Окраина (1998)
Режиссёр:
Пётр ЛуцикСтрана:
РоссияГод выпуска:
1998Авторы сценария:
Алексей Саморядов,
Пётр ЛуцикВ ролях:
Юрий Дубровин,
Николай Олялин,
Алексей Ванин,
Алексей Пушкин,
Римма Маркова,
Виктор Степанов,
Анатолий Кощеев,
Виктор Венес,
Александр Вдовин,
Галина Золотарева,
Олег Мокшанцев,
Вячеслав КулаковКомпозитор:
Гавриил ПоповХудожник:
Андрей БессолицынЖанр:
арт-хаус,
драма,
комедияПроизводство:
Утро XXI векаСтраница на imdbНеправильный у истории ход. Шло всё нехорошо. А вышло и вовсе...
Главный фильм второй половины девяностых. И один из важнейших фильмов десятилетия в целом. Наглядное доказательство того, что фильмы по сценариям Луцика и Саморядова должны были снимать сами Луцик и Саморядов. Даже несмотря на некоторые недостатки режиссёрского почерка, Луцик снял фильм на порядок лучше, чем все "серьёзные" режиссёры, работавшие прежде над их сценариями. Неудивительно, что культ Луцика и Саморядова связан в первую очередь с этим фильмом. Цитаты из него даже используют индустриальные музыканты, открывающая фильм фраза стала основой для отличной композиции "Родина" группы Altera Forma. И все предыдущие фильмы по их сценариям воспринимаются как культовые именно в сравнении с "Окраиной" как образцом максимального приближения к авторской идее. Была правда у них ещё студенческая короткометражка "Канун", но её мало кто видел.
Если сравнить опубликованные сценарии Луцика и Саморядова с количеством экранизаций, то обращает на себя внимание один любопытный аспект. Ни один сценарий кроме "Окраины", в котором есть относительно ясные политические высказывания, не был экранизирован. И гениальный "Ветер", в котором единственный потенциальный выход из нищеты и беспросветности - вступление в непонятную армию, которая воюет неизвестно против кого под имперским флагом. И "Северная Одиссея", где в Сибири ведут сепаратистскую войну с Москвой и коммунистами, на словах ожидая возвращения царя батюшки. И "Добрые Люди", история полубандитской мужицкой утопии, где, кстати, часть персонажей совпадает с "Окраиной". Даже из "
Дикого Поля"(
imdb) при экранизации исчез "спорный" монолог о России от моря до моря. В итоге единственный снятый прямо политизированный и крайне неполиткорректный текст решился экранизировать только сам автор. Но есть одно но.
Хотя "Окраина", безусловно, прямое политическое высказывание, но мало кто обратил внимание на то, что именно было сказано. Дело просто в том, как именно Луцик всё сказал. Он совершенно гениально понял, что единственный возможный язык для фильма - язык раннего советского кино. Каждый кадр вызывает соответствующие ассоциации, что даёт отличный контраст весьма зверскому сюжету. Именно это делает фильм столь сильным. Но, одновременно, и программирует зрителя на определённые выводы. В связи с советской стилистикой зрители обычно воспринимают фильм как просоветский и относят его к условному "красно-коричневому" дискурсу в постсоветской культуре. Это привело как к критике со стороны либералов, так и к восторженному приёму со стороны самих красно-коричневых. Ну а поскольку наиболее мракобесная часть красно-коричневого дискурса стала частью мейнстрима путинской эры, то возникли даже попытки записать Луцика и Саморядова, задним числом, в протопутинисты. Хотя достаточно пересказать сам сюжет, или прочитать внимательно сценарий, что-бы понять очевидное.
По сюжету герои - фермеры, разделившие колхозную землю в частную собственность. Они обнаруживают, что на их земле появились бурильщики и ищут нефть. Поскольку земля их продана нефтяной компании из Москвы. Крестьяне решают не вешать бурильщиков вверх ногами, а идти в Москву, разбираться на месте. Что и делают, по дороге пытая и убивая всех причастных к сделке. В Москве они доходят до главного, сидящего в кабинете в высоком небоскрёбе. Пытаются договорится, но выслушивают безумный монолог о том, что нефть - кровь земли, и она вся будет принадлежать хозяину. Заканчивается всё убийством злодея и поджогом небоскрёба. Под небоскрёбом оказывается подземное озеро нефти простирающееся до окраин Москвы. И поэтому вся Москва разгорается и гибнет в одну ночь.
Если и была в истории России политическая сила, чьи взгляды близки к высказанным в фильме - то это были "Зелёные" времён Гражданской Войны". Крестьяне повстанцы, вдохновлённые и зачастую возглавляемые правыми эсэрами.
В настоящий момент только регионалисты, русские сепаратисты и национал-демократы имеют моральное право использовать этот фильм для своей пропаганды. Остальным остаётся только наслаждаться высочайшим художественным уровнем фильма. И удивляться точности анализа. Каким то образом Луцик и Саморядов сразу, ещё в девяностые, смогли поняли в каком виде вскоре вернётся ненавистная им советская партноменклатура. И какую роль при этом будет играть ненавистная им Москва. Такое могли бы снять только в девяностые, сейчас фильм бы просто не получил финансирование. А авторы вполне могли бы получить уголовное дело по 282 статье за разжигание ненависти к социальной группе "менеджеры Газпрома".
Гениальный фильм. Очень красивый и очень жестокий. Редчайший случай, когда однозначно положительными героями показан отряд отморозков, готовых даже пытать детей для достижения своей цели.
Минусом я могу назвать только немного странный ритм. Луцик столь резко обрывает и начинает эпизоды, что к этому нужно привыкнуть. Ещё я должен признаться, что до прочтения сценария, даже после нескольких просмотров фильма, я не понимал, что причина депрессии Паньки Морозова абсолютно банальна.
И что секретарша, которую он берёт в Москве в качестве трофея - его бывшая невеста, убежавшая некогда в город. Всё это полностью вычищено из конечного фильма, поэтому от просмотра оставалось твёрдое впечатление, что вся эта линия - лишь иллюстрация к монологу о том, что человек, как вид, стал слаб.
И что единственный способ вылечить эту принципиальную слабость - поехать в город, найти там врага и отрубить его наглую городскую голову.
С другой стороны - в сценарии нет великолепного эпизода со стихами, которые впервые понимает Колька Полуянов.
Оригинал статьи на сайте Весна (
Comments |
Comment on this)