототипа. Все его публичные богохульства, чёрные мессы, сексуальное подавление и жестокие шутки на поверку оказываются лишь слабой тенью настоящего насилия, осуществляемого уничтожающей его системой. Он слишком артистичен, чтобы быть злом. И в этом ещё одно различие между рассматриваемым фильмом и рассказом По.
У Эдгара По единственным злом были разбушевавшиеся психи. В принципе их и злом то назвать было нельзя, все их странности были просто декорациями для сцены пирушки. Точно так-же и здесь освободившиеся сумасшедшие несут в себе минимум угрозы. Но главный герой столь пугается этого разгула, что решает вмешаться и вернуть нормальный порядок вещей. Ему это удаётся, и только тогда в фильме появляется зло. Дело в том, что возвращение врачей не оказывается возвращением нормы, безумны все. На смену системе Смоля и Перро приходит система доктора Палки и профессора Ножжа. И первой жертвой старого порядка очень часто становятся те, кто добровольно призвал придти и владеть ими. В этом слишком много аналогий с тем что происходит в окружающем мире, как на Западе, так и в России. Дисциплинарный санаторий легко превращается в зону. А испугавшиеся негативных аспектов свободы - в куски мяса.
Очень хороший и актуальный фильм.





(
Comments
|Comment on this)

Маркиз де Сад, Япония, рецензия, Ян Шванкмайер, Павел Лиска, драма, Ян Триска, Чехия, арт-хаус, сюрреализм, Эдгар По, Павел Нова, 2005

Previous post Next post
Up
[]