Советские Игрушки (1924)

Jul 19, 2012 02:42

Советские Игрушки (1924)

Режиссёр: Дзига Вертов
Страна:  СССР
Год выпуска: 1924
Аниматоры: Александр Бушкин, Александр ИвановИван Беляков
Жанр: мультфильм, немой мультфильм, пропаганда
Производство: Госкино (Культкино)
Страница на imdb

Именно так и начиналась настоящая советская мультипликация. Настоящей я считаю те сырые, грубые и абсолютно оригинальные работы двадцатых годов, которые в последствии сменились подражанием Диснею. Даже на фоне фильмов того времени первые мультфильмы отличались повышенным уровнем агрессивной политизированности. Это пропаганда. Очень злая и бескомпромиссная. Детям такое показывать нельзя.
Автором первых мультфильмов был Дзига Вертов. Гений. Но гений документалистики. Однако в его "Киноправде" редкие анимационные эпизоды смотрелись очень естественно. Думаю, дело в том, что "Киноправда" создавалась именно как визуальная газета. И совершенно логичным шагом было вставить в ожившие новостные статьи ещё и ожившие карикатуры. Так что корнем, из которого выросли первые мультфильмы молодой страны, были не "Окна РОСТА", а карикатуры и политшарши.

В случае с "Советской Игрушкой", первым самостоятельным мультфильмом в СССР, источник ещё более очевиден. Это Виктор Дени и его "Елочные украшения Дени". Это не прямое заимствование, скорее развитие идеи. Уровень прорисовки просто отличен, движения правда не очень, весьма механические, но для первого рисованного мультфильма в истории СССР всё сделано на запредельном уровне.
Мультфильм, повторюсь, совершенно не детский. Буржуинский разврат, весьма откровенно показанный, в частности карикатурный нэпман сперва пожирает продукты, причём когда пьёт вино это показано точно так-же, как если бы он блевал им. Затем он требует женщину, долго наслаждается лихим танцем явившийся барышни. И пожирает её тоже. Затем издевательство над религией, в виде "церкви мёртвой", представленной православным попом, и "церкви живой", представленной пастором. Церкви дерутся между собой за внимание буржуазии. В итоге рабочий, долго пытавшийся вырезать ножницами ресурсы из живота классового врага, объединяется с крестьянином, они превращаются в некого двуликого Януса и выбивают из буржуина денег на народный банк.
Мультфильм можно целиком разобрать на аватарки. Рекламный кадр Госкино, когда внезапно появляется человек с объективами вместо глаз, я лично считаю идеальным примером стилистики всех фильмов Вертова.

В финале красноармейцы выстраиваются лесенкой, вешают всех попов и буржуев, (барышню вешают за юбку, остальных - за шеи), рабочий с крестьянином залезают наверх. И всё это превращается в новогоднюю ёлку.
Гениальная работа.
(
Comments
|Comment on this)

пропаганда, немой мультфильм, рецензия, 1924, мультфильм, СССР

Previous post Next post
Up