Лимита (1994)
Режиссёр:
Денис ЕвстигнеевСтрана:
РоссияГод выпуска:
1994Авторы сценария:
Ираклий Квирикадзе,
Пётр Луцик,
Алексей СаморядовВ ролях:
Владимир Машков,
Евгений Миронов,
Кристина Орбакайте,
Максим Суханов,
Юлия Сидорова,
Мария Липкина,
Александр Кахун,
Ирина Апексимова,
Сергей Газаров,
Сергей Перелыгин,
Андрей Кондрашов,
Изабелла Меферт,
Алексей ЕлизаветскийКомпозитор:
Эдуард АртемьевЖанр:
драмаПроизводство:
Студия 29Страница на imdb Нетрудно сделать плохой фильм по хорошему сценарию. Качественный текст ещё ничего не гарантирует, всё дело в режиссёре. Можно убрать из текста ключевые эпизоды, можно всё просто поменять местами, в конце концов можно просто сменить при экранизации интонацию. Всё перечисленное происходило при экранизациях сценариев Луцика и Саморядова. Но фильм Лимита стоит в этом скорбном списке на особенном месте, в первый раз сценарий переписали и дописали. И очень серьёзно дописали, в титрах указано три сценариста. Конечный продукт оказался очень далёк от сценария "Кто то там внутри". Причём далёк в самых принципиальных моментах.
На самом деле "Кто то там внутри" нельзя назвать лучшим сценарием этих двух гениев. Но это, безусловно, очень хороший текст. Спокойная, немного лиричная история программиста наёмника, одновременно пытающегося разыскивать девушку, с которой у него был случайный секс летней ночью, и выполнить заказ, взломав защиту на дискете. Сама атмосфера сценария напрашивается на решение в духе авторского кино, с длинными планами и долгими периодами молчания. То есть на полную противоположенность фильму "Лимита". Интересно разобраться, как именно произошла такая метаморфоза, превратившая хороший грустный текст в плохой помпезный фильм.
Сразу нужно отметить один важный факт, самый неправдоподобный аспект фильма изначально заложен в сценарии. Луцик и Саморядов, при всех своих многочисленных достоинствах, имели один недостаток, они вполне могли писать текст о том, чего не очень понимают. К примеру очень хороший сценарий "Утро XXI века" основан во многом на работе собачьего психолога, но представляет из себя в этом плане набор фантазий. В случае с "Кто то там внутри" всё ещё смешнее, герой - хакер. Задолго до того, как это слово вообще появилось в русском языке. Возможно это первый русский сценарий про профессионального взломщика программ, уж точно один из первых. Однако Луцик и Саморядов были известными технофобами. Во время учёбы в институте они не пользовались даже пишущей машинкой. Есть байка, что они во время работы над сценарием "
Дюба Дюба"(
imdb) назначали свидание девушкам, приводили в свою комнату и не отпускали до той поры, пока те не перепечатают определённое количество страниц. И по сценарию "Кто то там внутри" совершенно очевидно, что про работу компьютерных программ авторы имеют самые смутные представления, взлом у них происходит скорее по голливудски. И программа взломщик, и программа защитник обладают сложным для своего времени визуальным интерфейсом, похожим на компьютерную игру. И устраивают на мониторе настоящие сражения друг с другом. Очень зрелищно. И чем-то похоже на покемонов. Ясно, что для авторов программисты - скорее романтичный, полумифический образ.
При адекватной экранизации всё это было бы не столь важно, ведь мог бы получиться образец восточноевропейского протокиберпанка вроде венгерского "Метео/
Meteo". Но Евстигнеев всё это снял самым банальным образом, с игрушечными солдатиками на мониторе. Получилось смешно.
Ещё смешнее оказались нововведения приглашённого сценариста, старательно добавившего "крутости" в изначальный текст.
Этим сценаристом стал Ираклий Квирикадзе. Успешный продюссер и сценарист. Но очень странный и спорный. Он уже работал с Евстигнеевым,будущий режиссёр "Лимиты" был оператором фильма "Путешествие Товарища Сталина в Африку" (
imdb),снятого Квирикадзе по собственному сценарию. И это был невероятно бездарный фильм. Давать человеку, способному снять такое, сценарий гениев,значит смешать навоз с повидлом. Все улучшения, внесённые недрогнувшей рукой Ираклия, заметны с первого слова. Они слишком халтурны.
Различие заметно уже по названию. Оно не так ужасно, как первый вариант, фильм снимался под названием "VIP". Но и "Лимита" звучит плохо.
Для Луцика и Саморядова проблема лимитчиков никогда не была проблемой. Их отрицательное отношение к Москве давно известно, и большинство их персонажей родом из самой глухой провинции. Но для них нет никакой трагедии в том, что они пробиваются в чужом, и во многом враждебном городе. Это просто среда. Фильм же получил название "Лимита" и оказался переполнен псевдодокументальными "архивными" кадрами того, как в советское время главные герои веселились, будучи студентами лимитчиками. Это всё однозначно играет на то, что фильм лёгким движением руки превращается в драму чужаков взявших власть над некогда чуждым им городом. В сценарии этого нет и не надо.
Из изменившегося смысла вытекает изменение социального статуса главного героя. Иван в сценарии - талантливый наёмник, работающий на новых феодалов эпохи дикого капитализма. Он по прежнему официально работает преподавателем, но основные деньги получает от заказчиков взломов. Это вполне адекватная плата, он пользуется уважением в своей среде. Но он сам не феодал. Что такое новые хозяева замечательно показано в эпизоде с Сергеем Сергеевичем, когда клиент весело сжигает свой офис ради разборки с банком, одновременно ведя бизнес переговоры и выбирая из проституток девушку на ближайший час. Это очень смешная сцена. Новый русский в ней показан с уважением, и он сам с уважением относится к главному герою. Но из неё хорошо видно, что сам Иван не в состоянии просто так, за свой счёт, уничтожить десятки новых компьютеров вместе с офисом. Герой фильма, при желании, на это способен. Он ведь купил стадион, на котором любил отдыхать в советской юности. Этот перебор понтов смотрится комично, ведь источником дохода всё равно остаётся взлом программ. Луцик и Саморядов, при всей своей технической безграмотности вполне адекватно оценили возможные суммы гонораров. Их герой остаётся "вольным стрелком" и получает относительно честно заработанные тысячи. Герой фильма оказывается частью криминальной организации и получает миллионы. Всё это превращает тихую, во многом лиричную историю о влюблённости и случайном предательстве друга в помпезную чушь. Даже с финальной разборкой с злодеем. И этим заглушает всю романтическую линию фильма.
Несмотря на всё перечисленное, в фильме всё равно остаётся достаточно атмосферы и "духа времени". Его вполне можно разок посмотреть.
Но сценарий "Кто то там внутри" по прежнему ожидает адекватной экранизации.
(
Comments |
Comment on this)